Понасечкин Александр Яковлевич, священник

Образование

имел звание сельского народного учителя
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

9.1.1901
рукоположен во диакона
3.10.1911
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
Показать все

Награды

1917
право ношения набедренника
Показать все

Преследования

март 1918
арестован за «распространение Послания Патриарха Тихона от 19 января»
26.3.1918
приговорен Сычевским уездным военно-революционным комитетом к штрафу в размере 1 500 руб. (500 руб. в пользу волостного совета и 1 000 руб. — в пользу уездного). 1.5.1918 комитет постановил «снять» штраф, «принимая во внимание его бедное положение, а также руководствуясь воспоследствовавшей амнистией в день 1-го мая»
6.8.1930
арестован Вяземским окружным отделом ОГПУ
27.11.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл. на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), по ст. 58-10 УК РСФСР
14.6.1889
реабилитирован прокуратурой Смоленской обл.
Показать все

Другие сведения

В марте 1918 г. в Сычевском уезде за распространение Послания Патриарха Тихона от 19 января были арестованы, провели некоторое время в тюрьме и приговорены к штрафам священники с. Хотьково Александр Лызлов и с. Слизнево Александр Понасечкин.

Священника Александра Понасечкина арестовал и отправил в Сычевку Мольгинский волостной исполком, по решению, как указывал председатель исполкома, «общего валового схода» волости от 6 марта 1918 г. Председатель сообщал, что волостной сход принял решение арестовать священника А. Понасечкина «как человека, ведущего вредную пропаганду». 26 марта это дело — «о погромной пропаганде против советской власти» — было рассмотрено Сычевским военно-революционным комитетом. С пышной формулировкой: «Как таковая вне всякого рода посягательства» — ВРК постановил оштрафовать иерея Александра Понасечкина на 1 500 руб. (500 руб. в пользу волостного совета и 1 000 руб. — в пользу уездного)[1].

Как и в случае со священником А. Лызловым, поводом к аресту отца Александра Понасечкина послужило то, что он исполнил распоряжение Смоленского церковно-епархиального совета (оно подшито к уголовному делу священника) ознакомить прихожан с текстом Послания Патриарха Тихона от 19 января 1918 г., прочитав Послание в ближайший воскресный или праздничный день за всенощным бдением и Литургией и объяснив прихожанам его содержание, а также «совершить в церкви молебствие об утишении страстей с крестным ходом вокруг церкви». Печатные экземпляры Послания, присланные из епархии, надлежало расклеить и раздать людям. Все это исполнено было священником Александром Понасечкиным в воскресенье 3 марта: он совершил в храме молебен с крестным ходом, и во время молебна зачитал Послание Патриарха[2].

По всей видимости, «валовой сход волости», принявший постановление об аресте священника А. Понасечкина (если такой сход действительно был, а не представлял собой какое-нибудь расширенное заседание волостного совета или исполкома), не выражал единодушного мнения населения волости. Уже на следующий день после принятия решения об аресте в волостной исполком поступило обращение деревенского совета д. Рябинки, в котором этот совет просил исполком, «ввиду создающегося возбужденного состояния между гражданами дер. Рябинок, "в особенности среди женщин"… и дабы избежать могущих быть нежелательных последствий… повременить приведением в исполнение постановления об аресте» до ближайшего собрания 10 марта, на котором этот вопрос следовало бы, по мнению Рябиновского совета, разобрать более внимательно. В волисполком поступало множество «приговоров» деревенских обществ, в которых крестьяне просили отменить решение об аресте (иногда эти просьбы доходили до протестов), такие «приговоры» волостной исполком исправно переправлял в уездный совет. В архивном следственном деле священника А. Понасечкина имеются «приговоры» от 7 деревенских обществ, входивших в приход церкви с. Слизнево, некоторые из них подписаны всеми домохозяевами деревень, общее количество подписей под этими документами исчисляется сотнями, при этом некоторые деревни присылали свои прошения по нескольку раз. В «приговорах» жители волости свидетельствовали, что священник Александр Понасечкин никакой контрреволюционной деятельностью или агитацией никогда не занимался, «торжество» 3 марта с крестным ходом и чтением Патриаршего Послания проведено им было «по долгу службы» — по распоряжению епархиального начальства, которое он не мог не выполнить, — и «с разрешения всех молящихся в храме», в этом событии сами граждане ничего контрреволюционного не усматривали, крестный ход, отмечали они, «ничуть не влечет за собой характер обвинения, а является религиозной потребностью», и «никакого проклятого молебна [т. е. с произнесением проклятий. — а. И.] не было, а пели все Пасхальные песнопения». Сам иерей Александр Понасечкин, обращаясь в уездный исполком с просьбой об освобождении из-под ареста, говорил о том же; в его обращении отмечается, что арестован он был по постановлению Мольгинского волостного исполкома (а не схода, как утверждал волисполком). По требованию Совета депутатов с. Слизнево отец Александр дал следующее письменное обещание: «Все предписания епархиального начальства без согласия народа производить не буду», после чего этот совет направил вышестоящим властям протокол своего общего собрания, на котором 58-ю голосами при 7-ми воздержавшихся принял решение ходатайствовать об освобождении священника А. Понасечкина из-под ареста. Помощь арестованному клирику в смягчении его участи пыталось оказать и епархиальное начальство, 10 марта выславшее ему свидетельство о том, что предписание распространять Патриаршее Послание и служить молебен с крестным ходом было разослано духовенству Церковно-епархиальным советом[3].

С просьбой оказать помощь в защите от гонений иерей Александр Понасечкин обращался к высшему церковному руководству. Направленное им в адрес проходившего в Москве Поместного Собора соответствующее прошение было переправлено архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому Феодосию. В епархии об этих событиях уже знали из рапорта местного благочинного[4].

Прошения жителей волости, по-видимому, возымели действие. Спустя некоторое время Сычевский военно-революционный комитет вторично рассмотрел дело священника Александра Понасечкина и, «обсудив всесторонне вопрос обвинения, нашел нужным уменьшить штраф» вдвое, до 750 рублей[5].

Но поток ходатайств от прихожан не прекратился и после этого, теперь они обращались в ВРК с просьбой об освобождении священника от штрафа, информируя военно-революционный комитет о том, что священник Александр Понасечкин живет в нужде и бедности, в очень ветхом доме, сам обрабатывает землю, переживает многие скорбные обстоятельства (у него болела жена и сам он в феврале 1917 г. перенес перенес операцию)[6].

В итоге 1 мая 1918 г. Сычевский военно-революционный комитет постановил «снять» штраф со священника Александра Понасечкина, «принимая во внимание его бедное положение, а также руководствуясь воспоследствовавшей амнистией в день 1-го мая», сняв при этом и «учрежденный над ним надзор»[7] (Духовенство Смоленской епархии в гонениях ... С. 70, 72–74).

 

___________________

[1]. [Дело Военно-революционного комитета Сычевского уездного совета по обвинению священника Александра Понасечкина, 1918] // Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 5677-с . Л. 1, 16.

[2]. Там же. Л. 3, 22.

[3]. Там же. Л. 3 – 12 об., 17–19, 23.

[4]. Рапорт благочинного 1-го округа Сычевского уезда протоиерея Владимира Мясоедова ... Л. 10 ; Рапорт архиепископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия (Феодосиева) Священному Синоду ... Л. 54.

[5]. [Дело Военно-революционного комитета Сычевского уездного совета по обвинению священника Александра Понасечкина, 1918] // Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 5677-с. Л. 2.

[6]. Там же. Л. 25–28.

[7]. Там же. Л. 29.

 

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию