Утром 13 сентября 1918 г. к Усть-Цильме причалили пароходы отряда Мориса Мандельбаума в составе 175 красноармейцев. «Окружив село, они быстро арестовали местную власть Временного правительства, захватили казначейство и телеграфные аппараты. Несколько красноармейцев пришли в Усть-Цилемский собор, топорами вырубили дверь, так как сторож им не открыл, и вошли в собор. Не найдя спрятавшегося сторожа, они послали первого попавшегося мальчика за настоятелем, и когда о. Аифал пришел, потребовали выдать оружие. В ходе обыска никакого оружия, конечно, не оказалось…

Вернувшись домой, о. Аифал даже не успел рассказать семье о происшедшем, как в дверь начали ломиться красноармейцы с требованием, чтобы священник шел за ними. На допросе о. Аифала били, затем отвели на пароход "Александр" вместе с другими арестованными. Около 12 часов дня пароходы отчалили и направились вверх по Печоре. В течение десяти дней арестованных постоянно били на допросах. Немного не доходя до села Троицко-Печорского, пароходы остановились. Здесь был произведен последний допрос, во время которого на голове и лице о. Аифала появилась большая рана от удара, видимо, нагайкой. В 12 часов ночи на берегу красноармейцы развели большой костер. Раздалась команда: "Суровцев и комиссар [Временного правительства Северной области Иоанн Козлов], выходите!" Сначала на край палубы поставили о. Аифала — раздался залп, и батюшка упал в воду. Затем расстреляли И. Козлова.

По свидетельствам очевидцев, перед расстрелом красноармейцы у каждого из них отрезали язык, нос и уши. Отец Аифал впадал в обморок, чтобы привести его в чувство, истязатели обливали батюшку водой…».

Ревностный, неравнодушный и деятельный пастырь, отец Аифал 20 лет добросовестно трудился на благо Церкви Божией. Особенно был усерден к школьному делу. Служа на приходах, где проживало большое число старообрядцев, он своей проповедью и добрым обращением снискал любовь даже закоренелых староверов, которые стали менее враждебно относиться и к другим священнослужителям. Его благолепные и неторопливые богослужения, по словам современников, навсегда остались в памяти прихожан…

(на основе публикации В. Фофановой).

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее