«Отец Аникита был прекраснейший отец семейства. Отец-друг, которого дети почитали не за страх, но за совесть. Он никогда не хвалил, никогда не бранил детей, всегда молчал, но как-то молча заставлял любить и уважать себя, и дети знали, как угодить ему. Зятья и невестки считали его за родного отца, натянутых отношений никогда не было; вся новая родня, присоединяемая узами брака, по-родному любила и уважала его; маленькие внучата с удовольствием бежали к дедушке, и он и их умел привлечь к себе.

Сыновья много обязаны ему своим высшим образованием, он, уже почти 70-летний старик, не только не отговаривал, но всегда поощрял их в предпринятом труде дальнейшего высшего образования, всячески стараясь помочь им. Никогда он не вмешивался в дела детей: "сам возраст имать", — обыкновенно говорил он. Когда сыновья устроились и были в состоянии помочь отцу, он стеснялся воспользоваться их пособием: "пою Богу моему, дондеже есмь", — упрямо говорил старик, когда дети умоляли его идти на покой. А как любил он детей! Он готов был все отдать для их блага. Как скорбел о них, когда с ними бывали неприятности! Когда один из сыновей, уже устроившись, тяжело заболел тифом, страшно было смотреть на старика; полный глубокого горя, молча ломал руки старик над своим метавшимся в бреду детищем, и, может быть, только горячие молитвы отца спасли сына от преждевременной смерти…

17 ноября он мирно почил на руках детей. Сыновья священники облачили его в священные одежды. К погребению прибыли проживавшие в Москве его прежние прихожане сельские, крещенные им, выросшие на его глазах и теперь многие уже убеленные сединами. Смотря на движение громадной толпы за гробом, можно было подумать, что хоронят не смиренного и безвестного сельского заштатного священника, а какого-нибудь известного общественного деятеля.

Так наградил его Господь в сей жизни, за самоотвержение для детей, за его добрые душевные качества, за его образцовую честность и усердие при исполнении выпавшего на его долю невиданного служения, за его глубокую преданность воле Божией и безропотное несение своего креста» (из некролога).

На фото: неизвестный священник, фото отца Аникиты не сохранилось (fotopaterik.org/unknown_persons)

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее