Голубцов Николай Александрович, протоиерей

«Это был действительно "пастырь добрый" [Ин. 10, 11, 14], отдавший всего себя заботе о своих многочисленных церковных детях. Их было множество со всех концов Москвы… А он был со всеми ровен, со всеми тих, каждого принимал так, как будто он только и ждал этого прихода, чтобы отдать ему со всею щедростью свое драгоценное время и все душевные силы. "Всем он был действительно вся" [ср.: 1 Кор. 9, 22]» (Фудель С. И. Воспоминания // Собрание сочинений : в 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 571).

Родственники

  • дед  —  Смирнов Сергей Константинович, протоиерей
  • отец  —  Голубцов Александр Петрович (1860–1911). Профессор Московской духовной академии, специалист в области литургики и церковной археологии
  • мать  —  Голубцова (Смирнова) Ольга Сергеевна (1867–1920). Умерла, заразившись оспой, ухаживая за крестьянскими детьми
  • жена  —  Голубцова (Гринкевич) Мария Францевна (ум. не ранее 1962). Дочь агронома, перешла в православие из лютеранства. Венчание состоялось 24.7.1932
  • дети  —  (приемные): Владимир (род. в 1939) и Валентина (род. в 1941) — усыновлены в 1942
  • другие члены семьи  —  (племянницы — дочери сестры): Мария Алексеевна (род. в 1928) и Ирина Алексеевна Габрияник (род. в 1937). После смерти их матери (в 1943), жили в семье Голубцовых
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1921
1925
Петровская сельскохозяйственная академия
окончил с дипломом агронома-полевода
1949
Московская духовная семинария
окончил экстерном
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1.9.1949
рукоположен во диакона
4.9.1949
рукоположен во священника
23.4.1962
возведен в сан протоиерея епископом Дмитровским, викарием Московской епархии Киприаном (Зёрновым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
4.9.1949
20.9.1963
Московская епархия, г. Москва, церковь Ризоположения на Донской улице, протоиерей (до 23.4.1962 — священник); настоятель малого собора Донского монастыря. Среди его многочисленных духовных детей было немало незаурядных личностей: протоиерей Александр Мень, поэт и мыслитель Даниил Андреев, выдающаяся пианистка Мария Вениаминовна Юдина. Когда праведной Матроне Московской открылось время кончины, она попросила отпеть ее в церкви Ризоположения на Донской улице, и отец Николай совершил отпевание. Он венчал Даниила и Аллу Андреевых (4.6.1958), а когда Даниил Леонидович умирал, — исповедал и причастил его, а после кончины совершил чин отпевания. И он же «дерзнул» окрестить дочь «вождя народов» Светлану Аллилуеву
Показать все

Другие сведения

В своих воспоминаниях об отце Николае Голубцове1 Сергей Иосифович Фудель писал: «У некоторых святых отцов можно найти учение о "власти ключей", согласно которому власть воцерковлять грешников на исповеди или, наоборот, отлучать их от Церкви принадлежит не механически каждому священнику, а только тем, кто имеет в себе "дуновение Иисусово" [ср.: Ин. 20, 21–23], кто несет Его солнце в своей "малой капле вод", то есть и при еще несовершенстве своем становится уже причастником Его святости.

Основное, что осталось во мне от отца Николая Голубцова и что особенно мне в нем дорого, — это то, что он, несомненно, имел "власть ключей". Это может показаться даже удивительным: он был такой простой, такой "обыденный", "неиконописный" и в священстве точно продолжающий свою простую мирскую профессию агронома. Простота его не чуждалась и юмора. Помню, перед началом обедни (в перерыве) подходит к нему одна старушка и с огорчением говорит: "Батюшка! Ведь как же я причащаться буду? Я сегодня во сне колбасу ела!" — "А много ли съела?" — совершенно серьезно спрашивает отец Николай. "Да нет, один кружок". — "Ну, тогда ничего".

Но все дело в том, что за этой внешней простотой лежал большой церковный подвиг. Священство свое он нес как служение людям для приведения их к Богу, к Церкви. Даже в Великий четверг, после долгой обедни, за которой у него было около 800 причастников, он мог ехать через всю Москву, чтобы кого-то причастить или кого-то в чем-то убедить, а потом, не заезжая домой, возвращаться в церковь на 12 Евангелий.

Однажды, уже после первого инфаркта, он вот в такой день приехал после обедни в один дом, поднимается с трудом по лестнице, а та, ради которой он приехал, увидя его в окно, вышла навстречу и говорит в смущении: "Как же это вы, Николай Александрович, ведь вам же трудно". — "Что же поделаешь, — ответил он с грустью, — вы не едете, значит, выходит, что мне надо ехать". Но тут он еще ехал, зная, что его с радостью примут. А известны случаи, когда родственники больного человека его вовсе не желали принимать, а он все-таки туда ехал. В одном доме его не впускали три раза и только на четвертый его смиренное упорство победило, к радости и больного, и, кажется, кого-то из тех, кто не впускал и раскаялся.

Поездки по городу к своим подопечным он совершал обычно после обедни, не имея возможности зайти домой, так как этот дом был на другом конце Москвы. И может быть, из дома еще труднее вторично за день ехать через весь город? У меня была одна знакомая, которая как-то мне сказала: "Когда я буду умирать, ты приезжай мне помочь". Я жил тогда под Воронежем, и вот однажды, когда я приехал в Москву, я понял, что надо исполнить ее просьбу: она неожиданно для меня умирала. О том, как исполнить, не было никакого сомнения: привезти к ней для причастия отца Николая. И вот я у него в Измайлове. Это был первый день Рождества. Он только что приехал от обедни и сидел за праздничным столом со своими близкими. Допивая первую чашку, я все-таки заставил себя побороть нерешительность и сказать о причине своего приезда, не глядя при этом на лица его близких. "Ну что ж, — сказал он, — сейчас и поедем". И мы поехали на Арбат.

Так же безотказно он шел причащать в любые московские больницы, а это труд особого рода. Но духовная забота о людях всегда у него была как бы укрепляема или подтверждаема заботой материальной. Я знаю и лично по себе и по многим другим, как щедро он помогал в материальной нужде. Мне рассказывали, что на кладбище после его погребения одна бедно одетая женщина все повторяла, плача: "Что же теперь будет, кто же мне поможет?".

Во время войны он работал в одной большой научной библиотеке заведующим отделением русской библиографии2. Сотрудников было много, и некоторые очень нуждались в это трудное для всех время. И вот Николай Александрович не считал для себя зазорным отвозить для нуждающихся в топливе на ручных санках дрова.

Кстати, уже во время этой работы в библиотеке для ее сотрудников была ясна его духовная рассудительность и авторитетность слова. Когда между ними возникали споры и разные недоразумения, часто кто-нибудь предлагал: "Пойдемте к Николаю Александровичу, он рассудит". И он это делал, не боясь быть впутанным иногда в весьма сложные взаимные тяжбы.

Чтобы не бояться этого, надо иметь искреннее смирение перед людьми и истинную к ним любовь. В отце Николае не было совершенно ничего неискреннего, не идущего от его смиренной и мирной души. "Смирение и мир — эти два слова имеют один корень", — любил говорить он. Отсюда и его недоверие к внешности, если она отрывается от духовности, от любви. 

Свою "общую исповедь" он вел почти каждый день, и каждый раз за простотой его слов чувствовалось, что он ведет ее точно впервые. Временами он как бы уже не говорил, а просил, умолял, призывал, в желании разбудить все еще спящее сердце. И по себе и по многим скажу, что за много лет не было случая, чтобы мы возвращались после исповеди у отца Николая с прежней сухой душой.

Исповеди он придавал очень большое значение. Кроме общего духовника по благочинию, у него был личный духовник — протоиерей Иоанн Бычков. И, когда он скончался, отец Николай начал искать себе среди московских священников нового духовника.

Он высоко ставил путь священника, совершителя таинств и пастыря душ. Один человек по робости души все не решался принять священство, но потом как-то сказал отцу Николаю: "Да, конечно, хорошо бы принять и — умереть". "Не умереть, а начать жить!" — воскликнул отец Николай с горячностью.

К его теплому сердцу и твердой воле (он мог быть и строгим) стекалось великое множество людей, которые, кажется, от одного присутствия на его богослужении становились более хорошими и более любящими друг друга. Кто-то после его смерти сказал: "Он был последний московский духовник". Может быть, это и не так, но характерно, что именно так было сказано.

Любовь к нему людей, как это часто бывает, вызывала зависть, подозрительность, создавала иногда сложные отношения с другим духовенством его храма и духовным начальством, которым был для него архиепископ Макарий. Однажды Владыка, когда отец Николай длительно болел, выразил свое неудовольствие по поводу этого и даже сказал, что такие священники ему в Москве не нужны. Для объяснения состояния отца Николая к Владыке поехала жена отца Николая, которая потом мне рассказывала: "Когда я увидела, что никакие медицинские доводы не действуют, я рассердилась и сказала: "В таком случае в вас нет ни христианской любви, ни сталинской заботы о человеке"" (это было еще до 1953 года). Но тут же надо добавить, что когда владыка Макарий через некоторое время лежал на своем смертном одре где-то под Москвой, то он вызвал к себе для напутствия не кого иного, как именно отца Николая, и тот был рядом с ним до его смерти.

Скорбей и страданий у отца Николая было очень много, но все они были "под спудом", не преграждая ему дороги служения Богу и людям. Вот почему такая искренняя любовь шла к нему от нас, от многих людей. Вот почему так необычны были его похороны.

Конечно, не внешность поражала, хотя редко кого отпевают три архиерея и человек 30 священников3. Невозможное совершалось на этих похоронах: в наш век разделений и ненависти тысячная толпа была "один дух в Господе" [ср.: 1 Кор. 1, 10; 12, 1]. Мы точно "среди лета запели Пасху". И прав был один из этой толпы, сказавший: "Сегодня я в первый раз в жизни почувствовал, что такое Церковь".

Ведь Церковь — это одновременно и стояние у Креста и Пасха спасаемого человечества, и вот эту выстраданную, но уже и бесконечно легкую Пасху предощущали мы в эти часы. Это было обучение будущего века, это были и проводы и встреча. Это совершалось непросто, но точно в муках рождения рождалась новая тварь — не одиночки-люди, которым мы, может быть, не доверяем, а соборное существо. Впереди меня стоял мой знакомый, еще совсем молодой человек, его духовный сын, оставленный им теперь в холодной пустоте громадного города. Я смотрел на затылок этого человека, точно брошенного ребенка, и минутами ощущал с острой болью, что я не понимаю, зачем была эта смерть, зачем оставлять детей одних в мире, зачем нужно, чтобы опустел маленький храм в Донском. Но ведь без желчи и оцта [уксуса] Страстной никогда и никому не бывает Пасхи. Это было тут же ясно сознанию.

Эти горькие минуты сомнения, боли и протеста, очевидно, были нужны. Без них, может быть, мы бы не смогли так ясно и остро почувствовать, в чем же в конце концов была власть этого лежащего в гробу человека над нами: в любви Божией к нам. Иов сказал: "Господь дал, Господь взял; буди имя Господне благословенно" [Иов 1, 21]. Но мы знаем из его книги, какую муку оставленности он пережил после этих слов, чтобы они потом снова ожили в нем, но уже с выстраданной и победоносной силой.

"Благословен еси, Господи..." — пела вся церковь собравшихся на чтении 17-й кафизмы, и церковь слушала, когда во время обнесения гроба вокруг храма пение хора поднималось в голубое небо совершенно золотого, осеннего дня. "Помощник и Покровитель, бысть мне во спасение. Сей мой Бог и прославлю Его...".

Будем ли мы, близкие отцу Николаю, опять так же духовно вместе, как в эти благословенные часы похорон и как бывали в течение многих лет в Донском? Знаю, что будем4» (Фудель Сергей Иосифович. Воспоминания // Собрание сочинений : в 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 223–226, 570–571).

____________________________

1 Воспоминания написаны, вероятно, вскоре после смерти о. Николая в 1963 г.

2 Имеется в виду библиотека Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина

3 Отпевание протоиерея Николая Голубцова 23 сентября 1963 г. в храме Ризоположения на Донской улице совершали архиепископ Дмитровский Киприан (Зёрнов), брат покойного архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов) и находившийся в то время на покое епископ Донат (Щеголев; впоследствии архиепископ Калужский и Боровский) в сослужении 28 священников.

4 Сохранились также два некролога, текст которых большей частью включен в публикуемые воспоминания. Ниже приводятся фрагменты одного из них, не вошедшие в окончательный текст.

Есть люди, с представлением о которых как-то совсем не мирится понятие смерти. Когда они умирают, хочется сказать: «Это невозможно!» Это люди, вся жизнь которых была поддержкой и опорой для других, люди большой и деятельной любви, теплом и светом которой питалось и направлялось множество душ. К таким людям принадлежал отец Николай Голубцов. Это был действительно «пастырь добрый» [Ин. 10, 11, 14], отдавший всего себя заботе о своих многочисленных церковных детях. Их было множество со всех концов Москвы. Люди со всеми запутанными узлами житейских дел и напастей, со всеми скорбями и болями душевной и физической жизни ехали к нему. А он был со всеми ровен, со всеми тих, ко всем совершенно открыт, каждого принимал так, как будто он только и ждал этого его прихода, чтобы отдать ему со всею щедростью свое драгоценное время и все душевные силы. «Всем он был действительно вся» [ср.: 1 Кор. 9, 22]. Может быть, в наше холодное и одинокое время именно эта душевная щедрость отца Николая, да и не только душевная, эта его раздача всего себя людям и поражала больше всего и больше всего привлекала к нему людей <...> Неся свое священство и духовничество, отец Николай никогда не подчеркивал в себе нарочитой духовности. Он был прост и в своем служении в храме и в своем руководстве людьми. В нем было истинное смирение любви. Он был «кроток и смирен сердцем» [Мф. 11, 29]. Но именно благодаря его смирению в нем чувствовался человек, несущий духовную власть. Тут тайна Божия: чем больше человек забывает себя, тем яснее начинает проступать в нем благодать. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» [2 Тим. 4, 7]. Я несколько раз вспоминал эти апостольские слова еще при его жизни, когда думал о его почти ежедневном «течении» в туннелях метро от Измайлово до Донской. Это был воистину «подвиг добрый» и драгоценный для многих.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию