Страхов Владимир Николаевич, протоиерей

Авторитетный московский пастырь и проповедник. Ректор Московской духовной академии в 1922–1928 гг. Участвовал в отпевании Святейшего Патриарха Тихона. С 1931 г. в ссылке в Архангельске, с 1935 г. — в Ульяновске, где и был расстрелян по приговору тройки.

Родственники

  • отец  —  Страхов Николай Тимофеевич, священник
  • жена  —  Страхова (Соколова) Ксения Владимировна (2.11.1887–1924)
  • тесть  —  Соколов Владимир Александрович, священник
  • сын  —  Страхов Сергей Владимирович. В предвоенные годы — заведующий кафедрой теоретических основ электротехники Ивановского электротехнического института, после войны — заведующий кафедрой автоматики и телемеханики Московского института инженеров транспорта (МИИТ). Автор популярного учебника по теоретическим основам электротехники
  • сын  —  Страхов Евгений Владимирович (1909–1978). Преподаватель Московской консерватории по классу альта (с 1933), заслуженный артист РСФСР, кандидат искусствоведения, профессор
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1897
Звенигородское духовное училище
окончил 1-м в списке с правом поступления в 1 класс духовной семинарии; награжден книгой
1897
1903
Вифанская духовная семинария
как первый ученик направлен в Московскую духовную академию за казенный счет
1903
12.6.1907
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом
18.8.1911
Московская духовная академия
защитил магистерскую диссертацию на тему «Второе послание св. апостола Павла к фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

15.8.1909
рукоположен во диакона
16.8.1909
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
16.8.1907
23.5.1908
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Московская духовная академия, профессорский стипендиат
23.5.1908
15.12.1912
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах, священник (до 1909 — псаломщик). Делопроизводитель Московского епархиального училищного совета (27.10.1908–31.3.1910). Законоучитель 2-й Московской мужской гимназии (с 1909 по 16.8.1911). И. д. доцента Московской духовной академии (с 16.8.1911). Экстраординарный профессор Московской духовной академии по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета (с 11.1.1912)
15.12.1912
30.11.1917
Московская епархия, г. Москва, Андреевская церковь при 2-й мужской гимназии, священник. Законоучитель 2-й Московской мужской гимназии (с 15.12.1912) по совместительству с академической службой. Член комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения (1917)
30.11.1917
30.12.1930
Московская епархия, г. Москва, церковь Живоначальной Троицы в Листах, протоиерей, настоятель. Проректор Московских академических курсов (1919–1930). Проректор (с мая 1920), ректор Московской духовной академии в ее "московский период" (1922–1928)
Показать все

Награды

1911
премия епископа Курского Михаила за лучшее магистерское сочинение
не позднее 1917
право ношения камилавки
не ранее 1917
право служения в митре
Показать все

Преследования

не ранее 1917
был судим по подложному обвинению в махинациях с облигациями, но на суде оправдан. До 1923 года около четырех pаз подвеpгался обыскам
28.12.1930
арестован в г. Москве по обвинению в «антисоветской агитации»
29.12.19303.1.1931
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
3.1.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на высылку в Северный край на 3 года по статье 58–10 УК РСФСР (групповое дело № Н–6656. Москва, 1931 г.)
1931 – окт. 1935
находился в ссылке в г. Архангельске
окт. 1935 – дек. 1937
находился в ссылке в г. Ульяновске, куда был переведен по ходатайству родных, ввиду слабого здоровья
дек. 1937
арестован в г. Ульяновске по т. н. "ульяновскому делу" (П-1621(23), № 1022), по которому было арестовано 78 человек духовенства, церковнослужителей и мирян, якобы входивших в мифическую «единую общеобластную церковно-монархическую, фашистско-повстанческую контрреволюционную организацию» под руководством обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского), архиепископа Митрофана (Гринёва) и григорианского митрополита Иоанникия (Соколовского)
29.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Куйбышевской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
дек. 193717.2.1938
находился в заключении в тюрьме г. Ульяновска
17.2.1938
расстрелян в г. Ульяновске (согласно ист.: Симбирская Голгофа, 1917–1938 ... С. 49–50, 67)
сент. 1956
реабилитирован, по году репрессии: 1938
Показать все

Другие сведения

«...У преподавателей-библеистов не вызывало никаких сомнений зачисление на вторую кафедру Священного Писания Нового Завета священника Владимира Страхова, защитившего кандидатскую диссертацию по Новому Завету...» (Священномученик Иларион как преемник и продолжатель идей профессора М. Д. Муретова ...).

«... День погребения Святейшего Патриарха Тихона — 30-го марта 1925 г… Вся Донская улица была запружена народом, оставался только узкий проезд, по которому бесконечной лентою тянулись извозчики, телеги и т. д. Весь двор монастыря был также полон народа. В собор пробрались лишь к панихиде, на которой пел весь народ...
Последующую литургию служило боле 30 архиереев и около 60 священников. Кроме того, духовенство, не участвовавшее в служении, стояло в храме в три ряда, занимая всю середину собора. Первая проповедь была произнесена профессором Громогласовым. Затем, по окончании литургии, проповедником выступил проф. прот. Страхов…» (Новые мученики Российские … С. 122).

«…После пятой песни у гроба Святейшего [Патриарха Тихона] стал новый проповедник прот. [В.] Н. Страхов.
"Отче, Отче, колесница Израилева и конница Его, — начал он, — так взывал некогда пророк Елисей возносящемуся на небо пророку Илии. Такими же словами с горьким чувством беспредельной скорби в этот день взывают ко Господу миллионы верующего русского народа, лишившиеся своего отца.
Было ли это случайностью. Нет. В истории домостроительства Божия случайностей не бывает. Знает Господь в какое время послать Аарона и Самуила и в какое священника Ездру. Так знал Господь, когда поставить кормчим Церкви Христовой и почившего Первосвятителя Святейшего Патриарха Тихона.
Время управления твоего было слишком трудно. Корабль церковный бросало волнами и он по временам накренялся то слишком вправо, то слишком влево и многие недоумевали, что же это значит. Дело объяснилось тем, что вся твоя церковная деятельность может быть охарактеризована одним словом: примирение.
Как бы поступил другой кто-либо на твоем месте, сказать трудно, но ты умел провести корабль церковный и сохранил его от потопления. В этом несомненная и величайшая твоя заслуга.
Что будет дальше после тебя со св. Церковью, сказать трудно, но я глубоко убежден, что она, купленная не золотом и серебром, но драгоценною кровию Христа не будет Им забыта.
Про себя же лично ты можешь сказать вместе со св. апостолом Павлом: "Подвигом добрым подвизался, течение скончах, веру соблюдах" (Тим. IV, 7). И ты в своей жизни проявил и веру, и любовь Христову. Поэтому мы твердо верим, что даст тебе Господь венец правды, какой Он обещал любящим Его.
Твоя личность была обаятельна и всегда цельна, одинакова, как на школьной скамье, так и во все последующее время.
С какой бы стороны будущий историк не оценивал твою личность, ты всегда в его глазах будешь кристально чистым и нравственно светлым. На твоем имени нет ни единого пятнышка.
Помолимся же, возлюбленные братие, да упокоит со святыми Господь душу новопреставленного нашего Святейшего отца и Патриарха» (Die russischen orthodoxen Bischöfe von 1893 bis 1965 = Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы ... С. 272–273).

В конце декабря 1929 г. о. Владимир ездил в Петроград на погребение архиепископа Илариона (Троицкого), скончавшегося в тюрьме по дороге из Соловецкого лагеря. «До своего ареста в 1922 г. епископ Иларион жил на квартире у своего друга по академии, священника Владимира Страхова по ул. Сретенка, д. 29, кв. 1, в его же доме он был арестован также в 1923 г. Семья Страховых оказывала постоянную помощь находящемуся в заключении архиепископу Иллариону» (Житие священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского ...).

После появления декларации митрополита Сергия (Страгородского) выразил несогласие с ней, сказав с амвона храма что «правда Христова продана за чечевичную похлебку» (Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. ...).

«По другим данным он был приговорен к 10 годам ИТЛ без права переписки, и через 5 лет от него было получено одно письмо. Существует предание, что в 1948 году Святейший Патриарх Алексий I вызывал о. Владимира в Москву, с намерением поставить его во главе Московской духовной академии. Но когда, после окончания срока, он вышел из лагеря с вещами на дорогу, то, по рассказам одного диакона, долгие годы проведшего в заключении вместе с о. Владимиром, он выстрелом в спину был убит» (Там же).

«...Я лично знал того священника, отца Владимира Страхова, о котором будет речь, и сам он мне про это рассказывал. Служил он в одной из Московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет 30. Несколько удивленно смотрит на батюшку. "Что вам угодно?" — "Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного". Тот удивляется еще больше. "Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!" Изумлен и священник. "Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?" Оказывается, и имя совпадает. "Позвольте все же войти к вам" — "Пожалуйста!" Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. "Да вот же она! Это она и приходила ко мне!" — Восклицает он. — "Помилуйте! — Возражает хозяин квартиры. — Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!" Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского университета, не причащался уже много лет. "Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься", — решается он наконец. Исповедь была долгая, искренняя — можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Таин» (Проповеди и наставления священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского ...).

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию