Чаусов Иван Дмитриевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Чаусов Дмитрий В., священник
  • жена  —  Чаусова Елизавета Александровна (ум. не ранее 1918)
  • сын  —  Чаусов Иван Иванович. (род. в 1894). Подпоручик. 22.8.1918 арестован, на момент ареста — помощник секретаря Вяземской уездной коллегии о пленных и беженцах. Между 24.8.1918 и 29.8.1918 расстрелян Вяземской ЧК
  • сын  —  Чаусов Александр Иванович (1896–16.3.1938). 22.8.1918 арестован, был освобожден «за недоказанностью обвинительного материала». В 1938 проживал в Москве, актер театра Ленсовета. 7.3.1938 арестован, 13.3.1938 осужден тройка при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу). 16.3.1938 расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. 1.2.1958 реабилитирован
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1877
Рославльское духовное училище
1877
1884
Смоленская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

27.8.1891
рукоположен во священника
19.5.1913
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
14.2.1885
27.8.1891
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Ельнинский уезд, с. Даниловичи, церковно-приходская школа, законоучитель и учитель. Заведующий и законоучитель церковно-приходской школы в сельце Знаменское прихода с. Даниловичи
27.8.1891
не ранее 1918
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., г. Вязьма, Духовская церковь, протоиерей (до 1913 — священник). Законоучитель местной церковно-приходской школы (до 17.9.1902 — школы грамоты). С 1898 — член Совета уездного отделения братства преподобного Авраамия Смоленского, с 1901 — член уездного отделения епархиального училищного совета, в 1899–1900 — член правления Вяземского дома трудолюбия. С 1908 — законоучитель железнодорожных министерских училищ г. Вязьмы. Участник Всероссийского съезда законоучителей церковных и земских школ, бывшего в г. Смоленске 11–13 марта 1914
1932
Смоленская и Дорогобужская епархия, Западная обл., г. Вязьма, соборная церковь, протоиерей
Показать все

Награды

1894
право ношения набедренника
1898
право ношения скуфьи
1902
право ношения камилавки
Показать все

Преследования

22.8.1918
арестован вместе с двумя сыновьями
22.8.191829.8.1918
находился в заключении в тюрьме г. Вязьмы
29.8.1918
осужден Вяземской уездной ЧК на высылку за пределы Смоленской губ. по обвинению в «контрреволюционном заговоре»
между 1918 и 1932
трижды арестовывался
1.10.1932
арестован Вяземским районным отделом/отделением (РО) ОГПУ
1.10.193220.11.1932
находился в заключении в тюрьме г. Вязьмы
20.11.1932
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл. на 3 года лишения свободы, по ст. 58-10, 11 УК РСФСР
19321934
находился в заключении, освобожден досрочно по «причине преклонного возраста и болезненного состояния»
5.4.1989
реабилитирован прокуратурой Смоленской обл., по году репрессии: 1932
16.7.1993
реабилитирован прокуратурой Смоленской обл., по году репрессии: 1918
Показать все

Другие сведения

В ночь с 22 на 23 августа в связи с набатным звоном по поводу ареста епископа Макария был арестован и протоиерей Духовской церкви города Вязьмы Иоанн Чаусов вместе с двумя сыновьями. Старший сын Иван через несколько дней был расстрелян, а протоиерея Иоанна «за зловредную агитацию против советской власти» Вяземская ЧК 29 августа приговорила к высылке из пределов Смоленской губернии в двухнедельный срок. Младшего сына Александра отпустили «за недоказанностью обвинительного материала»[1].

О смерти своего старшего сына протоиерей Иоанн написал правящему архиерею: «Мученик, сын мой Иван, принял смерть спокойно, мужественно, с верою в вечно Живого Бога»[2]. В 1932 г., давая показания ОГПУ в ходе очередного ведшегося против него следствия (всего в период 1919–1932 гг. протоиерей Иоанн Чаусов арестовывался по обвинению в контрреволюционной деятельности 4 раза), он говорил: «Когда меня спрашивали о моем расстрелянном сыне, я всегда отвечал, что бандит председатель ЧК Гудков ни за что расстрелял, и о том, что он бандит, мне хорошо известно, ибо он кроме моего сына на своих руках имел много крови и грабежей»[3].

В следственном деле, заведенном против Чаусовых Вяземской ЧК в августе 1918 г., нет ничьих показаний против них, нет обвинительного заключения, нет никакого приговора в отношении расстрелянного Ивана Чаусова. «Известия ВЦИК» сообщали, что «бывшего офицера Чаусова» Вяземская ЧК приговорила к смертной казни «за участие в контрреволюционном выступлении»[4]. Из показаний Чаусовых в ЧК следует, что допрашивали их главным образом в связи с набатным звоном во время ареста епископа Макария (звон совершался в том числе и в Духовском храме, где протоиерей Иоанн Чаусов был настоятелем), а также в связи с деятельностью Христорождественского братства. Протоиерей Иоанн показал на допросе, что братство было не тайное, действовало открыто, занималось только благотворительной и религиознопросветительской деятельностью, существовало на добровольные пожертвования. О набатном звоне сказал: «Всероссийским Церковным Собором было разослано распоряжение в од ном из номеров „Церковных ведомостей“ о том, что если будут посягательства на церковное имущество, то причту церковному и старосте надлежит созвать при помощи набатного звона прихожан для того, чтоб общим собранием просить посягающих оставить имущество в ведении прихода. Распоряжение последовало до декрета Совнаркома о набатном звоне». Однако о звоне в ночь с 22 на 23 августа он говорил, что не знал, что этот звон производится в связи с защитой Церкви. В Духовской церкви звонили в его отсутствие, утверждал он, и когда он туда пришел, звон уже закончился. Звонил церковный сторож, который объяснил настоятелю, что звон начался в мужском монастыре, в большой колокол, звонили долго, затем показались фонари на пожарной каланче и зазвонили в других храмах, после этого начал звонить и он в Духовской церкви. Протоиерей Иоанн отметил в своих показаниях, что понимал декрет о набатном звоне «считающим всякий набатный звон как призыв к выступлению, если звону не послужили причиной фонари на каланче по случаю пожара». Многие опрошенные чрезвычайной комиссией также утверждали, что видели фонари на пожарной каланче, хотя пожара, как потом узнали, в городе не было. В монастыре же, как потом выяснилось, начал звонить по указанию когото из певчих некий человек по имени Александр[5].

На допросе протоиерей Иоанн Чаусов с горечью говорил о том, что был удивлен, когда с первых минут общения с представителями властных структур после своего ареста увидел, что они давно считают его контрреволюционером. В частности, когда среди других арестованных его увидел военный комиссар, то сказал: «А, Чаусов… Мы давно его знаем как контрреволюционного агитатора». При этом сам протоиерей Иоанн считал себя лояльным советской власти и утверждал на допросе, что советскую власть признает как народную, сам по деду крестьянин, после Февральской революции первым перестал поминать царя Николая и в течение Первой мировой войны много трудился для солдат, о чем имеет от их жен и отцов до тысячи писем, доказывающих его близость к народу[6]. В октябре 1919 г., давая показания чрезвычайной комиссии в качестве обвиняемого по другому делу (о «принадлежности к партии кадетов»), он повторил, что в восстании в Вязьме в августе 1918 г. не участвовал, полагал, что набатный звон производится в связи с пожаром, тем не менее был арестован как участник восстания, судим Овсяником, «прощен за недоказанностью вины», провел в тюрьме 17 дней и был вы пущен, чтобы покинуть пределы Смоленской губернии[7].

Из протокола допроса 24-летнего Ивана Чаусова от 24 августа 1918 г. следует, что его подозревали не только в организации набатного звона, но и в связях с белогвардейцами. В его записной книжке был обнаружен странный текст, явно напоминавший шифрованное донесение.

То, что это шифровка, признавал и сам Иван Чаусов. До революции он служил в армии в чине подпоручика, а во время ареста состоял на советской службе (был помощником секретаря Вяземской уездной коллегии о пленных и беженцах). Записку с этим текстом, как он объяснил следователю, просил передать одному из членов Совета в Воронеже, где служил Чаусов, один его старый приятель, случайно повстречавшийся ему на вокзале. Чаусову и самому текст показался «конспиративным», поэтому, не желая вступать в связь с какойто конспиративной организацией, он его не передал, но из записной книжки не удалил, потому что забыл об этом эпизоде, считая его маловажным (дело было еще до октябрьской революции, в сентябре 1917 г.). При этом он утверждал, называя имена многих советских работников, которые могут подтвердить его слова, что советскую власть безусловно признает, во время переворота в Воронеже в ночь на 30 октября 1917 г. со своими солдатами был на стороне Военнореволюционного комитета и защищал город от войск, верных Временному правительству[8].

Однако Вяземской ЧК все сказанное, повидимому, показалось неубедительным. После расстрела сына и высылки из Вязьмы протоиерей Иоанн Чаусов писал правящему епископу: «Как сын умер мой мученик Иван, так и я, страдаем безвинно совершенно. Излить свое горе и помянуть сына я решил в Оптиной пустыни, куда и прибыл 30 августа. Прошу… войти в мое бедственное положение, написать Калужскому епископу Феофану — дать мне хоть какое-нибудь место в г. Калуге, где бы я мог хотя изредка видеться с семьею, убитою свалившимся на нас горем...» К письму было приложено прошение Нила Ивановича Хохлова, старосты Никольской церкви г. Вязьмы, до революции — вяземского купца, церковного благотворителя, кандидата на выборах в Учредительное Собрание по Приходскому беспартийному списку. Н. И. Хохлов также арестовывался в связи с делом епископа Макария, пребывал в заключении в Вяземской тюрьме вместе с протоиереем Иоанном Чаусовым, а теперь вместе с ним находился в Оптиной пустыни. Он писал Смоленскому архипастырю, что и он, и протоиерей Иоанн «пострадали за веру Православную» и просил владыку помочь отцу Иоанну, «положение коего поистине отчаянное»[9].

Смоленский епархиальный совет обратился к Калужскому епископу с просьбой предоставить протоиерею Иоанну Чаусову какое-нибудь место в городе Калуге, сообщив, что «он примерного поведения и весьма трудоспособный». Положительный отзыв об отце Иоанне был также послан настоятелю Оптиной пустыни архимандриту Исаакию. Однако из Калужского епархиального совета пришел ответ, что праздных священнических вакансий в Калуге и Калужском уезде нет, и протоиерею Иоанну могут быть предложены только места в других уездах епархии[10].

Неизвестно, смог ли воспользоваться отец Иоанн этим предложением, в Вязьму он вернулся через 7 или 8 месяцев. Выслан он был, как сам утверждал, на 1 год, но разрешение вернуться в Вязьму получил уже через 3 месяца — можно предположить, что ввиду амнистии первой годовщины революции. По возвращении в Вязьму он продолжил служить священником, совершая богослужение в монастыре. В дальнейшем его еще не раз подвергали репрессиям[11] (Духовенство Смоленской епархии в гонениях ... С. 118–123).

 

____________

[1] [Дело Вяземской ЧК по обвинению «граждан Чаусовых в контрреволюционной деятельности», 1918] // Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 5681-с. Л. 1.

[2] Прошение протоиерея Духовской г. Вязьмы церкви архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому Феодосию (Феодосиеву) ... Л. 38.

[3] [Дело Вяземского отдела ПП ОГПУ Западной области по обвинению священника Иоанна Чаусова, О. С. Барышевой и др., 1932] // Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 20517-с. Л. 20, 24, 24об. — Фамилия председателя Вяземской ЧК указана протоиереем Иоанном по памяти неправильно: им был не Гудков, а П. М. Гулов.

[4] Известия ВЦИК. 1918. 3 окт. (№ 124).

[5] [Дело Вяземской ЧК по обвинению «граждан Чаусовых в контрреволюционной деятельности», 1918] // Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 5681-с. Л. 18–19, 20 – 20 об., 22. — Декрет о набатном звоне был принят 30 июля 1918 г. Советом народных комиссаров сразу после принятия Поместным Собором 1917–1918 гг. постановления «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Согласно декрету, «виновные в созыве населения набатным звоном, тревожными гудками, рассылкой гонцов и т. п. способами с контрреволюционными целями» должны были предаваться суду революционного трибунала (Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964. С. 117).

[6] Там же. Л. 19, 19 об.

[7] Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 2657-с. Л. 4, 6. — Участие председателя Вяземского уездного совета и уездного комитета РКП(б) Г. С. Овсяника в определении участи Чаусовых в августе 1918 г. подтверждается и материалами дела 1918 г. Например, Овсяником дана расписка об отобрании у И. И. Чаусова в день ареста денег, удостоверения и паспорта (Там же. Д. 5681-с. Л. 23 об.).

[8] Там же. Л. 2, 13, 20–21.

[9] Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 2657-с. Д. 15364-с. Л. 9 ; Д. 26797-с. Л. 83 – 83 об. ; Прошение протоиерея Духовской г. Вязьмы церкви архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому Феодосию (Феодосиеву) ... Л. 38 –38 об.

[10] Ответ Калужского епархиального совета ... Л. 35, Прошение протоиерея Духовской г. Вязьмы церкви архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому Феодосию (Феодосиеву) ... Л. 39.

[11] Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 2657-с. Л. 4, 6 об. ; Д. 20517-с. Л. 24, 149.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию