Марков Владимир Семенович, протопресвитер

Родственники

  • отец  —  Марков Семен Архипович, священник
  • жена  —  Маркова (Богословская) Мария Ипполитовна (1853 – в начале 1920-х). Венчание состоялось в 1871
  • тесть  —  Богословский-Платонов Ипполит Михайлович, протоиерей
  • дочь  —  Зинаида Владимирова (1871/1872 — не ранее 1881)
  • сын  —  Марков Сергей Владимирович (1874–1958). Окончил 1-ю Московскую гимназию и Московский университет. Преподаватель
  • сын  —  Марков Алексей Владимирович (1877–1917). Выдающийся русский ученый, этнограф, фольклорист, диалектолог, медиевист, историк литературы. Окончил 1-ю Московскую гимназию и Московский университет. Преподаватель Тифлисских высших женских курсов. Скончался 31 августа от «легочной чахотки». Отец отпел его в церкви Ильи Обыденного. Погребен на Ваганьковском кладбище
  • дочь  —  Маркова Нина Владимировна (род. в 1880)
  • сын  —  Марков Николай Владимирович (1885–1966). Окончил 1-ю Московскую гимназию и Московский университет. Преподаватель
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1858
1864
Московская духовная семинария
окончил по 1-му разряду, 4-м в списке выпускников
1864
1868
Московская духовная академия
окончил 8-м магистром
17.9.1871
Московская духовная академия
удостоен степени магистра богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

янв. 1871
рукоположен во священника
1892
возведен в сан протоиерея
1900
возведен в сан протопресвитера
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
17.9.1868
21.3.1870
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Вифанская духовная семинария, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета; одновременно исправлял должность помощника инспектора семинарии (9.12.1869–1.3.1870)
21.3.1870
24.1.1871
г. Москва, Московская духовная семинария, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета в 1-м и 2-м классах (21.3.1870–31.8.1877), еврейского языка (9.9.1870–16.11.1873), основного и нравственного богословия (21.2.1873–31.8.1877)
24.1.1871
янв. 1900
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Троицы Живоначальной на Арбате, протоиерей (до 1892 — в сане священника) с сохранением должности наставника в Московской духовной семинарии. Благочинный Пречистенского сорока (с 1889). Законоучитель: Мариинско-Ермоловского женского училища (безвозмездно; 17.8.1871–17.8.1878), 5-й женской гимназии (с 1.9.1873), 1-й женской гимназии (16.8.1874–1917). Редактор еженедельного журнала «Миссионер» (29.10.1873–1.1.1880). Член совета Филаретовского епархиального женского училища (с 1889). Член Московского епархиального училищного совета. Член правления Московской духовной семинарии (с 1892). Член совета Братства святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (с 1897). Производил освидетельствование ризницы и прочей церковной утвари в Новодевичьем монастыре (29.4.1881)
янв. 1900
10.8.1911
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Успенский собор Московского Кремля, протопресвитер (настоятель). Секретарь Московской духовной консистории. Член Московской синодальной конторы (1908–1910). Член православного миссионерского общества (с 1908)
10.8.1911
29.12.1917
Московская епархия, г. Москва, Храм Христа Спасителя, протоиерей, настоятель. Член Московского епархиального миссионерского совета (с 1911). Почетный член Московской духовной академии (1916)
Показать все

Награды

26.3.1874
право ношения набедренника
3.4.1876
право ношения скуфьи
1.4.1879
право ношения камилавки
орден св. Анны 3-й степени
орден св. Анны 2-й степени
орден св. Анны 1-й степени
6.5.1901
орден св. Владимира 3-й степени, награжден «за службу по епархиальному ведомству»
28.8.1912
орден св. Владимира 2-й степени, награжден «за полезную службу и деятельное участие в совершении богослужений по случаю 100-летнего юбилея Отечественной войны»
орден св. Саввы (Сербия) 2-й степени
Показать все

Подробная биография

«Протоиерей, Владимир Семенович Марков, сребрясь рыжевато-седой бородою, волною расчесанных серых волос, благолепил лицом, не худым и не полным, очком темно-синим и серою шелковой рясой (под цвет волос), крупным крестом, прикрывающим маленький, академический крестик; он, стройно-прямой, с наклоненной в приятном покое главою, неслышно ступал, восходя на амвон, где дьячок ожидал с золотою широкою эпитрахилью, расшитою чтительницами; — после в тихом величии руки над чашей он разводил, в предвкушении митры, слетевшей собором Успенским, которого стал настоятелем, с императрицей яичком обмениваясь в праздник Пасхи, которую цари встретили в Первопрестольной.
Величие великопостных служений прославило Маркова» (Начало века ... С. 118).

