Серафим (Борзецовский Сергей Иванович), иеромонах

  • Дата рождения: 25.5.1847 или 1846
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 20.10.1885
  • Место смерти: г. Москва. Погребен в усыпальнице при Знаменском храме Спасо-Андроникова монастыря

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1856
1860
Донское духовное училище
1860
1866
Московская духовная семинария
окончил по 1-му разряду; посвящен в стихарь 23.8.1864
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

23.2.1869
рукоположен во диакона епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым), в домовой церкви княгини М. А. Мещерской
10.10.1881
пострижен в монашество в храме прп. Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре
18.10.1881
рукоположен во иеромонаха епископом Дмитровским Алексием в Богоявленской, в Елохове, церкви
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.1.1869
янв. 1881
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Николая Чудотворца «Красный Звон» на Ильинке, диакон. Законоучитель частного пансиона для мальчиков Ф. И. Фидлера, на Мясницкой (с 1869)
окт. 1881
авг. 1882
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Высоко-Петровский мужской монастырь, иеромонах
авг. 1882
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Спасо-Андроников монастырь, иеромонах. Член-сотрудник Православного Палестинского Общества (с 27.5.1883)
Показать все

Награды

30.4.1875
благословение Святейшего Синода за усердное служение в сане диакона и духовно-литературные труды
15.5.1883
право ношения набедренника
29.6.1883
знак Императорского Православного Палестинского Общества
Показать все

Другие сведения

В метрической книге московской Іоанно-Воинской, что у Калужских ворот церкви за 1847 год значится, что «25 мая (в воскресенье, в 25 минут 1-го часа утра родился и 1 июня (в воскресенье) крещен Сергий (мирское имя о. Серафима); родители его: приходский священник той же церкви (впоследствии протоиерей) Иоанн Михеев Борзецовский и жена его Вера Николаева. Восприемниками были: московский купец (местный церковный староста), Иван Феодоров Позднеев и двора Его Императорского Величества Фрейлина Екатерина Алексеевна Муханова. Крестил Мароновский, что в Старых Панех, священник Петр Иоаннов Смирнов» (впоследствии иеромонах Высокопетровскаго монастыря Платон). Новорожденный назван Сергием в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского» (Сборник для любителей духовного чтения).

«...друг его, Николаевской, в Толмачах церкви диакон Ф. А. Соловьев, оставил воспоминание о нем, как о товарище кротком, примерно благонравном и степенном; слово гнилое, праздное не сходило с его уст; серьезное молчание и краска стыдливости на его лице выражали в нем отвращение к пустословию и легкомыслию других» (Там же).

Сергей И. книги свои переплетал и потом обертывал, в белую бумагу с рисованными на ней цветным карандашом техническими украшениями (сам рисовал). Необыкновенный у него порядок во всем, чистота и опрятность, при кажущейся простоте! Не раз мне думалось: «Какъ чиста душа сего брата, такъ и келлія его чиста, и состояніе келліи согласно съ состояніемъ души его» (Добротолюбие в русск. перев. Т. 2, С. 682). (Там же. Т. 2. С. 199).

Не осуждая никого («Истинное светило на земле — монах, не поползнувшийся языком своим» (Добротолюбие в русск. перев. Т. 2, С. 512), всегда готовый поклониться (в прощальное воскресенье кланялся келейникам) в ноги ближнему, чем-либо оскорбленному им против воли, он и в разговоре с другом своим — диаконом Ф. А. Соловьевым, как я слышал от последнего, старался самобичевать себя при мысли о суде Божием, всегда присущей ему. «Бывало, говорит-говорит и под конец скажет: «А что-то будет там?». Или говорил: «Живу в монастыре спокойно (так ему казалось), а на том-то свете будет ли для меня покой?». — Характеризуя его, Ф. А. писал: «Памятование о смерти и загробном воздаянии, откровенное сознание (у друзей нет тайн) во всем, что тревожило его чувствительную совесть, беспощадное самообвинение, детски-искренняя вера в Промысел, выражение глубокой преданности воле Божией, кроткое вразумление, утешение и ободрение — все это запечатлевало его дружеские беседы со мною и постепенно увеличивало благоговение к его личности. Сила взаимной молитвы ценилась им как надежнейшая опора в жизни; слова: «помолись за меня», были всегдашними прощальными его словами» (Там же. Т. 2. С. 212).

Вот внешний вид о. Серафима, по описанию художника И. С. Сушкина: «Лицо имел продолговатое, задумчивое, угрюмое, бледное и сухое, но вместе с тем спокойное и открытое, лоб высокий и широкий, глаза углубившиеся; взор его проницательный и строгий, нос продолговатый, красиво выдающийся, уста приятные, часто отверзтыя для молитвы Иисусовой. Борода волосом редка, средняя, остроконечная, усы малые. На голове, которая всегда смиренно опущена была долу, волосы темно зрелого ореха, длинные, спокойно лежавшие большими, прямыми прядями на плечах его. Рост выше среднего, телосложение чрезмерно красивое, походка скромная и тихая. Душевная красота, отображаясь на лицн его, придавала ему какое-то особенное благообразие» (Там же. Т. 2. С. 213).

«...С миром отпустив меня, студента Моск. академии, в монашество в 1857 г. и услышав от м. Филарета: "Хорошо сделал, что принес Богу такую жертву", родитель мой благословил, в октябре 1881 г., и младшего, болезненного сына — диакона Сергея Б-го на принятие ангельского образа с именем Серафима (был после иepoмoнахом в Андрониевском монастыре)...» (Протоиерей Иоанн Михеевич Борзецовский... С. 272).

Сочинения

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию