рукоположен во диакона святителем Мелетием (Якимовым), епископом Рязанским и Зарайским, в крестовой церкви архиерейского дома
6.12.1899
рукоположен во священника святителем Мелетием (Якимовым), епископом Рязанским и Зарайским, в Рождественском кафедральном соборе г. Рязани
11.5.1915
возведен в сан протоиерея епископом Михайловским Амвросием (Смирновым), викарием Рязанской епархии, в Рязанском Троицком монастыре
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
14.10.1892
5.3.1893
г. Кострома,
Костромская духовная семинария, помощник инспектора
5.3.1893
6.12.1899
г. Рязань,
Рязанская духовная семинария, помощник инспектора
6.12.1899
1917
Рязанская и Зарайская епархия,
г. Рязань,
Никольская домовая церковь при Благородном пансионе 1-й мужской гимназии, протоиерей (протоиерей — с 1915; в 1905–1915 — штатный священник, до 1905 — священник, приписанный к этой церкви). Духовник по 1-му Рязанскому благочинническому округу (с 1911). Член епархиального училищного совета, законоучитель 1-й мужской гимназии (с дек. 1899), Мариинской женской гимназии (с 1912), преподаватель Рязанского духовного училища (1914), Рязанского женского епархиального училища (1915). Председатель (янв. 1907), член (1907) общеподготовительной комиссии к епархиальному съезду. Член Братства свт. Василия, епископа Рязанского. Проводил в гимназической церкви религиозно-нравственные чтения и собеседования для назидания народа (1911)
1917
Рязанская и Зарайская епархия,
г. Рязань,
Успенский кафедральный собор, протоиерей, настоятель, епархиальный благочинный (с 1918) Согласно источнику: Новомученики, исповедники ... — служил в Успенском или Рождественском соборе
не ранее 19.3.1920
Рязанская и Зарайская епархия,
г. Рязань,
Казанский Явленский женский монастырь, протоиерей, настоятель. Служил в монастыре до его закрытия, после чего перешел в Воскресенский храм, куда перешли и некоторые монахини Казанского монастыря
Рязанская и Шацкая епархия,
Московская обл.,
г. Рязань,
Воскресенская церковь, протоиерей Согласно источнику: Яхонтов С. Д. Воспоминания. Т. 2. С. 722 — Воскресенский храм («Воскресенье Сгонный») 19.1.1935 был захвачен обновленцами и отец Сергий остался без места служения
Показать все
Награды
февр. 1903
право ношения скуфьи (пост. епарх. начальства от 11–12.2.1903)
6.5.1906
право ношения камилавки
6.5.1910
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого (опред. Св. Синода от 30.3.1910)
1913
орден св. Анны 3-й степени
Показать все
Преследования
1920
арестован в г. Рязани
1922
арестован в г. Рязани
1924
арестован в г. Рязани. Дело было прекращено
27.9.1925
арестован по обвинению в «антисоветской агитации» как «член нелегального контрреволюционного религиозного сообщества» вместе с епископом Глебом (Покровским) и архиепископом Борисом (Соколовым) в числе других сотрудников епархиальной канцелярии
с 27.9.1925
находился в заключении в тюрьме г. Рязани
до 1926
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
26.3.1926
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года высылки в Нарымский край, по ст. 62, 69, 72, 122 УК РСФСР. Был направлен этапом в Нарымский край через пос. Колпашево (ныне г. Колпашево Томской обл.)
с 1926
находился в ссылке в с. Подгорном Нарымского края (ныне Томская обл.)
до 1928
находился в ссылке в г. Тобольске Тюменской обл. Освобожден в 1928
2.12.1992
реабилитирован прокуратурой Рязанской обл., по году репрессии: 1926
Протоиерей Сергий Соколов был твердым защитником Православия, замечательным проповедником, талантливым писателем, публицистом и педагогом. По семейным воспоминаниям, к нему за советом приезжало много людей — и мирян, и священников. Будучи почитателем св. праведного отца Иоанна Кронштадтского, он ездил к нему для беседы.
Еще в годы обучения в семинарии в юном воспитаннике проявился редкий литературный дар. Рязанский историк и краевед Степан Дмитриевич Яхонтов вспоминал: «В 80-х годах было обыкновенно в семинарии на годичном собрании (30 янв. или 20 сент.) читать пред собранием с присутствием архиерея и пр[очих] высоких лиц и духовенства лучшие сочинения. Помню, на первый же год читал сочинение Сергея Соколова об Иване Сусанине. Маленький мальчик, очень умненький, написал очень литературно, так что мне не конфузно было выступить с ним. Он удостоился похвал. С ним мы были впоследствии сослуживцами в семинарии, он был помощником инспектора — "субом" и законоучителем 1-й гимназии. А в конце концов он был и кафедральным и во время революции в ссылке и свящ[енником] в Воскресенской церкви в Рязани, и всюду такой же: что ни делал, все благообразно, умно. Но в настоящее время у него храм отняли известные проходимцы-обновленцы. И он остался ни при чем. Страдает без храма» (Воспоминания. Т. 1. С. 461).
Народ любил простое и сильное слово отца Сергия. Ему часто доводилось произносить проповеди во время архиерейских служб. Специально для жителей города устраивались духовно-нравственные чтения, на которых выступал отец Сергий. Об одном из его воскресных чтений была такая заметка в епархиальном журнале: «Популярное среди жителей г. Рязани имя о. Сергия, как симпатичного и сердечного проповедника-импровизатора, привлекло в семинарский зал огромное количество слушателей» (Рязанские епархиальные ведомости. 1908. № 20, отд. неофиц. С. 761).
После революционных событий протоиерей Сергий Соколов продолжал служить в Рязани. Он отказался от предложения митр. Антония (Храповицкого) уехать вместе с ним из страны. В 1920-е годы он боролся с обновленчеством, вел диспуты с А. Введенским. В то время отец Сергий уже служил в Воскресенской церкви. В рапорте от 2.2.1925 г. архиепископу Рязанскому и Зарайскому Борису (Соколову) о положении церковных дел в Рязани епископ Михайловский Глеб (Покровский) дал отцу Сергию следующую характеристику: «...Воскресенская церковь. Прот. о. Сергий Соколов, весьма уважаемый пастырь в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный священнослужитель, добросовестный помощник по делам епарх. канцелярии...» (Архиепископ Пермский Глеб ...).
В 1925 году отец Сергий Соколов проживал с семьей по адресу: г. Рязань, ул. Старо-Горшечная, дом Михайлова. По семейным воспоминаниям, в семье жила еще тетка (инвалид) — Александра Алексеевна Гуськова.
Двадцать седьмого сентября 1925 года последовал арест десяти священнослужителей г. Рязани (среди них — архиепископ Борис (Соколов), епископ Глеб (Покровский), прот. Сергий Соколов и др.) и одного мирянина. Им было предъявлено обвинение в «антисоветской агитации». Согласно обвинительному заключению, отец Сергий «являлся членом нелегального сообщества, способствовал распространению журнала "Циркуляры" контрреволюционного содержания; способствовал созданию церковной библиотеки с подбором контрреволюционной литературы; производил денежные сборы на нужды "Епархиальной канцелярии"» (Новомученики, исповедники ...).
После возвращения из сибирской ссылки отец Сергий служил в Воскресенской церкви до 1935 года, когда храм был передан обновленцам. Степан Дмитриевич Яхонтов, рассказывая в своих воспоминаниях о настоятелях этой церкви, писал об отце Сергии: «Последним был академик С. Соколов (мой ученик), бывший пред тем кафедральным протоиереем и настоятелем Казанского монастыря, был и законоучителем Первой гимназии. Как свящ[енник] образцовый и писатель, он побывал до этого в ссылке за Уралом. Служба его в храме была очень содержательна; храм по порядку в нем был первым (это мой приход). Однажды явились: пожалуйте ключи, а вы убирайтесь. Даже своих вещей — и как бывших в кладовой — не мог взять. И баста. Заперли — и все. Икону Богоматери Казанскую [чудотворная икона Божией Матери "Казанская" Казанского девичьего монастыря. — Ред.] перенесли из Вознесенского. Основание — что храм подлежит слому, п[отому] ч[то], мол, стал на перекрестке улиц, мешает движению автомобиля и подвод по дороге к Оке» (Воспоминания. Т. 2. С. 659).
Шестого августа 1935 года отец Сергий служил панихиду на могиле свящ. Петра Павлова (отца академика Ивана Павлова) на Лазаревском кладбище г. Рязани.
Протоиерею Сергию Соколову принадлежат такие слова: «Нужно возвратиться к вековым устоям русской жизни. Нужно возвратиться ко Христу, к Евангелию, к Церкви. Нужно отринуть то языческое настроение, которым зачастую живет современный культурный человек. Пусть не говорят нам, что христианство не в догматах, а в жизни. Христианство состоит не в одних хороших делах: и язычники их делали. Христианство — в том, как молился Спаситель в Гефсиманском саду, "чтобы люди знали единого истинного Бога и — Кого Он послал, Иисуса Христа" (Иоан., 17:3)» (Уходящие от жизни. С. 603).