Галактион (Урбанович-Новиков Григорий Станиславович (Степанович)), иеромонах, преподобномученик

Преподобномученик Галактион старался сохранять мир с неимеющими мира, а самое главное — хранить свою совесть и исполнять данные пред Господом монашеские обеты. За послушание он был отправлен на Московское подворье из Валаамского монастыря, за послушание остался на подворье в 1923 г., чтобы поддержать Святейшего Патриарха Тихона и прихожан, хотя знал, что в любой момент может быть арестован. Пять лет провел в Соловецком концлагере и, вернувшись, продолжал совершать богослужения в Звенигородских храмах. Был вторично арестован и принял мученическую кончину. На нем сбылись слова Господа: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется... всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным...» (Мф. 10. 22, 32)

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 27.12.2000 г. Память совершается 7/20 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Валаамских святых (1-е воскресенье после 6/19 августа), Соборе новомучеников и исповедников земли Белорусской (15/28 октября), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)

Рукоположение, постриг, возведение в сан

24.3.1911
рукоположен во иеродиакона архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским), впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, в храме скита Всех святых Валаамского монастыря
24.12.1915
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
19.10.1904
1.3.1908
Выборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, послушник. Проживал в Валаамском монастыре с 20.06.1900
1.3.1908
24.3.1911
Выборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, монах
24.3.1911
24.12.1915
Выборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, иеродиакон. Состоял нарядчиком рабочих в монастыре
24.12.1915
1925
Московская епархия, г. Москва, подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, иеромонах. Заведующий хозяйством Московского подворья Валаамского монастыря
1925
29.6.1927
Московская епархия, г. Москва, церковь Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери, иеромонах
1932
1936
Московская обл., Звенигородский р-н, пос. Верхний Посад, иеромонах
Показать все

Преследования

24.6.1927
арестован
24.6.1927 – не ранее 25.7.1927
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
25.7.1927
осужден коллегией ОГПУ на 5 лет заключения в концлагерь. Обвинение: «невыдача церковных ценностей, участие в к/р группе церковников», ст. 58-10 УК РСФСР
19271932
находился в заключении в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения (СЛОН)
2.11.1936
арестован
20.1.1937
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на высылку в Казахстан на 5 лет
не ранее 20.1.1937 – нояб. 1937
находился в ссылке в с. Талды-Курган Казахской ССР
нояб. 1937
арестован
4.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Алма-Атинской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
19.12.1937
расстрелян в с. Талды-Курган Казахской ССР
янв. 2016
реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ, по году репрессии: 1927
Показать все

Подробная биография

Преподобномученик Галактион родился 11 марта 1869 года в деревне Пудино Лидского уезда Виленской губернии в крестьянской семье Урбановичей и был назван Григорием (в российских документах его фамилия Новиков, а по отчеству вместо Станиславовича он стал Степановичем).

20 июня 1900 года Григорий Урбанович поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. 19 октября 1904 года он был определен в послушники, а 1 марта 1908 года — пострижен в монашество с именем Галактион. 24 марта 1911 года в храме скита Всех святых монах Галактион был рукоположен во иеродиакона архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским)[1], 24 декабря 1915 года — во иеромонаха. В Валаамском монастыре отец Галактион исполнял послушание нарядчика рабочих. После 1915 года он был командирован в Москву и стал заведующим хозяйством Московского подворья Валаамского монастыря, расположенного на 2-й Тверской-Ямской улице, д. 52.

История закрытия подворья после того, как в России власть захватили большевики, а Валаамский монастырь оказался на территории Финляндии, подробно исследована Т. И. Шевченко[2]. В ее статье, многократно упоминается иеромонах Галактион, который был не просто заведующим хозяйством — экономом, как именовался по должности, а духовным пастырем и для братии подворья, и для прихожан. 

Чтобы представить обстоятельства, в которых проходила жизнь братии Валаамского подворья, приведем некоторые факты из документов 1918–1925 г. В списке братии, проживавшей на подворье в 1918 году, значилось 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 11 монахов и 18 послушников. Кроме того, там временно проживали два архиерея — митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) и епископ Якутский и Вилюйский Евфимий (Лапин)[3]. По мере проведения в жизнь декрета об отделении Церкви от государства (5.2.1918 г.) стало юридически невозможным, чтобы монашеской общине принадлежала собственность — само здание подворья с церковью в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских. На помощь братии пришли миряне: 11 февраля 1919 года прихожане Валаамского подворья в количестве 44 человек заключили по стандартной форме договор-соглашение с Московским советом рабочих и красноармейских депутатов, согласно которому им передавалось в «бессрочное» и «бесплатное» пользование «богослужебное здание, состоящее из храма Валаамского монастыря со всеми, находившимися в нем богослужебными предметами»[4]. Однако, во исполнение декрета об изъятии церковных ценностей (23.2.1922 г.), все ценное имущество церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских было конфисковано 31 марта 1922 года. Согласно сводке Московской губернской комиссии о ходе работ по изъятию в Краснопресненском районе, на подворье было конфисковано пять пудов и 22 фунта (более 90 кг) серебра церковной утвари. Сохранилось письмо на Валаам одного из насельников подворья, в котором очевидец «изъятия» так описывал события: «Явилось пятеро большевиков... Меня позвали вставлять иконы в киоты, в которых были сняты ризы... Я... возмутился совершенно, когда увидел, с какой дерзостью они втискивали в ящики ризы с образов, при этом ризы повергались на пол и там сгибались ногами... Видеть было так тяжело и грустно, что я старался не смотреть. Эконом <иеромонах Галактион> все время присутствовал. Когда все было обобрано и автомобиль стоял уже у подъезда подворья, собралась тысячная толпа народа... Товарищи не решались выносить ящики... Они дождались прибытия конницы в 20 верховых и тогда, отогнав народ от подъезда, вынесли ящики, сложили их в автомобили и увезли. Народ в это время кидал в них комьями снега...»[5]. В такой тяжелейшей атмосфере постоянного давления со стороны советской власти и поддерживаемой ей обновленческой церкви протекала жизнь братии на подворье. Для укрепления братии в это сложное время Господь устроил так, что с марта по сентябрь 1922 года на подворье проживал, служил и проповедовал архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский)[6] — человек святой жизни. Он принимал деятельное участие в работе Священного Синода при Патриархе Тихоне, обладал всей возможной полнотой информации и, вероятно, с его помощью основная часть братии и прихожан подворья смогла правильно сориентироваться в отношении обновленческого движения в Церкви. По-видимому, в это же время до своего ареста в 1922 году на подворье служил Святейший Патриарх Тихон. Об этом член приходского совета писал игумену Валаамской обители Павлину (Мешалкину)[7] 18 июня 1923 года: «Совет прихода считает долгом довести до сведения Вашего Высокопреподобия, что Его Святейшество Патриарх Московский и Всея России Тихон незадолго до Его заточения, совершая Божественную Литургию на подворье, выразил свою благодарность братии обители, справедливо считая ее: ЕДИНСТВЕННЫМ ОПЛОТОМ, СТОЛПОМ ПРАВОСЛАВИЯ И РАЗСАДНИКОМ ВЕРЫ в Первопрестольной столице Царства РОССИЙСКОГО И ПРЕПОДАВАЯ СВОЕ СВЯТИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПИТАЛ НЕПОКОЛЕБИМУЮ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО БРАТИЯ ОБИТЕЛИ ДО КОНЦА ОСТАНЕТСЯ УТЕШЕНИЕМ ВСЕМ СКОРБЯЩИМ И ОБРЕМЕННЫМ»[8].

Когда в конце 1922 – начале 1923 годов обновленцам не удалось захватить часовню на подворье, представители Моссовета стали подталкивать братию к скорейшему выезду на Валаам, надеясь таким образом беспрепятственно «ливидировать» церковь и часовню, а освободившиеся помещения передать жилищному отделу. В это же время к середине к 1923 году было наконец получено разрешение от правительства Финляндии на переезд московской братии на остров Валаам, о чем игумен Павлин ходатайствовал, начиная с 1918 года, когда монастырь оказался на территории независимой Финляндии. Однако, с отъездом братии и закрытием подворья не смирились прихожане. Они попытались на основании инструкции Наркомюста от 27.04.1923 воспользоваться возможностью организовать общину верующих, за которыми закрепить храм и, хотя бы часть жилого помещения для иноков обители. Прихожане также обратились к игумену Павлину с просьбой оставить часть братии на подворье.

В их письме от 18 июня 1923 года, цитированном выше, говорится, что подворье монастыря, находящееся в богоспасаемом граде Москве на 2-й Тверской Ямской ул., «поистине служило и служит единственной пристанью, единственным тихим пристанищем от бурь» плавающим в житейском море прихожанам. Члены приходского совета выражали благодарение Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и преподобным Сергию и Герману Валаамским Чудотворцам за то, что в годину тяжких испытаний, когда на Церковь Христову «стали наседать врата адовы, силясь одолеть ее, в годину, когда часть духовенства стало изменять вере отцов», теплыми молитвенниками за своих духовных чад «явилась братия Подворья, которая возглавляемая отцом Галактионом, твердо и непоколебимо стояла и стоит на своем великом посту, как маяк, освещая путь ищущим спасения, и поистине являлась и является утешением страждущих». Далее прихожане пишут: «Мы повергнуты в глубокую скорбь и печаль, услышав от Иеромонаха отца Галактиона о полученном от Вас предписании выехать братии подворья на Валаам, почему и обращаемся к Вам с слезной просьбой не оставлять нас сирыми и беспомощными среди распространяющейся тьмы неверия и колебания умов, не затворять нам двери в рай, каковым поистине служила и служит нам эта обитель иноков, и дать срочное распоряжение Иеромонаху отцу Галактиону остаться на месте впредь до окончательного выяснения вопроса о возможности существования монастыря... В дополнение к вышесказанному Совет Прихода ставит Вас в известность что на его обращение к эконому подворья отцу Галактиону с тождественной просьбой был получен от последнего категорический отказ, с ссылкой на то, что собственная воля инока должна быть отсечена, а послушание есть одно из самых главных подвигов инока, так что только Ваше Высокопреподобие единственно и можете оставить на месте братию обители, а потому покорнейше просим не замедлить Вашим непосредственным распоряжением отцу Иеромонаху Галактиону с уведомлением об этом и Совета Прихода»[9].

В ответном письме от 27 июня 1923 года к заведующему подворьем иеромонаху Галактиону отец игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии: «Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову. По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность». В том же духе отец игумен отвечал и приходскому совету: «В последнее время условия пребывания в Москве наших иноков сделались совершенно невозможными: кроме общего нравственного гнета им приходится переживать явное издевательство со стороны властителей тьмы века сего. Как вам известно, часть монастырского подворья отведена под помещение социальных женщин[10], каковое сожительство для монашествующих никак не совместимо и нельзя быть уверенным в том, что безбожные властители не пойдут далее и что наша братия в один день окажутся выброшенными на улицу.

Не дерзая брать на себя уверенности в советские декреты и не имея нравственного права подвергать вверенную мне братию всем случайностям той жизни, которая протекает в России, я не могу отменить состоявшегося у нас соборного постановления, подтвержденного предложением нашего архипастыря о выезде монастырской братии из Москвы на Валаам»[11].

Казалось бы, вопрос об отъезде иноков на Валаам был решен окончательно, но неожиданно ситуация изменилась. Освобожденный 26 июня из внутренней тюрьмы ГПУ Святейший Патриарх Тихон совершил на Валаамском подворье Всенощное бдение накануне и Литургию в самый день праздника преподобных Сергия и Германа Валаамских 10–11 июля 1923 года. Об этом 13 июля игумену Павлину восторженно писали члены приходского совета: «Ваше Высокопреподобие в день памяти Св. Преподобных Отец Наших Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев богослужение, как накануне, так и в самый праздник были совершены Святейшим Отцом Нашим Патриархом Тихоном, отчего мы все, совместно с братией подворья, получили великое утешение своим исстрадавшимся душам о истине Христовой.

За такое окормление духовной пищей нас грешных, коих собралось в подворье весьма огромное число, что последнее не смогло вместить внутрь молящихся и верующим пришлось находиться на улице по 2 Тверской Ямской, мы недостойные и молим Христа Бога с Его Пречистой Материю Божией о даровании Вашему Высокопреподобию вместе с братией монастыря здравия и долголетия на борьбу с дьяволом рода человеческого»[12].

Интересно, что в начале этого письма члены приходского совета уже благодарят игумена Павлина за распоряжение оставить иеромонаха Галактиона с братией на подворье «для исполнения религиозно-христианских служб, на утешение нас немощных»[13], хотя официальное письмо членов Духовного собора Валаамского монастыря с разрешением части братии остаться на подворье было написано только 24 июля. По мнению Т. И. Шевченко, решение оставить часть братии в Москве было принято в связи с тем, что Валаамское подворье стало рассматриваться как возможное место проживания Святейшего Патриарха Тихона. Об этом косвенно свидетельствует начало письма членов Духовного собора: «Смиренно прибегая под осенение Апостольской Десницы и мысленно касаясь главами своими Святительских стоп Богодарованного Печальника нашего, Святейшего Патриарха Тихона, испрашиваем Его споспешествующего и вседейственного благословения». Далее собор обращается к братии: «Минуло уже несколько лет как все вы, наши дорогие собратья, оказались вне своей Родины и все это время жизнь ваша протекает в условиях многих соблазнов и мирской суеты. Хорошо сознавая, как трудно инокам жить в городе и тем более в такое смутное время, мы сперва решили всех вас отозвать на Валаам, не взирая на убедительные просьбы прихожан и на утрату нашего подворья со всем его достоянием. Но Бог судил иначе. Изменившиеся обстоятельства церковной жизни обязывают вас временно остаться на подворье и содействовать восстановлению и укреплению нашего Святого и Бесценного Православия»[14].

В то же время количество братии на подворье решено было уменьшить, и в первую очередь предложено было выехать в монастырь тем, кто не оказывал должного послушания иеромонаху Галактиону. Согласно постановлению Духовного собора 18 человек выехали на Валаам, а оставшимся 16 строго вменялось в «послушание и непререкаемую обязанность — быть в беспрекословным повиновении старейшему и начальному среди вас, то есть заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи нашей святой обители, чтобы в оный страшный день не слышать нам грозное: "Не вем вас!"

Мир внешний еще не так страшен, как мир внутренний, ибо враг нашего спасения и туда простирается, и когда он туда проникнет, тогда наша беда, тогда все наши монашеские обеты попираются и мы делаемся игралищем страстей и посмешищем демонов. Вот тут то мы усердно просим вас, честные отцы, не выходить из пределов своего иноческого звания и не уклоняться от подвига послушания своему эконому. Помните, что бремя власти в наше время безвластья чрезвычайно трудно: трудность этого служения может понять только тот, кто сам подъял это тяжкое бремя. Поэтому, облегчите этот подвиг вашего эконома повиновением и послушанием. Вверенное каждому из вас послушание исполняйте как дело Божие, с усердием, вниманием, любовью, не как человекам работая, но Богу, страшась суда, изреченного на творящих дело Божие с небрежением (Иеремия, 48:10).

С великой скорбью взирая на церковную смуту, разразившуюся в недрах Православной Российской Церкви, воздвигнутую иудами-предателями в угоду врагам христианства, просим вас держаться единства Святой Церкви, быть в сыновнем послушании своему Богоизбранному Архипастырю, святейшему Патриарху и не уклоняться в еретичествующие новшества, ибо истина Божия, истина евангельская, истина апостольская и отеческая, истина православная обретается только в недрах Святой Православной Церкви, которая одна есть Столп и утверждение истины... И которая одна пребудет непоколебимо, святою и непорочною до скончания века (Еф. 5, 27). Берегите чистоту Святого Православия, этого бесценного бисера и небесного таланта, чтобы и другие, глядя на вас, назидались и укреплялись в святой вере»[15].

В 1924 году иеромонах Галактион на Валаамском подворье совершил монашеский постриг протоиерея Аркадия Остальского[16]. На его прошении о пострижении в монашество[17] две резолюции Святейшего Патриарха Тихона: от 19.4.1924 года — поручение совершить постриг: «Прошу о завед. Валаамским подворьем иером. Галактиона постричь в монашество протоиерея Аркадия Остальского», и от 22.4.1924 г. — «удостоить сана архимандрита». Отсюда можно сделать вывод, что протоиерей Аркадий был пострижен в монашество между 19 и 22 апреля 1924 года иеромонахом Галактионом.

22 октября 1924 года[18] монашествующие были выселены из келий Валаамского подворья, 16 насельников поселились в подвале дома напротив и продолжали совершать богослужения в храме преподобных Сергия и Германа, временно оставленном в ведении местного приходского совета как приходская церковь. 15 ноября и 23 декабря 1924 года группа верующих подворья обращалась к председателю ВЦИКа М. И. Калинину с ходатайством о разрешении Святейшему Патриарху Тихону проживать в помещениях, принадлежавших ранее Валаамскому подворью: «Церковный Совет церкви Валаамского подворья по желанию всей группы и прихожан в количестве около трех тысяч человек, преимущественно рабочих и служащих госпредприятий, обращается к ВАМ, ВСЕРОССИЙСКОМУ СТАРОСТЕ, с просьбой о предоставлении Патриарху Тихону просимого им помещения во избежание могущих быть инцидентов в виде имевшего недавно места покушения злоумышленников, жертвой какового был один из служащих Патриарха...»[19]. К этому заявлению прилагалось и заявление самого Патриарха Тихона от 22.12.1924 года: «Занимаемое мною помещение в бывшем Донском монастыре помимо неудобств в расположении комнат, тесноты и сырости их, представляется небезопасным и для жизни. Оно удалено от всех зданий, примыкает к башенным, местами полуразрушенным стенам, на которых злоумышленник может быть не замечен и легко может проникнуть внутрь помещения, что и имело место недавно, когда злоумышленниками в моих комнатах был убит служащий при мне человек. Ввиду сего прошу Вашего распоряжения о предоставлении мне свободных в настоящее время помещений во втором этаже Валаамского подворья на Тверской улице, освободившихся за выездом оттуда братии Валаамского подворья»[20].

Просьба Святейшего Патриарха и Церковного совета была отклонена 14.1.1925 года Президиумом Моссовета «в виду того, что жилые помещения бывшего Валаамского монастыря использованы частью под Общежитие беспризорных матерей, частью под жилье для рабочих». Также было отклонено и повторное обращение «группы верующих Валаамского Братства» к «Председателю ВЦИК тов. Калинину» от 26.1.1925 года: «В виду того, что Патриарх Тихон находится в больнице на излечении и на днях должен выйти из нее, а потому нуждается в здоровом помещении; так как ранее занимаемое им помещение признано Комиссией врачей непригодным для жилья, о чем был составлен акт и направлен соответствующим органам; а потому обращаемся к Вам с просьбой о предоставлении Патриарху Тихону помещения, ранее занимаемое монахами Валаамского Братства, а также и лицами, обслуживающими храм»[21].

Несмотря на просьбы Церковного Совета и прихожан подворья, власти не разрешили Патриарху поменять место жительства, а церковь в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских была закрыта в 1926 году по ходатайству Краснопресненского районного совета со ссылкой на то, что «1) группа верующих приходской церкви и часовни быв. Валаамского монастыря... крайне малочисленна и может быть переведена в одну из окрестных церквей; 2) что помещение церкви, имеющее низкие потолки и паровое отопление, без затрат на него может быть приспособлено Мосздравотделом под мастерскую для беспризорных матерей»[22].

Валаамские иноки и прихожане подворья продолжали совершать богослужения в церкви Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери на Поварской улице. К 1930 году практически все монашествующие были арестованы и отправлены в ссылки. Из показаний монахов в двух следственных делах известно, что до 1927 года монашескую общину возглавлял иеромонах Галактион, как было и на подворье.

Кроме этих великих скорбей, причиняемых монашеской общине Валаамского подворья безбожной властью были и проблемы внутренние. В 1923 году, за день до праздника преподобных Сергия и Германа Валаамских, когда на подворье должен был служить Святейший Патриарх Тихон, иеромонах Константин (Денисов) и иеродиакон Исаакий (Винкуватов) вышли из повиновения настоятелю подворья и Приходскому совету и, как писал председатель Приходского совета игумену Павлину, «выносят за стены монастыря разные ложные и неправдоподобные сведения, которые ни на чем не основаны» и напоминают «бред ненормального лица». В качестве меры пресечения неподобающих действий Приходской совет предлагал игумену «означенных лиц отозвать немедленно в свое распоряжение, пустынную ограду». На этом письме от 13.07.1923 года рукой иеромонаха Галактиона написано: «Подтверждаю выше описанное, и прошу вас о. Игумен немедленно вызвать означенных лиц на Валаам как нарушителей Монастырского устава и закона»[23]. Иеромонах Константин прежде выгонял с подворья митрополита Сергия (Страгородского), обвинял о. Галактиона в сочувствии «живой красной церкви», а теперь он, по-видимому, обвинял Патриарха Тихона и тех, кто его поддерживал, в сотрудничестве с властями. По воспоминаниям Валаамского игумена Харитона (Дунаева)[24], иеромонах Константин принял меры, «чтобы не допустить на подворье для жительства только что выпущенного из тюрьмы Св. Патриарха Тихона», сам не поминал его за богослужением и других побуждал к тому же. В конце концов устроил скандал, о котором старший на подворье иеромонах Галактион вынужден был доложить настоятелю: «За день до праздника (в который служил на Подворье Св. Патриарх Тихон), отец Константин сделал необычный скандал, мне пришлось собрать церковный совет и всю свою братию, для того, чтобы выяснить, кто [такой] отец Константин. И эта разборка дела происходила до 3-х часов утра. Ему не священнические ризы носить, а хулиганское тряпье... Я еще большего такого озорника не знаю»[25]. Отцу Константину приказано было выехать на Валаам в первую очередь, но он медлил и продолжал вносить смуту в среду монастырской и подворской братии.

Иеромонах Галактион старался сохранять со всеми мир, а самое главное — хранить свою совесть и исполнять данные пред Господом монашеские обеты. Когда среди Валаамской братии возникли разногласия в связи с введением «нового стиля» в 1923 году, отец Галактион обратился к монаху Иувиану (Красноперову)[26] со следующим письмом: «Отец Иувиан, будь добр ответь мне, в нескольких словах, по чистой совести, как пред Богом, на следующие слова: как в настоящее время обстоит духовная жизнь в нашей обители, как вы все себя духовно чувствуете, и есть ли духовный мир? Мы плохо знаем, находимся в недоразумении и думаем и понимаем двух-смысленно. Прошу рассеять недоразумение по совести. За всякую неправду ответ пред Богом дадим»[27].

Иеромонах Галактион, любимый и уважаемый прихожанами и братией, был арестован в 1927 году по обвинению в «шпионаже». Содержался в Бутырской тюрьме. В обвинительном заключении говорилось: «С 1920 г. был тесно связан с представителями Финской миссии в Москве, занимающимися шпионажем; в 1922 г. хранил в Финской миссии золотые деньги, не сдав их во время изъятия ценностей».

Из материалов дела: «В 1922 г. при изъятии церковных ценностей, принадлежащих Валаамскому Подворью, 1 900 руб. золотом секретно сдал на хранение послу в Финскую миссию, где они были украдены в начале 1927 г. А 14 апреля 1927 г. эти деньги финским послом Хакселем были возвращены из средств миссии и хранились у Новикова Г. С.»[28].

Постановлением Коллегии ОГПУ от 25 июля 1927 года отец Галактион был обвинен по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к 5 годам концлагерей. Его отправили в Кемь, в управление Соловецких лагерей ОГПУ. Заключение отбывал в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

Вернувшись в 1932 году, поселился в поселке Верхний Посад Звенигородского района Московской области. Служил в одном из храмов района.

Вторично отец Галактион подвергся аресту в 1936 году по обвинению в том, что «являлся тайным руководителем монахов бывшего Валаамского подворья в Москве, среди окружающих проводил антисоветскую агитацию...» и т. п. Новый срок иеромонах Галактион должен был отбывать в Казахстане в г. Талды-Кургане, однако, вскоре по прибытии туда, в ноябре 1937 года он был вновь арестован «за антисоветскую агитацию и пропаганду», которая выражалась в его верности Святейшему Патриарху Тихону и категорическом неприятии обновленчества.

Из показаний свидетелей: «Иеромонах Галактион говорил: "В обновленческую церковь я ходить не буду, т. к. обновленческая церковь является красной"»[29]. Из материалов дела: «Иеромонах Галактион говорил: "При окружающих меня лицах я говорил, что раньше церквей было много, а теперь, при Советской власти, церкви закрывают. Я, действительно, говорил, что Советская власть долго существовать не будет и на смену ей придет старая власть". Больше ни в чем виновным себя не признал»[30].

4 декабря 1937 года Особой тройкой УНКВД по Алма-Атинской области иеромонах Галактион был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 19 декабря 1937 года по месту ссылки. Погребен иеромонах Галактион в общей безвестной могиле.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года Память преподобномученика Галактиона празднуется 20 декабря, на второй день после памяти святителя Николая Чудотворца. Храм (приписной), носящий его имя, существует в Лиде.

На Московском подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в Москве, где служил преподобномученик Галактион, 2 июня 2016 года игумен Валаамской обители преосвященный епископ Панкратий совершил торжественное освящение новой братской трапезной, стены которой украсили ростовые изображения новомучеников и исповедников Валаамских и нравоучительное наставление настоятеля Валаамского монастыря к проживавшей в то время на подворье братии.

3 июля 2016 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, там же на Валаамском подворье состоялся молебен, торжественное открытие и освящение мемориальной доски в память о служивших здесь новомучениках: преподобномученике Афанасие (Егорове), преподобномученике Таврионе (Толоконцеве), преподобноисповеднике Арефе (Митренине), преподобномученике Галактионе (Урбанович-Новикове)[31].

В 2017 году художник Виталий Графов написал картину «Закрытие Московского подворья Валаамского монастыря». Картина Виталия Графова будет оставаться на Московском подворье, где каждый гость обители может увидеть ее в любое время и еще раз эмоционально пережить те уроки, которые дает нам история.

____________________________________

 [1] (1867–1944), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

[2] Шевченко Т. И. К истории закрытия в Москве в 1920-е гг. подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 31–71.

[3] (1873–1938), с июня 1920 г. епископ Петрозаводский и Олонецкий.

[4] Шевченко Т. И. Указ. соч. С. 38.

[5] Шевченко Т. И. Указ. соч. С. 40.

[6] (1872–1937), будущий священномученик.

[7] (1865–1935), впоследствии схиархимандрит, настоятель Валаамского монастыря в 1918–1933 гг.

[8] Шевченко Т. И. Указ. соч. С. 64.

[9] Там же. С. 63–64.

[10] В 1922 г. в верхнем этаже келейного корпуса рядом с братскими помещениями Моссоветом было устроено общежитие для беспризорных матерей.

[11] VLA. Еа 134 (1917–1918). Д. 20. Л. 88, 88 об. Цит. по Шевченко Т. И. Указ. соч. С. 48.

[12] Шевченко Т. И. Указ. соч. С. 66.

[13] Там же. С. 66.

[14] Там же. С. 68.

[15] Там же. С. 69.

[16] (1889–1937), впоследствии священномученик Аркадий, епископ Бежецкий.

[17] Прошение протоиерея Аркадия Остальского на имя Святейшего Патриарха Тихона о пострижении в монашество, 18.04.1924 г. // РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 254. Л. 10 – 10 об.

[18] Шевченко Т. И. Указ. соч. С. 50.

[19] Соловьев Илья, свящ. Документы о последнем периоде жизни и деятельности Патриарха Тихона (Беллавина) // Церковь и Время. 2009. № 3. С. 240. URL: mospat.ru/church-and-time/187

[20] Там же.

[21] Там же. С. 242. На С. 241. Приведено также заявление Патриарха Тихона к Товарищу Председателя ВЦИК П. Г. Смидовичу с просьбой переселить его из Донского монастыря на Валаамское подворье, которое датировано 1923 г. 5 января. Очевидно, что год должен быть 1925, так как упоминается покушение злоумышленников, имевшее место 09.12.1924.

[22] Там же.

[23] Шевченко Т. И. К истории закрытия в Москве в 1920-е гг. подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С. 66.

[24] (1872–1947), с 1933 г. утвержден Финляндским Церковным Управлением в должности настоятеля Валаамского монастыря.

[25] Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М., 2011. С. 441.

[26] (1880–1957), ревностный приверженец старого стиля.

[27] Шевченко Т. И. К истории закрытия в Москве в 1920-е гг. подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С. 67.

[28] Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF...C**

[29] Там же.

[30] Там же.

[31] Мемориальная доска в честь новомучеников ...

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию