«Вот уже шесть месяцев я не испытывал таких новых для меня душевных ощущений, какие переживаю в данный момент, — записал в октябре 1933 г. находившийся в архангельской ссылке протоиерей Иоанн Серов в дневнике. — Среди нас пронеслась молва, что скоро будут высыльным давать свободу, особенно старикам-инвалидам. Все с напряженным вниманием ожидали, когда же молва окажется действительностью... И вот, наконец, настал день.

Барак наш начал пустеть, и настолько опустел, что не только в бараке, но и во всей окружающей местности осталось нас только два человека: я да еще один глубокий старец архимандрит Каллист, совершенно больной, 72 лет, и вдобавок совершенно слепой…

Мой беспомощный сожитель был когда-то человеком видным… личным секретарем многих видных иерархов… ученик композитора Смоленского. Был около 30 лет настоятелем Жадовской пустыни. В данный момент он совершенно беспомощен, и что будет с ним, когда нас разъединят? Все мое внутреннее содрогается...

Когда я остался один с ним, он вдруг показывает на меня и говорит: о. Иоанн, когда вы получите из дому документы, дающие Вам право на освобождение, закройте меня одеялом с головой, перекрестите и идите с Господом Богом. Т. е. отец архимандрит как бы благословлял оставить его одного на неминуемую голодную смерть. Эти слова умирающего пронзили мое сердце как бы какою ужасною стрелою. Я упал к нему на грудь и зарыдал, как ребенок, причем сказал, призвав Господа в свидетели: пока Вы живы, я не уйду из барака…

Четверг и пятница. Старец ничего не ел. Видно, приближается развязка. В пятницу ночью старец два раза падал с кровати. Пришлось с большим трудом его поднимать — ведь и сам то я едва двигался. Насекомые больного буквально заедали. Суббота прошла сравнительно спокойно.

В одиннадцать часов вечера старец мирно и тихо скончался. Упокой, Господи, душу его с праведными. Я прочитал канон на исход души. Отпевание… [совершили] насколько я мог знать на память. Втроем мы вынесли тело и похоронили на общем кладбище, опустивши тело в могилу и отслуживши литию, чем и отдали последний христианский долг почившему…»

(Дневник протоиерея Иоанна Андреевича Серова. Житомир, 2004).
На фото: архимандрит Каллист (Павлов) с братией Жадовской пустыни, 1924/25 г.

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее