Сергий (Сребрянский (Серебрянский) Митрофан Васильевич), архимандрит, преподобный, исповедник

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается в день кончины 23 марта/5 апреля и в день обретения мощей 28 ноября/11 декабря. 19.9.1999 был прославлен как местночтимый святой Тверской епархии. 11.12.2000 святые мощи перенесены в Воскресенский кафедральный собор г. Твери

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1889
Воронежское духовное училище
1892
Воронежская духовная семинария
окончил со званием студента
1893
Варшавский ветеринарный институт
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

2.3.1893
рукоположен во диакона епископом Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным)
20.3.1894
рукоположен во священника епископом Острогожским Владимиром (Соколовским)
16.9.1906
возведен в сан протоиерея, «за 10-летнюю отлично-усердную службу его в Черниговском драгунском полку и выдающиеся пастырские труды его в минувшую русско-японскую войну»
ок. 1919
пострижен в монашество
ок. 1919
возведен в сан архимандрита по благословению Святейшего Патриарха Тихона (Белавина)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.1.1893
20.3.1894
20.3.1894
15.2.1896
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, Плоцкая губ., г. Рыпин, церковь 47-го драгунского Татарского полка, священник. Назначен на данное место 1.3.1894, зачислен в списки полка 9.4.1894
15.2.1896
25.5.1897
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, Витебская губ., г. Двинск, Военно-крепостной собор, священник (на вакансии младшего священника). Определен на данное место 15.1.1896. С 1.9.1896 — законоучитель Двинской церковно-приходской крепостной школы
25.5.1897
27.9.1908
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, г. Орёл, Покровская церковь 17-го гусарского Черниговского полка, священник (шефом полка была великая княгиня Елизавета Федоровна). Определен на данное место 3.5.1897. С 1.9.1903 — заведующий и законноучитель полковой церковно-приходской школой. 11.6.1904 с 51-м драгунским Черниговским полком выступил в поход на Дальний Восток, в Маньчжурию. С 15.3.1905 и до окончания войны — благочинный 61-й пехотной дивизии, 3.5.1906 вместе с полком вернулся в Орёл
27.9.1908
23.3.1923
Московская епархия, г. Москва, Покровская и Марфо-Мариинская церкви Марфо-Мариинской обители милосердия на Большой Ордынке, протоиерей (с 1919 — архимандрит), настоятель, духовник обители
1927
февр. 1931
Тверская губ., Новоторжский уезд, с. Владычня, Покровская церковь, архимандрит
Показать все

Награды

5.1.1895
право ношения набедренника, награжден «за отлично-усердную службу при прохождении пастырских обязанностей»
26.2.1896
медаль «В память царствования Императора Александра III»
21.12.1899
право ношения скуфьи, награжден «за отлично-усердные труды в деле сооружения и благоукрашения полкового храма»
6 май 1900
золотой наперсный крест с украшениями из Кабинета Его Императорского Величества, пожалованный Великой Княгиней Елизаветой Федоровной
6.5.1903
право ношения камилавки, награжден «за отлично-усердное прохождение пастырских обязанностей»
5.11.1904
орден св. Анны 3-й степени с мечами, награжден «за отличие в делах с японцами с 13-го по 25-е августа 1904 года»
19.5.1905
орден св. Анны 2-й степени с мечами, награжден «за разновременные отличия в делах против японцев»
27.8.1905
золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, награжден «за отличия в делах против японцев»
1.11.1905
орден св. Владимира 4-й степени с мечами, награжден «за труды под огнем противника 18 июня 1905 г. у д. Санвайза»
2.10.1916
право служения в митре, награжден «за отлично-усердное служение его Святой Церкви, труды по обстоятельствам военного времени и полезную деятельность»
25.12.1919
архипастырское благословение от Святейшего Патриарха Тихона
Показать все

Преследования

23.3.1923
арестован ГПУ за оглашение в храме послания Патриарха Тихона. По источнику: «Жертвы политического террора в СССР» — арестован 10.05.1923
23.3.1923 – ок. 24.8.1923
находился в заключении без предъявления обвинения
24.8.1923
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 1 год высылки в г. Березов по обвинению в антисоветской агитации
ок. 24.8.192327.2.1925
находился в ссылке в г. Тобольске
29.4.1925
арестован по доносу работников поликлиники, занимавшей часть зданий Марфо-Мариинской обители, о проводимой о. Сергием «антисоветской агитации среди сестер обители»
29.4.19252.7.1925
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
февр. 1931
арестован
7.4.1931
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. на высылку в Северный край на 5 лет
ок. 7.4.19311933
находился в ссылке в Северном крае, освобожден досрочно из-за преклонного возраста, многочисленных болезней и за успешно выполняемую работу
дек. 2003
реабилитирован прокуратурой г. Москвы, по году репрессии: 1923
Показать все

Другие сведения

В 1892 г., окончив духовную семинарию, Митрофан Сребрянский не стал сразу священником, а поступил в Варшавский ветеринарный институт. В Варшаве вновь стал размышлять о правильности выбора своего пути. В 1901 г., будучи уже священником, в записях «Особенные сны мои» он опишет свои колебания: «Без рассуждения особенного, хотя и со страхом великим принял я сан священника. Понимал хорошо я великую важность служения пастырского и ответственность перед Богом и людьми. Мне предстояла возможность пойти по другой дороге. Я мучился страшно». Святитель Митрофан Воронежский во сне благословил его: «Успокойся, все будет хорошо и тебе будет легко».

В 1902 г. на средства отца Митрофана была построена школа, которая была пожертвована им Покровской церкви 51-го драгунского Черниговского полка.

В 1904 г. началась Русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с полком отправился и отец Митрофан. Во время служения он вел подробный дневник. «Ох, картина, — описывал он один из эпизодов той войны, — в далекой Маньчжурии, вместо храма — на дворе китайской фанзы собрались христианские воины помянуть молитвенной и вечной памятью погибшего при выполнении своего долга и присяги товарища. И грустно было нам и вместе с тем напало на нас что-то вроде воодушевления; каждый взором говорил: "Что ж? И я исполню свой долг, когда придет час мой".

Я облачился в ризы Великой Княгини, взял в руки ее же крест и, обратившись к солдатам, сказал в поучение несколько слов, приглашая их после усердной молитвы за усопшего воодушевиться его примером и без страха идти на поле брани, памятуя о долге и присяге, как их исполнил корнет Гончаров. "А потому нам, живым, — сказал я в заключение, — необходимо, помянувши умершего, попросить себе у Господа благодатной помощи; а для этого после панихиды отслужим молебен".
— Благословен Бог наш... — возгласил я.
— Аминь, — дружно подхватили солдатики.

И полилось наше чудное священное пение панихиды на китайском дворе. Быть может, маловато было гармонии в пении, но, где ее не хватало, там ее восполняли необычайная обстановка священнодействия и общее наше воодушевление.
Смотрю я во время молебна на небо, и мне представляется, что это мы поем на родине… Да, Господь везде, везде Его возможно славить. Вот и здесь мы молились, и горячо молились, китайцы даже притихли, с удивлением наблюдая из своих фанз за нашим богослужением…».

Вдали от дома, служа в походных условиях, в минуты грусти отец Митрофан вспоминал торжественные служения в родном храме. В г. Орле, близ казармы 51-го Черниговского полка, энергией отца Митрофана была выстроена полковая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 1896 г. Он принимал активное участие и в построении городской вокзальной церкви, помогая сбором пожертвований и служением молебнов. В благодарность прихожане этой церкви, освященной в честь иконы Божией Матери Иверская, благословили его иконой. В своем «Дневнике» отец Митрофан упоминает: «...у меня всегда лежит под подушкой икона Богоматери Иверская, что от вокзальной церкви, и этим утешаюсь».

В 1908 г. великая княгиня Елисавета Федоровна трудилась над устройством в Москве Марфо-Мариинской обители. Из предложенных проектов более всего ей пришелся по душе проект отца Митрофана, и именно ему она доверила место духовника и настоятеля храма. Впоследствии великая преподобномученица отзовется об отце Митрофане так:

«Это широкий человек, в котором нет ничего от ограниченного фанатика, целиком основывающийся на безграничной любви о Господе и всепрощении, — истинно православный священник, строго придерживающийся нашей Церкви, для нашего дела — благословение Божие, так как он заложил основание, какое и должно быть. Скольких он вернул к вере, наставил на путь истинный, сколько людей благодарят меня за великое благо иметь возможность посещать его» (Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Сергий ... ).

После гибели Елизаветы Федоровны и до самого закрытия обители в 1926 г. архимандрит Сергий (Сребрянский) продолжал окормлять сестер. Был неоднократно арестован, провел в лагерях и ссылках 16 лет.

Последним местом его ссылки было село Владычня. По причине того, что появление отца Сергия в храме вызывало неудовольствие властей, он вынужден был поначалу молиться дома. Окормлял многих духовных чад, многие приезжали к нему за советом. Одно такое посещение описывает в книге «Под кровом Всевышнего» Н. Н. Соколова:

«Село выглядело серым и унылым, нигде ни души. На самом краю села под рядом высоких черных лип приютилась крохотная избушка в три оконца, крытая соломой. Здесь безвыездно доживал уже много лет свои дни отец Митрофан... Батюшку и матушку его, разбитую параличом, обслуживали две старенькие монахини. Нас ждали. Едва мы открыли тяжелую теплую дверь и, нагнувшись, переступили высокий порог, как нас охватило теплом и уютом. Налево — огромная русская печь, направо — сразу кровать для батюшки, отделенная от комнаты занавеской, а перед ней — еще одна маленькая железная печка-буржуйка с черной трубой, ведущей в трубу русской печи. В правом переднем углу — множество икон с зажженными лампадками, а под ними — малюсенький столик со святынями. Головой к этому столику и ногами к печурке лежала в аккуратной беленькой кроватке худенькая матушка, напоминающая скорее покойницу, чем живого человека... Батюшка был уже грузный, тяжелый, отекший, с длинной седой бородой и остатками жиденьких седых волос на голове. Он тяжело дышал, с трудом поднимался...

Наша беседа часто прерывалась. Садились за стол и обедали, причем народу было много. Все время кто-то приходил к батюшке, нас прерывали, батюшка всех усаживал за стол. Электричества в селе не было. День быстро сменился длинным темным вечером, и на столе появилась керосиновая лампа. Старушки выходили на холодный двор, кому-то было жутко, а батюшка сказал:

— А зачем бояться? И нечистого нечего бояться. Он сколько раз придет сюда и сядет в кресло под образами. Ведь до чего нагл — рядом со Святыми Дарами дерзает садиться! И начнет надо мной издеваться, ногой меня в мой огромный живот (грыжа) бьет, да я не чувствую — ведь он ничего не может. Если Бог не разрешит ему, он ничего и не может!
— Батюшка, а Вы бы скорее перекрестились, чтобы он пропал, — учу я отца Митрофана.
— Да, он сразу исчезает, он не выносит креста, — отвечает батюшка, — да только я не спешу, еще посмотрю на него, какой он отвратительный, безобразный и — бессильный.

Батюшка дал мне наставления, как в жизни относиться к людям: "Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им надо сочувствовать"».

С 1945 г. и до самой смерти духовником отца Сергия был служивший в Твери и часто к нему приезжавший протоиерей Квинтилиан Вершинский. «Отец Квинтилиан сам несколько лет пробыл в заключении и хорошо знал, что это такое — нести тяготы и горечь гонений. Впоследствии он вспоминал об отце Сергии: "Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... Он весь был объят божественным желанием... Это чувствовалось во всем, особенно — когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. Говорил он просто, назидательно и убедительно. Когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние и, видимо под влиянием охватившего его волнения, помыслы его облекались в форму глубоко-душевного лирического излияния..."

После кончины архимандрита Сергия почитание его как подвижника и молитвенника не только не уменьшилось, но со временем еще более возросло. Многие верующие приходили на могилу отца Сергия помолиться, получить духовное утешение и заступничество. Мощи преподобноисповедника Сергия были обретены 11 декабря 2000 года и ныне находятся в Воскресенском кафедральном соборе города Твери» (Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Сергий ... ).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию