Мясоедов Владимир Витальевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Мясоедов Виталий Александрович, священник
  • мать  —  Мясоедова (Юденич) Татьяна Васильевна (12.1.1840, с. Пречистое Гжатский уезд Смоленская губ. – 29.12.1878, с. Савино Гжатский уезд Смоленская губ.)
  • жена  —  Мясоедова (Баронова) Александра Николаевна (15.3.1867 – 5.1941, Смоленск)
  • дочь  —  Мясоедова Августа Владимировна (11.11.1887–19.2.1889)
  • сын  —  Мясоедов Сергей Владимирович (23.6.1889–5.12.1937). Профессор кафедры гистологии, доктор биологических наук. 25.12.1936 арестован в г. Томск, 3.12.1937 осужден по обвинению в «активном участии в контрреволюционной фашистко-террористической организации» к расстрелу. 1.11.1956 реабилитирован
  • дочь  —  Конокотина (Мясоедова) Софья Владимировна (13.8.1891 – 14.12.1966, ст. Тарасовка, Московская обл.).
  • дочь  —  Мясоедова Вера Владимировна (3.7.1893 – 1980, ст. Тарасовка, Московская обл.).
  • сын  —  Мясоедов Борис Владимирович (1.7.1895–27.9.1937). На момент ареста — учитель немецкого языка. Арестован 28.4.1937 4 отделом УГБ УНКВД по Западной обл., 3.9.1937 осужден спецколлегией Западного областного суда по ст. 58-7, 10, 11 УК РСФСР к расстрелу. 13.4.1956 реабилитирован судебной коллегией по уголовным делам ВС РСФСР
  • сын  —  Мясоедов Михаил Владимирович (18.9.1897 – не ранее 1917). Пропал без вести на фронте Первой мировой войны
  • дочь  —  Некрасова (Мясоедова) Мария Владимировна (10.3.1900 – 4.3.1986, Смоленск)
  • сын  —  Мясоедов Андрей Владимирович (31.7.1901–18.12.1901)
  • дочь  —  Мясоедова Клавдия Владимировна (1.11.1903–19.9.1904)
  • сын  —  Мясоедов Алексей Владимирович (17.3.1906 – 14.3.1958, Сочи)
  • дочь  —  Мясоедова Елена Владимировна (род. в 1908)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1880
Вяземское духовное училище
1880
1886
Смоленская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1886
рукоположен во священника
ок. 1918
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1886
не ранее 1924
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Сычевский уезд, с. Воскресенское, протоиерей ( до конца 1917 – начала 1918 — священник). Заведующий Воскресенской церковно-приходской школой. В 1893, 1895, 1905, 1906, 1907 — депутат съезда духовенства Бельского духовно-училищного округа, в 1895, 1905 — делопроизводитель съезда. С 1910 — законоучитель Воскресенского высшего начального училища. Не позднее чем с 1915 — благочинный 1-го округа Сычевского уезда
Показать все

Награды

1890
архипастырское благословение, за «особое усердие и заботливость в преподавании Закона Божия»
2 нояб. 1900
право ношения скуфьи
1905
право ношения камилавки
Показать все

Преследования

19.2.1918
арестован
19.2.19181.3.1918
находился в заключении в тюрьме г. Сычевка
Показать все

Другие сведения

19 февраля был арестован, заключен в тюрьму на 10 дней и едва не расстрелян. Обстоятельства ареста подробно описаны протоиереем Владимиром в рапорте епархиальному архиерею. «19 февраля с. г., — писал он, — по обвинению меня большевиками в контрреволюционной деятельности, я был арестован и препровожден в Сычевскую тюрьму, где и пробыл ровно 10 дней. Поводом к моему аресту послужило желание волостного комитета отобрать от церкви арендную плату за церковные лавки, которой всегда пользовалась церковь. 25 января — в день празднования иконы Божией Матери „В скорбех и печалех утешение“ — я собрал прихожан, и, после речи о тех скорбях и печалях, которые переживает наша Родина, о тех гонениях на Церковь, какие в последнее время особенно сильно стали проявляться со стороны врагов Церкви, я упомянул и о желании комитета отобрать церковные лавки „в народное достояние“. При этом я уяснил народу, что хозяином церковного имущества являются все верующие прихожане этого храма, а не волостной комитет, который может состоять не только из людей другой веры и другого прихода, но даже и из врагов Церкви, что приказание комитета наполняет сердца верующих христиан скорбью и печалью. На мою речь все собравшиеся — а их было не менее тысячи — горячо стали на мою сторону и решительно заявили: „Церковных лавок не дадим“. Из этой тысячи выделилась небольшая кучка — 15–20 человек — большевиков с требованием перенести собрание из храма в народный дом. Прихожане категорически отказали им в этом. Было шумно. Я всеми силами уговаривал не оскорблять большевиков, говорил, что в Церкви партийности не должно быть, что для Церкви одинаково дороги все православные христиане, к какой бы они по своим политическим убеждениям партии ни принадлежали. Решением прихожан большевики остались недовольны и, выходя из храма, угрожающе кинули по моему адресу: „Провокатор“, „Мы все-таки поставим на своем“. Это грозное „поставим на своем“ они настойчиво стали приводить в исполнение.

2-го февраля в народном доме ими устроен волостной сход, на котором при обсуждении вопроса о церковных лавках некоторые из большевиков были побиты и изгнаны. Это печальное обстоятельство и было главной причиной моего ареста: меня обвинили в подстрекательстве к этому избиению. Мне поставили в вину мою речь, произнесенную 2-го февраля, в которой я снова говорил о гонениях на церковь, о нападении на Александро-Невскую Лавру, об убийстве о. П. Скипетрова, о Голгофе, на которую, быть может, придется идти истинно верующим христианам и особенно защитникам веры Христовой, призывал объединяться вокруг своего храма и не давать его на разграбление. Предупредил прихожан и от тех статей, в которых топчется в грязь наша вера святая (газета „Народная беднота“). Более я ничего не сказал.

Инцидент 2-го февраля в народном доме сильно взбаламутил большевиков, и они 7-го февраля, собравшись в деревне Печеничене Воскресенской волости, вынесли постановление о моем аресте. Несмотря на всю мою невиновность, несмотря на ходатайство всех прихожан не подвергать меня аресту, я 19-го февраля все-таки был арестован и препровожден в тюрьму. Мне грозили даже расстрелом. Но по молитвам прихожан и по милости Божией я 1-го марта был освобожден из тюрьмы.

 Не могу умолчать о той любви, которой окружил меня приход в эти тяжелые для меня и скорбные дни. Провожать меня собралась тысячная толпа. Слышались истеричные рыдания, вопли, проклятия по адресу большевиков. Во мне видели страдальца за веру, мученика. Свидетельствуюсь, — я не заслужил этой любви от народа».

Статья об этом происшествии, помещенная в областной газете, подтверждает все изложенное священником в рапорте епархиальному архиерею. Два большевика были избиты в народном доме, сообщала газета, за то, что «они в своих речах компрометировали духовенство и, между прочим, подняли на собрании вопрос о переходе… доходов из церковных лавочек (которые дают ежегодно 2 000 руб. доходу) в ведение С.К.Д.». «Неизвестно, — пишет газета, — каким бы и без того ужасным финалом закончилось это зверское избиение невинных т. большевиков, если бы одному из них не удалось вырваться из рук обезумевшей толпы, а другому, тяжело избитому, с окровавленным от побоев лицом, удалось умолить толпу о спасении. Этот печальный эксцесс произошел на почве антибольшевистской агитации перед мирянами священником приходской церкви Мясоедовым, который давно агитировал с амвона перед темным деревенским людом, разжигал в его сердцах ненависть к большевикам, увещевая его в том, что большевики — это враги не только народа, но и Бога, и что, если власть большевиков не падет, то мир ожидает новое горе: восстанет тогда сын на отца и отец на сына и будет по всей земле плач, голод и болезни». Газета приводит и слова протоиерея В. Мясоедова о том, что «он сам первый готов идти пострадать за правду на Голгофу»[1] (Духовенство Смоленской епархии в гонениях ... С. 67–69).

 

__________________

[1] Известия Смоленского Совета. 1918. 3 марта (№ 39(67)).

 

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию