Прошение протоиерея Аркадия Остальского на имя Святейшего Патриарха Тихона о пострижении в монашество, 18.04.1924 г. // РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 254. Л. 10 – 10 об.

Развернуть

Комментарий

Прошение протоиерея Аркадия Остальского, впоследствии епископа, священномученика, о пострижении в монашество — яркое свидетельство высокой духовной настроенности будущего архипастыря и исповедника, его глубочайшей преданности Церкви, искреннего сыновнего почтения к Святейшему Патриарху Тихону. Документ содержит ценные сведения о жизненном пути священномученика Аркадия до принятия монашества, о церковной жизни того периода, епархиальном делопроизводстве.

На прошении две резолюции Святейшего Патриарха: от 19.04.1924 г. — поручение совершить постриг: «Прошу о завед.  Валаамским подворьем иером. Галактиона  постричь в монашество протоиерея Аркадия Остальского», и от 22.04.1924 г. — «удостоить сана архимандрита», а также запись священномученика митрополита Петра (Полянского) о том, что «о. Аркадий  26 Апр. возведен в сан архимандрита». В нижнем правом углу на первом листе прошения надпись делопроизводителя: «Удостоверение №205 от 5/V 1924 г. получил» и подпись: «Архим. Аркадий».

Протоиерей Аркадий посчитал возможным обратиться с прошением о постриге непосредственно к Святейшему Патриарху Тихону вследствие сложнейшей внутрицерковной обстановки, сложившейся в 1923–1924 гг. Во время пребывания Святейшего Патриарха в заточении (май 1922 – июнь 1923) обновленцы при поддержке ГПУ созвали в Москве в храме Христа Спасителя «Второй Поместный всероссийский собор», который высказался в поддержку советской власти и 3 мая 1923 г. вынес решение о лишении сана и монашества «бывшего патриарха Тихона». Чтобы иметь возможность возглавить управление Церковью Святейший Патриарх Тихон обратился в Верховный суд РСФСР с ходатайством об изменении принятой в отношении него меры пресечения. В своем заявлении от 16 июня ему пришлось выразить раскаяние в том, что он «действительно был настроен к Советской власти враждебно». Признавая правильность решения Суда о привлечении его к ответственности за антисоветскую деятельность (обращение по поводу Брестского мира в 1918, анафематствование в том же году власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922), Патриарх Тихон заявил Верховному Суду, что он «отныне Советской власти не враг»: «Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции» [1]. Такое заявление позволяло надеяться, что Верховный Суд найдет возможным освободить Святейшего Патриарха из-под стражи.

После своего освобождения 26 июня 1923 года Патриарх Тихон издал специальное послание (1 июля), а 15 июля того же года в соборе Донского монастыря сделал публичное заявление о своем возвращении к церковному управлению всей Российской церковью и признании ничтожными всех действий обновленческого ВЦУ и ВЦС. «Подавляющая масса верующего народа открыто приняла освобожденного Патриарха как своего единственного законного главу и руководителя, и Патриарх предстал пред глазами Советской власти не как возглавитель какой-то незначительной кучки верующих, а в полном ореоле фактического духовного вождя верующих народных масс[2]», — свидетельствовал в своей книге бывший в то время председателем Московского епархиального совета священник Василий Виноградов.

Протоиерей Аркадий Остальский также хотел выразить свою сыновнюю любовь и верность по отношению к Святейшему Патриарху Тихону, и этим поддержать его, поэтому написал: «Вы для меня являетесь самым высшим духовным авторитетом и носителем заветов Христа». Доказательством искренней преданности Святейшему Патриарху была готовность отца Аркадия пострадать вместе с ним за дело церковное. Именно за оглашение послания Святейшего Патриарха об изъятии церковных ценностей для оказания помощи голодающим протоиерей Аркадий был арестован 6 мая 1922 г., судим и приговорен к расстрелу, который, благодаря ходатайству прихожан, был заме­нен пятью годами заключения. Освободившись досрочно в феврале 1924 г., протоиерей Аркадий, оставался противником соглашательской тактики взаимоотношений епархиального архиерея с органами советской власти. Волынский губернский ликвидком сообщал в НКВД: «Священник Аркадий Остальский (тихоновец) официально подчиняется епархиальному управлению, но фактически проводит свою старую политику, укрываясь под флагом обновленчества»[3].

Пока отец Аркадий находился в заключении, его супруга вышла замуж за офице­ра Красной армии, поэтому, как только священник оказался на свободе, она потребовала оформить развод. Отец Аркадий не возражал, так как детей у них не было, а он давно подумывал о монашестве, отдавая все время молитве и церкви.

После официального расторжения брака протоиерей Аркадий, заручившись согласием епископа Волынского Аверкия, обратился за благословением на монашеский постриг к Святейшему Патриарху Тихону. По-видимому, отец Аркадий сам отправился в Москву к Святейшему, так как в конце прошения он писал, что, вероятно, что и «настоящая моя к Вам поездка будет мне поставлена в вину».

Из резолюций на прошении можно сделать вывод, что протоиерей Аркадий был пострижен в монашество между 19 и 22 апреля 1924 г. иеромонахом Галактионом, заведующим Валаамским подворьем, а 26 апреля возведен в сан архимандрита.

Копия документа предоставлена священником Игорем Кучеруком.

__________________________________

[1]Заявления гр. Белавина (бывш. патриарха Тихона) в Верховный Суд РСФСР (Факсимиле) // Известия. 1923, 1 июля. № 145. С. 1.

[2] Протопресвитер Василий Виноградов. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего патриарха Тихона (1923—1925 гг.). Мюнхен, 1959. С. 15.

[3] Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий. «Мы не должны бояться никаких страданий...» Творения : в 2 т. Издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви. Сост. диакон Игорь Кучерук, при участии Евгения Тимиряева. Житомир. 2007. Т. 1. С. 173.