«Семья Марковых

Жена Владимира Семеновича — Мария Ипполитовна, урожденная Богословская, находилась если не в родстве, то в свойстве с большей частью просвещенного московского духовенства ... Точных дат, ее касающихся, у нас нет. Она родилась в 1853 году, вышла замуж в 1870, умерла в начале 1920-х годов.

Сохранилось несколько ее фотографий, а также описание С. Соловьева: "К нам навстречу вышла, любезно изгибаясь, приземистая матушка с серыми волосами, карими глазками, круглым носиком и сдобным голосом".

На фотографиях 1900-х годов у Марии Ипполитовны вид царственной матроны, она окружена своими взрослыми детьми, отношения с которыми, судя по письмам, были нежно-доверительными и в то же время, предполагали ее участие в их интересах. Один из таких интересов, был остро современен, но совсем не подходил к дому священника. Говоря о В. С. Маркове А. Белый вспоминает: "Заслуга его: он народил детей, которых либеральная "матушка" к недоумению "батюшки" воспитывала радикалами; один, со склонностью к марксизму, впоследствии стал известным собирателем былин; он скоро умер; а другой, Коля, рос безбожником.

У "матушки" и у дочек собиралась радикально настроенная молодежь ("батюшки" не было видно на этих собраниях); с легкой руки Струве и Туган-Барановского во многих московских квартирах вдруг зачитали рефераты о Марксе, о социализме, об экономике; "модный" профессор Озеров, патрон Кобылинского, казался даже сочувствующим учению Маркса; он освящал эту моду тогдашней Москвы; экономист, ученик Озерова, Лев Кобылинский, с яростью, характеризовавшей все его увлечения, бросался из гостиной в гостиную: с чтением рефератов; и, когда в квартире у Марковых молодежь составила кружок для изучения "Капитала", Кобылинский здесь вынырнул руководителем кружка: он считал марксистом себя, будучи за тридевять земель от Маркса; он считал эрудицию, знание литературы о Марксе и опыт своего чтения "Капитала" за самый настоящий марксизм; теперь вижу, что он марксистом и не был; но нам казался марксистом".

Это воспоминание относится к 1901 году. Заметим, что В. С. Марков год назад стал протопресвитером, и живут они на Воздвиженке, в доме Крестовоздвиженского монастыря. Лев Кобылинский (Эллис), которого с Белым познакомил "Сережа Соловьев, только что встретившийся с Кобылинским в квартире протоиерея Маркова" был поэтом и критиком (переводчиком «Цветов зла» Бодлера). По свидетельству современников — лицо чрезвычайно экстравагантное, лишенное даже элементарной бытовой практичности, абсолютно не умеющее обращаться с деньгами.

"Либеральность" матушки была относительной, Соловьев вспоминает о первой встрече с ней: "Она не только позволила мне гулять на церковном дворе, но сейчас же позвала своего сына и вверила меня его попечению. Она высказывала радость, что у Коли будет товарищ: А то, за недостатком благородных на нашем монастыре, Коля принужден дружить с сыном трапезника".

"Коля» — Николай Владимирович Марков (1885-1966) младший сын, с детства мечтал быть химиком, а из книг предпочитал Жюль-Верна, что вызывало недоумение у Сергея Соловьева, истово религиозного, который дружбу с Колей рассматривал как шаг приближения к "батюшке".

Никто из сыновей Владимира Семёновича не стал священником. Все трое окончили гимназию и Московский университет. Все трое сыновей, а также обе незамужние дочери (Зина и Нина) были преподавателями.

Только средний сын Алексей Владимирович Марков (1877–1917), хотя и не пошел по отцовским стопам в клир, но разделил с отцом интересы к отечественной истории. Многие его работы имеют отношение к церковной истории. Большинство из коллег Алексея Владимировича по Тифлисским высшим женским курсам закончили МДА.

Упомянем несколько бытовых характеристик семьи Марковых.

В соответствие с цитировавшимся уже воспоминанием С. М. Соловьёва: "он [Владимир Семенович] со старшим сыном таскал бревна на плечах". Дача Марковых в Пушкино имела два бревенчатых дома, которые Владимир Семенович построил сам. Занятия физической работой на воздухе считал для себя единственным верным средством от умственного переутомления Алексей Владимирович. Сергей Владимирович (1874–1958), по воспоминаниям его внучки, до глубокой старости сам колол дрова. Как учеба в Академии или семинарии, так и церковная служба, равно как и многочисленные организационно-хозяйственные обязанности вряд ли способствовали увлечению плотницким ремеслом. Скорее всего, это была семейная традиция.

Отношение в семье к физическому труду, бытовым и материальным условиям иллюстрирует письмо Николая Владимировича Алексею Владимировичу, отъезжающему на работу в Тифлис в августе 1911 года: "Милый Леня! Проститься не могу приехать... Либо идти пешком 22 версты, либо платить большие деньги 4-5 р. за одноколку. Я, Борис Александрович и 2 практикантки убираем лен. Работаем в поле, зноем палимы, дождем мочимы... Доволен пребыванием, знакомлюсь с машинами, с севооборотом, со всякими счетами-кредитами. Помещаюсь на полатях в машинном сарае, а раньше спал на сеновале, но куры не давали спать... На праздник собирались все агрономы с женами. Пир, веселье коромыслом, даже пустились в пляс".

Николай Владимирович по образованию химик, в это время кончал Московский университет и, по-видимому, был на практике в Волоколамском уезде. Письмо хранится в архиве А. В. Маркова [Российская государственная библиотека, отдел рукописей. Ф. 160. С. 4–69].

В семье был общий интерес к техническим новинкам, включающим фотоаппараты, фонографы (используемые Алексеем Владимировичем в экспедициях), лодочные моторы и пр. Николай Владимирович в 60-х годах демонстрировал своим внучатым племянницам стереоскопические снимки, сделанные в начале 20 века.

В целом быт, отношения и интересы семьи Марковых носили открытый светский характер. 

1917

Последний год жизни Владимира Семеновича постигло большое горе — умер его сорокалетний сын. Выдающийся русский ученый, фольклорист, филолог, историк Алексей Владимирович Марков скончался 31 августа от «легочной чахотки». Отец отпел его в Церкви Ильи Обыденного и похоронил на Ваганьковском кладбище.

Но и то, что происходило вне его семьи, вряд ли могло способствовать миру и спокойствию. Бурные события, происходящие и в церкви, и в обществе, не обошли стороной 76-летнего пастыря: по месту своего служения он оказался в их эпицентре. Перелистаем московские газеты того времени, с целью высветить эпизоды отечественной истории, в которых отцу Владимиру довелось принять участие, давая, по-возможности, комментарии, без которых трудно разобраться в хитросплетении тех событий.

Московский листок № 73: "30 марта Управляющий московской епархией епископ Иоасаф служил великопостную литургию в Храме Христа Спасителя. Епископ поручил кафедральному протоиерею [B. С. Маркову] передать о. Восторгову, чтобы он не являлся для произнесения проповеди... Темная сила должна быть удалена от Церкви".

Чтобы понять этот текст, требуются следующие пояснения.

"Управляющий московской епархией епископ Иоасаф" был временно назначен на эту должность постановлением Св. Синода взамен митрополита Макария 20 марта. Увольнение митрополита Макария стало следствием недовольства в среде московского духовенства и мирян методами его руководства и его окружением, в частности, о. Восторговым [Голубцов — 1999], а также, в не меньшей степени, тем, что на свою должность он был выдвинут Г. Распутиным. Отец Восторгов — один из руководителей Русской монархической партии.

B. С. Марков был связан с о. Восторговым, по крайней мере, совместной работой в миссионерском обществе а также в комиссии по прославлению Патриарха Ермогена в 1913 году. (В члены Комиссии из духовных лиц вошли: преосвященный викарий Московской Митрополии, наместник Чудова Монастыря архимандрит Арсений, кафедральный протоиерей В. С. Марков, протоиерей И. И. Восторгов). По-видимому, в раздираемом противоречиями клире Владимир Семенович должен был играть роль посредника.

Московский листок №86: 18 апреля. Праздник Труда:

"Торжественное молебствие

18 апреля в Храме Христа Спасителя при торжественном колокольном звоне кафедральным протоиереем В. С. Марковым с соборным духовенством было совершено молебствие с провозглашением многолетий Богохранимой Державе Российской, Временному правительству, Христову воинству. За молебном в Соборе было много богомольцев".

Заметим, что 18 апреля — это 1 мая по новому стилю. Молебствие было совершено по личному распоряжению управляю­щего Московской епархией епископа Дмитровского Иоасафа. То, что праздновалось Первое мая, определялось официальной позицией Церкви, которая в основном, отнеслась к февральским событиям положительно. 12 марта в Храме Христа Спасителя состоялось празднование "русской революции" — торжественная служба под руководством викария Московской епархии епископа Можайского Дмитрия (Добросердова). Были зачитаны Высочайшие акты от 2 и 3 марта 1917 (отречение от престола), а также послание Синода от 9 марта:

"Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.... Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути".

Послание подписали члены Синода: Владимир, митр. Киевский; Макарий, митр. Московский; Сергий, арх. Финляндский; Тихон, арх. Литовский; Арсений, арх. Новгородский; Михаил, арх. Гродненский; Иоаким, арх. Нижегородский; Василий, арх. Черниговский; протопресвитер Александр Дернов.

Московский листок от 23 мая. Избрание делегатов на всероссийский съезд духовенства:

"В Епархиальном доме прошли выборы делегатов от Московской епархии. Председателем собрания от духовенства был кафедральный протоиерей В. С. Марков (опечатка Морозов), от мирян Н. Д.Кузнецов".

Решено было назначить митрополита московского демократическим путем, всенародным тайным голосованием.

Избрание митрополита явление в России невиданное. Собрание постановило провести выборы митрополита московского в июне в Храме Христа Спасителя выборщиками от духовенства (в число которых по должности должен был войти и кафедральный протоиерей В. С. Марков) и мирян, которые должны быть избраны на приходских собраниях. Предложенные правила были отосланы на утверждение в Синод, который, утвердив их, постановил произвести выборы 19 июня в Храме Христа Спасителя.

Чрезвычайный съезд духовенства и мирян по выбору Московского митрополита работал с 19 июля. Первые заседания проходили в Епархиальном доме. Обсуждались кандидатуры: экзарх Грузии Платон, архиепископы Виленский Тихон, Финляндский Сергий, Новгородский Арсений, Кишиневский Анастасия, епископ Трифон, А. Д. Самарин.

Обстановку выборов может проиллюстрировать объявление, обращённое к старостам обществ хоругвеносцев (Московский листок № 137, наверху первой страницы), призывающее их принять участие в крестном ходе от Успенского Собора Кремля до Храма Христа Спасителя и обратно, во время которого переносилась икона Владимирской Богоматери.

Московский листок № 139, 21 июня. Избрание митрополита:

"21 июня состоялись выборы митрополита Московского. В выборах приняло участие 800 человек (400 от клира, 400 от мирян). Литургию совершили: архиепископ Агафангел, епископы Иоасаф, Дмитрий, протопресвитер Н. А. Любимов, кафедральный протоиерей В. С. Марков, ректор Духовной академии ...".

В результате голосования архиепископ Тихон (Белавин) получил 481 голос А. Д. Самарин — 391 голос, остальные 6 кандидатов — незначительное число голосов.

По возвращении в Епархиальный дом собирались проголосовать за должности в епархии, но сельское духовенство отказалось голосовать впопыхах и списком.

Необходимо пояснить, кто такой Самарин, мирянин, на равных соперничавший с Тихоном за московский престол. Александр Дмитриевич Самарин, выпускник историко-филологического факультета Московского Университета, был очень активным церковным и общественным деятелем. В 1915 недолго занимал место обер-прокурора Святейшего Синода. Будучи очень религиозным человеком консервативного склада, он пользовался огромной популярностью среди московской интеллигенции.

Участие Владимира Семеновича в следующих ответственных литургиях в Храме Христа Спасителя весьма вероятно, но документально пока не подтверждено. 2 июля, в воскресенье там состоялось первое служение митрополита Тихона. 29 октября, в самый разгар боев, по инициативе митрополита Тихона в Храме Христа Спасителя состоялась Литургия об умиротворении Родины. Сам митрополит не смог принять в ней участие. Снаряд разорвался около экипажа, он не доехал. 12 ноября в Храме Христа Спасителя прошла панихида по всем убиенным. 5 ноября в Храме Христа Спасителя после Божественной литургии и молебна старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий, и было оглашено имя нового патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.

Московский листок № 255, 23 ноября. Первое служение патриарха Тихона:

"Вчера Патриарх Тихон совершил первое служение в Храме Христа Спасителя с соблюдением древнего чина. В 9 ч. утра на встречу к западным дверям Собора вышли в мантиях архиепископ Анастасий, епископ Иоасаф, члены Собора, архимандриты ... 6 протоиереев, кафедральный протоиерей Марков.

При входе в собор патриарха встретил кафедральный протоирей, который произнес приветственную речь и поднес патриарху икону св. Александра Невского".

Это пока последняя найденная заметка, в которой при жизни упоминается Владимир Семенович. В первом номере "Московских церковных ведомостей" за 1918 год был напечатан краткий некролог:

"2-го января состоялось погребение скончавшегося протоиерея Храма Христа Спасителя В. С. Маркова. Покойный москвич родом, воспитывался в московской семинарии и академии, затем был преподавателем Вифанской и Московской семинарий, состоял почетным членом МДА.

В Центральном историческом архиве Москвы, в архиве церкви Ильи Обыденного хранится метрическое свидетельство о смерти Владимира Семеновича (фонд 2125, опись 2, ед. хр. 60, 327). Она последовала 29 декабря 1917 года от злокачественной опухоли печени. Отпевали отца Владимира 2 января 1918 года "Святейший Тихон Патриарх Московский и всея Руси с Преосвященными: Иоасафом Дмитровским, Димитрием Можайским, Арсением Серпуховским соборне в Кафедральном во имя Христа Спасителя Соборе".

Рак печени — болезнь стремительная. Мы можем оценить примерную дату ее начала.

В "Московском листке" № 251 за 18 ноября читаем:

"Поминовение митрополита Филарета. Торжественное заседание Общества любителей духовного просвещения, посвященное памяти почившего иерарха, состоится в воскресенье 3 декабря в зале Епархиального дома. На нем будет прочитан доклад о деятельности почившего автором капитального труда "Собрание мнений и резолюций митрополита Филарета по консисторским делам" кафедральным протоиреем В. С. Марковым".

В "Церковном голосе" от 30 ноября опубликовано объявление об открытом ученом собрании в ознаменовании 50-летия со дня кончины Филарета. В подробной программе Маркова — нет.

Наконец, в газете "Московский листок" №265 от 6 декабря 1917 описано торжественное заседание Общества любителей духовного просвещения, которое произошло в воскресенье 3 декабря в Московской семинарии (а не в Епархиальном доме). Присутствовали патриарх Тихон и многие члены Собора. Речи произнесли: председатель Н. И. Боголюбский, ректор МДА Орлов, профессора Тарбеев, Виноградов и другие лица. О Маркове — ни слова.

Таким образом, судя по периодике, Владимиром Семёнович слег между 23 ноября, когда он служил литургию, и 30 ноября, когда была опубликована программа собрания.

В. С. Марков был похоронен на Ваганьковском кладбище. К великому сожалению, могила его затерялась» (Марков Владимир Семенович, протоиерей ...).

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию