Алексий Московский (Мечёв Алексей Алексеевич), протоиерей, святой, праведный

Известный московский проповедник, основатель «маросейской» общины, «старец в миру» как его называли современники. «Подобно святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, отец Алексий жизнью и служением, которое проходило в Москве, воплотил идеал доброго пастыря, ищущего заблудшую овцу, молитвенника и чудотворца» (из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.)

  • Дата рождения: 17.3.1859
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 22.6.1923
  • Место смерти: Московская губ., Можайский уезд, г. Верея. Погребен на Лазаревском кладбище (Москва). В 1930-е прах перенесен на Введенское кладбище. Ныне мощи святого праведного покоятся в храме святого Николая в Кленниках на Маросейке

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 9/22 июня (день кончины), 16/29 сентября (обретение и перенесение мощей), в Соборе Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября)

Родственники

  • дед  —  Крылов Иван Ефимович , протоиерей церкви Коломенского уезда
  • отец  —  Мечёв Алексей Иванович (1811–1907), регент кафедрального Чудовского хора (1874–1879). Погребен в Москве на Лазаревском кладбище
  • мать  —  Мечёва (Молчанова) Александра Дмитриевна
  • дядя (брат матери)  —  Никандр (Молчанов Николай Дмитриевич), архиепископ
  • брат  —  Мечёв Тихон Алексеевич, священник
  • сестра  —  Мечёва Варвара Алексеевна
  • жена  —  Мечёва (Молчанова) Анна Петровна (2.9.1865–29.8.1902). Погребена на Введенском (Немецком) кладбище
  • тесть  —  Молчанов Петр, псаломщик
  • сестра жены  —  Кадмина (Молчанова) Ольга Петровна , вдова, жила в семье Мечёвых
  • дочь  —  Мечёва Александра Алексеевна (род. 4.6.1887). В 1916 — учительница Николо-Кленниковской церковно-приходской школы
  • дочь  —  Мечёва Анна Алексеевна (5.8.1889 – не ранее 1946). Служила учительницей и воспитательницей (до 1921), певчей церковного хора (до 1931). 16.2.1931 Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорена по ст. 58-11 УК РСФСР к 3 годам ссылки в Казахстан. Обвинение: «являлась участником антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного культа» (групповое дело о. Бориса Холчева. Москва, 1931 г.). Особым совещанием при Коллегии ОГПУ от 15.5.1931 ссылка в Казахстан была заменена высылкой из Москвы с лишением права проживания в перечисленных пунктах ("-12") сроком на 3 года с прикреплением к определенному месту жительства. Местом высылки избрала Липецк. 4.6.1932 Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило Анну Мечёву «досрочно освободить, разрешив свободное проживание по СССР». После войны юродствовала, жила по чужим документам, ходила по храмам Москвы
  • сын  —  Мечёв Алексей Алексеевич (род. в 1891, умер на первом году жизни)
  • сын  —  Мечёв Сергей Алексеевич, протоиерей, священномученик
  • дочь  —  Юргенсон (Мечёва) Ольга Алексеевна (род. 27.9.1896). В 1916 — учительница Николо-Кленниковской церковно-приходской школы. Муж: Петр Борисович Юргенсон (1903–1971), историк-византинист, ученый-зоолог и охотовед; доктор биологических наук, профессор. В 1921/1922 — алтарник храма свт. Николая в Кленниках. Духовный сын святого праведного Алексия Мечёва, а после его смерти (1923) — духовное чадо священномученика Сергия Мечёва, для детей которого в нач. 1930-х написал и оформил рукописную книгу «Сказание о житии великого грешника». Сын: Алексей, умер в раннем возрасте от гемофилии, после чего брак их распался
  • дочь  —  Мечёва Анна Алексеевна, певчая церковного хора
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Заиконоспасское духовное училище
окончил
1873
1879
Московская духовная семинария
окончил с аттестатом 2-го разряда
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.8.1884
рукоположен во диакона епископом Можайским Мисаилом
19.3.1893
рукоположен во священника епископом Нестором, уп­равляющим Московским Новоспасским монасты­рем. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре
1919
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
14.10.1880
14.8.1884
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Знаменке, псаломщик
14.8.1884
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, псаломщик
14.8.1884
19.3.1893
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Георгия Победоносца в Старых Лучниках, диакон (до 14.5.1885 — на вакансии псаломщика). Секретарь духовного отдела Комиссии по устройству чтений в больницах, тюрьмах, богадельнях и ночлежных домах (1886–1887)
19.3.1893
1923
Московская епархия, г. Москва, церковь святителя Николая в Кленниках, протоиерей (до 1919 — священник). С разрешения и благословения епископа Можайского Тихона содержал в храме сперва школу грамоты, в которой состоял законоучителем, а затем и одноклассную приходскую школу (2.11.1895–15.12.1897). Заведующий, законоучитель и попечитель Николо-Кленниковской церковно-приходской школы (с 18.10.1896). Законоучитель частной женской гимназии Е. В. Винклер (с 20.8.1903). Сотрудник попечительства о бедных духовного звания по Сретенскому сороку (с 19.5.1909). Член благочиннического совета (указ консистории за № 12004 от 4.7.1913). Казначей Московского общества народных чтений и библиотек (1917). Член совета Мясницкого 2-го и 3-го участков городского попечительства о бедных (1917). Патриарх Тихон благословил создание маросейского братства (общины) — исключительно духовного, не имевшего нужды в официальной регистрации объединения верующих вокруг старца Алексия Мечёва (в 1919)
Показать все

Награды

19.3.1896
право ношения набедренника, награжден «за честное служение во священстве»
14.5.1896
благословение Святейшего Синода, преподано «за десятилетнее ревностное собеседование с народом в читальнях Комиссии народных чтений»
не позднее 1898
серебряная медаль «В память царствования Императора Александра III» для ношения на груди на Александровской ленте
25 апр. 1900
право ношения скуфьи, награжден «за усердное исполнение пастырских обязанностей»
12.10.1904
благодарность от Обер-Прокурора Святейшего Синода, получил «за успешное ведение школьного дела в местной Николо-Кленниковской церковно-приходской школе» и 150 руб. на нужды ее
6.5.1905
право ношения камилавки, награжден «за ревностное исполнение пастырских обязанностей»
не ранее 1909
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
6.5.1911
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»), награжден «за отлично-усердное исполнение пастырских обязанностей»
6.5.1916
орден св. Анны 3-й степени
1920
золотой наперсный крест с украшениями
Показать все

Преследования

между 1922 и 30.3.1923
дважды вызывали на «собеседование» в ОГПУ (в конце 1922 и 30.3.1923) и запрещали принимать верующих. Не был подвергнут репрессиям из-за тяжелой болезни
Показать все

Другие сведения

Святого праведного Алексея Мечёва называли оптинским старцем, живущим в Москве. Отца Алексея ни на минуту нельзя представить без людей, без толпы, которая обступала его и жужжала вокруг него как пчелы, и дети особенно; при выходе из храма его рука уставала благословлять, а от любящего и ласкового напора толпы ему становилось тяжело дышать, и приходилось провожать его через толпу, чтобы она не заласкала его. Множество имен поминалось им на проскомидии, во время Херувимской, при пресуществлении Святых Даров, на заздравных ектеньях, в молитвах Богоматери и святителю Николаю. Иногда он совершал проскомидию часа полтора и даже больше, вычитывал один, с помощью сослужащих и даже с помощью молящихся в алтаре мирян, целые тетради имен. (Старец в миру. Святой праведный Алексей Мечёв...).

Когда батюшка молился, то, по отзывам присутствующих, он горел на молитве, внимал каждому слову молитвы жадно, словно боясь упустить миг духовного восторга. Старец учил, что личная молитва, беседа с Господом и обращение к Нему — это надежное и спасительное средство для укрепления в себе веры в Промысл Божий. Отец Алексей очень чтил святыню храма — Феодоровскую икону Божией Матери (она по сей день находится в храме святителя Николая в Кленниках), служил перед ней молебны. Однажды, в преддверии событий 1917 года, во время молебна он увидел, как из очей Царицы Небесной покатились слезы. Это видели и прихожане храма. (Святой праведный Алексий Московский // Синаксарь : Жития святых Православной Церкви...)

Он горячо любил и чтил настоятеля Оптинского скита отца игумена Феодосия. Отец Феодосий приехал как-то в Москву, посетил храм отца Алексея. Был в церкви, видел, как идут вереницы исповедников, как истово и долго проходит служба, как подробно совершается поминовение, какие толпы народа ожидают приема, как долго длится этот прием. Он сказал отцу Алексею: «Да, на все это дело, которое вы делаете один, у нас в Оптине несколько человек понадобилось бы. Одному это сверх сил. Господь вам помогает». (Жизнеописание московского старца отца Алексия Мечёва / Сост. монахиня Иулиания (Соколова). М., 2005).

Священник Павел Флоренский в очерке «Отец Алексей Мечев» писал: «Следует отметить связь его с Московским митрополитом Филаретом, от которого вообще берет начало большинство светлых явлений русской церковной жизни XIX и XX веков». (Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырех томах. Т. 2. С. 621–622).

Отец его, регент Чудовского хора Алексей Иванович Мечёв, в детстве был спасен от смерти на морозе в зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В числе мальчиков из семей духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на митрополичье подворье. Детей посадили ужинать. Вдруг Владыка встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру. Увидев в этом Промысел Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем — и о его семье. (Житие московского старца протоиерея Алексия Мечёва // Московские епархиальные ведомости. 2000. № 10/11).

Рождение Алексея, сына А. И. Мечёва, произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя очень плохо. Роды были трудные, затянулись, и жизнь матери и ребенка оказалась в опасности. В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил сам митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он встал в стороне, но от взора Владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?», — спросил он. «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением: «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо», — сказал он. Потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия».

Так рождение ревностного служителя у Престола Божия знаменательно совпало со временем совершения Божественной литургии; первые минуты жизни будущего непрестанного молитвенника о страждущих людях были встречены и овеяны молитвами великого святителя Русской Православной Церкви, который сам был беспримерным молитвенником.

Вскоре после смерти жены в 1902 г. отец Алексей имел знаменательную встречу с протоиереем Иоанном Сергиевым (святым праведным Иоанном Кронштадтским), фактически благословившим московского пастыря на подвиг старчества. Основал уникальную по численности и крепости духовную общину, пережившую годы страшных гонений на веру и сумевшую воспитать новое поколение ревностных служителей Церкви. Основой общего пути в общине были: богослужение и трапезы-агапы как его продолжение, совместное изучение церковного Предания (трудов святых отцов, литургики, истории святости) и Писания (в основном, Нового Завета). В 1919 г. Святейший Патриарх Тихон благословил сложившуюся «маросейскую» общину.

В нижнем жилом этаже храма батюшка открыл церковноприходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13 лет преподавал закон Божий в женской гимназии Е. В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон духовную дочь Марию Николаевну Соколову, впоследствии монахиню Иулианию.

В 1918 г. он поручался за арестованного протоирея Воскресенского собора [г. Руза, Московская губ.] А. И. Воскресенского, которого освободили под его поручительство (Мраморнов А. И. К истории антицерковной деятельности Московского революционного трибунала 1918–1920...)

В этот сложный для России период отец Алексей Мечёв смог стать реальным примером христианской жизни и просто утешением, светом, который согревал и помогал. К нему шли за советом очень разные люди: актеры, философы, простые рабочие, студенты (в разное время у отца Алексея бывали священник Павел Флоренский, философ Н. А. Бердяев, скульптор А. С. Голубкина, художники М. В. Нестеров, Л. А. Бруни и многие др.). 

Скончался в Верее 22 июня 1923 г. после тяжелой болезни. Был погребен на Лазаревском кладбище в Москве. На похоронах всеми любимого священника в Москве присутствовало, по донесению сотрудника ГПУ, по крайней мере 2 тысячи человек, которые сопровождали гроб от Никольского храма до Лазаревского кладбища, что позволило осведомителю назвать это шествие «церковной демонстрацией» (Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время... С. 328).

Любовь к народному пастырю была очевидной. Литургию и от­певание совершал во главе сонма духовенства ар­хиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Да­нилова монастыря. Незадолго до смерти отец Алексий написал преосвященному Феодору письмо, прося его об этом. Владыка Феодор находился тог­да в тюрьме, 7/20 июня был освобожден и смог исполнить желание батюшки.

Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище исповедник Христов Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был востор­женно встречен множеством народа. Исполнились слова Батюшки: «Когда я умру — всем будет ра­дость». Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.

Отец Алексий говорил при жизни своим духовным чадам, чтобы они приходили к нему на могилку со всеми своими трудностями, бедами, нуждами. И многие шли к нему на Лазаревское кладбище... На опыте из­вестно, когда в скорби обращаются к нему: «Ба­тюшка отец Алексий, помоги», — помощь приходит очень скоро. Это укрепляет веру в то, что старец Алек­сий стяжал от Господа великую благодать молить­ся за тех, кто к нему прибегает (Святой праведный Алексий, пресвитер Московский...).

28 сентября 1933 года в связи с ликвидацией Лазаревского кладбища останки протоиерея Алексия и его супруги были перенесены на кладбище «Введенские горы», именуемое «Немецким». Принимавший участие в переносе будущий епископ Стефан (Никитин) свидетельствовал, что тело старца было в ту пору нетленным.

Отец Алексей Мечёв причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Канонизация его совершилась на Божественной литургии в храме Христа Спасителя 20 августа 2000 года.

* * *

Отец Алексей Мечёв в воспоминаниях современников

«Особенный, светящийся, ни на кого не похожий, — так отзывался об отце Алексии один из его духовных сыновей Н. А. Бердяев».

«Самое сильное и самое отрадное впечатление от всех встреч с духовными лицами у меня осталось от отца Алексея Мечёва. От него исходила необыкновенная благостность. Я в нем не заметил никаких отрицательных бытовых черт духовного сословия. Вспоминаю с очень теплым чувством о беседе с ним перед самым моим отъездом за границу. Он очень благословлял этот отъезд и говорил, что у меня есть положительная миссия в Западной Европе. Мы беседовали в его маленькой комнатке около церкви, был яркий солнечный день, и отец Алексей был в белом. Он во всяком случае был представителем белого, а не черного православия. Он, между прочим, говорил, что не следует рассчитывать ни на какие интервенции и военные насилия для свержения большевизма, а исключительно на духовный переворот внутри русского народа. Рассказывал о красноармейцах, которые приходили по ночам к нему каяться. Все это соответствовало моим собственным настроениям. Через отца Алексея я чувствовал связь с Православной церковью, которая у меня никогда не порывалась вполне, несмотря на мою острую критику и мое ожидание совершенно новой эпохи в христианстве». (Николай Бердяев. Самопознание)

Художник Михаил Нестеров, придя на службу в храм на Маросейке, сказал об отце Алексии: «Настоящий он, подлинный…». (Нескучный сад)

Вопреки царившему в стране упадку, в храме свт. Николая в Кленниках, настоятелем которого был отец Алексий, — по словам его современника С. И. Фуделя, — «веяло весной».

Отца Алексея я увидел впервые, кажется, в начале 1918 года. Это было многолюдное собрание московских священников, которые, как мне казалось, были все совершенно одинаковые. И вдруг я сразу спросил своего отца: «А это кто?». Я увидел маленькую фигуру, быструю походку и такие веселые и всевидящие глаза. «Это замечательный священник, это наш духовник», — ответил мне отец. (Фудель С. И. У стен церкви... С. 21).

Позднее С. И. Фудель «раза два» бывал у отца Алексия дома и на службе и вынес из этого общения удивительное впечатление: «Он был небольшого роста, с быстрыми движениями и какой-то, точно неудержимой, веселостью, которая шла от его премудрых всевидящих глаз. На фоне солидного и мрачного, так называемого “филаретовского” духовенства Москвы, он был носителем того “веселия вечного”, о котором поется в пасхальную ночь». (Там же. С. 113).

В единомыслии с отцом Алексием был наместник Чудова монастыря в Кремле архимандрит Арсений (Жадановский), с 1914 года — епископ Серпуховс­кой. Он высоко ставил пастырскую деятельность батюшки, мудрого городского старца, «приносяще­го людям нисколько не менее пользы, чем какой-либо пустынник. Он в образе иерея, был одним из тех подвижников, о которых пророчествовал прп. Антоний Великий, говоря, что придет время, когда иноки, живя среди городов и суеты мирской; будут сами спасаться и других приводить к Богу».

* * *

Из духовных поучений святого праведного Алексея Мечёва

Каждый дом есть домашняя церковь имени тех святых, имена которых носят живущие в нем.

Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом.

Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так; старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел.

Мы должны подражать любви Божией. Случай сделать кому-нибудь добро – это есть милость Божия к нам, поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другому. А после всякого дела любви так радостно, так спокойно становится на душе, чувствуешь, что так и нужно делать, и хочется еще и еще делать добро, а после этого будешь искать, как бы мне кого еще обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь: «Мы приидем и обитель у него сотворим». А раз Господь будет в сердце, такому человеку нечего бояться, никто ему ничего не может сделать.

Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились. (Великие русские старцы XX века)

«Я помолюсь», — был его ответ на всякую просьбу и горе. Он знал силу и всемогущество молитвы, всегдашнюю ее помощь и близость Господа к нам. «Бог дал мне крепкую детскую веру», — говорил он.

Велико было смирение отца Алексия. Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что... я убогий...» — говаривал он.

Однажды отец Алексий спросил: «Думали ли вы, отчего все святые апостолы, все до единого приняли мученический венец, погибли на крестах, были усечены мечом, а апостол Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и мирно скончался?». На отрицательный ответ отец Алексий сказал: «Оттого, что у апостола Иоанна была такая беспримерная, великая, неодолимая христианская любовь, что ее силе и мучители покорялись, и гонителей обезоруживала она, их злобу она загасила и превратила в любовь».

* * *

Молитва святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому

К тебе, о праведный отче Алексие, мы, грешнии и недостойнии, притекаем и со умилением взываем ти: призри ныне милостивно с высоты святыя своея на Отечество наше и нас, тя прославляющих. Приявший в житии своем тяготы людей и сердцем милующим понесый скорби их, приими в молитвенное твое предстательство и нас, грехи многими обремененных и суетою мира сего утружденных.

В тебе, о дивный старче, прославися Господь, явив тя таинником милости Божией. Тя призываем неотступно: буди врач душам и телесем нашим, унывающим – утешитель, малодушным дерзновение низпосли, помраченных злобою всепрощению научи, воздержанию способствуй. Воспламени, благий делателю винограда Христова, хладные сердца наша ревностию служения твоего, научи молитве непрестанной и деятельной любве с утеснением себе ради блага ближних наших. Укрепи молитвами твоими чада Церкви нашея, да поживем в любве и мире, а вне ограды церковныя пребывающии да уразумеют Христову Истину и вкупе с нами прославят Животворящую и Нераздельную Троицу и твое милостивное предстательство во веки веков. Аминь.

Тропарь святому праведному Алексию Московскому (Мечёву), глас 5

Пастырю Христов, отче Алексие,/ подвигом добрым подвизався,/ веру Православную во мраце беззакония исповедал еси/ и, яко утешитель и врач духовный,/ всех, притекающих к тебе, врачевал еси./ Помози и нам, верою чтущим тя,/ в любви к ближнему утвердитися.

Тропарь святому праведному Алексию Московскому (Мечёву). На перенесение мощей, глас 4

Наста день новаго торжества, / град Москва радуется, / и вся Российская страна ликовствует / новыми пеньми духовными, / днесь бо священное торжество / в пренесение честных и многоцелебных мощей / праведника и чудотворца Алексия, / яко бо светило пресветлое, / воссия нам благодатными лучами, / потребляя тьму недуг и страстей / от поющих прилежно, / спасай нас молитвами твоими // праведне Алексие отче наш.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все

Видеоматериалы

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию