Вениамин (Казанский Василий Павлович), митрополит, священномученик

Современник священномученика Вениамина (Казанского) писал о нем: «Трудно в простых и ясных словах достаточно сильно передать, что за человек был митрополит Вениамин. Простое, кроткое лицо, тихий свет прекрасных голубых глаз, тихий голос, светлая улыбка, все освещавшая, полная таинственного веселия и вместе — постоянной грусти. Весь его облик так действовал на душу, что невозможно было сопротивляться его обаянию... Он беззаветно любил Родину, свой народ... Митрополит был святым... Как святой он и говорил, и действовал» (Избранник Божий и народа : Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (17.4.1873–13.8.1922)).

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4.4.1992 г. Память совершается 31 июля/13 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Нименское одноклассное сельское училище
окончил
1883
1887
Каргопольское духовное училище
1887
1893
Олонецкая духовная семинария
1893
1897
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.10.1895
пострижен в монашество в храме Санкт-Петербургской духовной академии
21.11.1895
рукоположен во иеродиакона
19.5.1896
рукоположен во иеромонаха
18.2.1902
возведен в сан архимандрита
24.1.1910
хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии, в Троицком соборе Александро-Невской лавры
28.5.1917
возведен в сан архиепископа Петроградского и Ладожского в Исаакиевском соборе г. Петрограда
14.8.1917
возведен в сан митрополита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
4.10.1897
14.8.1898
г. Рига, Рижская духовная семинария, иеромонах, преподаватель Священного Писания
14.8.1898
6.10.1899
Люблинская губ., г. Холм, Холмская духовная семинария, иеромонах, инспектор. В 1899 временно исправлял должность ректора семинарии
6.10.1899
18.2.1902
г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская духовная семинария, архимандрит (до 18.2.1902 — иеромонах), инспектор. Член Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (с 1893), пожизненный член братства (открытого 25.9.1900) во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова для оказания помощи беднейшим воспитанникам семинарии (с 1900 — член правления; 25.9.1900–2.4.1902 — казначей братства). Цензор журнала «Отдых христианина» (с 1901)
2.4.1902
12.10.1905
г. Самара, Самарская духовная семинария, архимандрит, ректор. Наблюдатель за преподаванием Закона Божия в мужских средних учебных заведениях города, товарищ председателя Самарского епархиального церковно-просветительского Алексиевского братства. Председатель на епархиальном миссионерском съезде (авг. 1905), участник 1-го пастырского собрания духовенства Самарской епархии (2.9.1905)
12.10.1905
24.1.1910
г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская духовная семинария, архимандрит, ректор. Член епархиального миссионерского совета (с 13.10.1908)
24.1.1910
28.5.1917
Петроградская и Ладожская епархия, Гдовское викариатство, епископ (определен на кафедру 30.12.1909). Председатель епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы (с 1910), председатель комиссии по вопросу об усилении воспитательного влияния обучения Закону Божию (с мая 1910), товарищ председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости (с 15.12.1914), председатель столичного эстонского братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского. Участник 1-го Всероссийского съезда единоверцев в Санкт-Петербурге (янв. 1912)
28.5.1917
14.8.1917
Петроградская и Гдовская епархия, архиепископ. Избран на кафедру 25.5.1917
14.8.1917
13.8.1922
Петроградская и Гдовская епархия, митрополит, священноархимандрит Александро-Невской лавры (с 26.1.1918). Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918
Показать все

Награды

6.5.1899
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
1904
орден св. Анны 2-й степени
6.5.1907
орден св. Владимира 4-й степени, награжден «за службу по епархиальному ведомству»
6.5.1911
орден св. Владимира 3-й степени, награжден «за отлично-усердную службу»
1914
орден св. Анны 1-й степени
14.5.1916
орден св. Владимира 2-й степени, награжден «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий»
Показать все

Преследования

1.6.1922
арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей»
1.6.192212.8.1922
находился в заключении в Доме предварительного заключения на ул. Шпалерной г. Петрограда
5.7.1922
приговорен Петроградским губернским революционным трибуналом к высшей мере наказания (расстрелу) с конфискацией имущества по ст. 62,119 УК РСФСР (приговор: «организация в преступную контрреволюционную группу, поставившую себе целью борьбу с Советской властью»)
13.8.1922
расстрелян
31.10.1990 или 31.10.1991
реабилитирован президиумом Верховного суда РСФСР
Показать все

Подробная биография

Первоизбранник на кафедру митрополита Петроградского и Ладожского — Преосвященный Вениамин, в мире Василий Казанский, бывший викарий Гдовский, — родился в 1873 г. в бедной семье священника Олонецкой епархии. Владыка — питомец Олонецкой духовной семинарии, по окончании курса которой он был послан в Петроградскую духовную академию. Будучи студентом академии, он все свободные досуги посвящал чтениям на религиозные темы на фабриках и заводах. По окончании курса Петроградской духовной академии в 1897 году со степенью магистранта, епископ Вениамин в течение года состоял преподавателем Рижской духовной семинарии. Затем был назначен последовательно инспектором Холмской семинарии, инспектором Петроградской семинарии, ректором Самарской и, наконец, ректором Петроградской духовной семинарии. Он памятен нескольким поколениям питомцев столичной семинарии как добрый воспитатель-инспектор (1899–1902 г.), как простой, всем доступный, любящий своих воспитанников, ректор (1905–1910 г.) и, наконец, более 7 последних лет, как викарий митрополии, избранный в это звание приснопамятным митрополитом Антонием, оценившем нравственные и умственные достоинства своего будущего помощника, близкого ему по духу и убеждениям. Широта взглядов, терпимость к иначе мыслящим, простота в обращении и в отношениях ко всем, без тени и лицеприятия, внепартийное положение — все эти качества митрополита Антония как бы наследовал епископ Вениамин, его помощник и сотрудник. За время своего служения на кафедре епископа Гдовского (с 1910 г.) Преосвященный Вениамин всю свою деятельность посвятил живому общению с народом.

Много школ возникло благодаря его энергии. Десятки верст проходил он, часто под дождем и по грязи, в крестных ходах, от Луги до Череменца и обратно, от Петрограда до Колпина или Сергиевой пустыни и назад, с общим пением, подавая добрый пример священникам и клирикам; посещал лазареты, беседуя с ранеными, оделяя их книжками и крестиками. Народ платил ему за эту близость в общей с ним молитве искренним расположением, наперерыв приглашая его служить, особенно — в пригородных и сельских храмах. Все свои богослужения епископ сопровождал простым, сердечным, содержательным словом, близким народным интересам и доступным пониманию простецов.

Среди интеллигенции еп. Вениамин стяжал себе также добрую репутацию. Учебный персонал и воспитанницы женских гимназий и институтов называли его «наш владыка», ценя отношения к ним Преосвященного на экзаменах Закона Божия и его наставления при нередких богослужениях в институтских храмах в дни праздников и различных торжеств.

Отлично зная епархию, изъездив и исходив ее всю вдоль и поперек, изучив настроение, нужды и потребности клириков и мирян, Преосвященный архиепископ Вениамин смело может сказать о себе словами доброго пастыря из евангельской притчи: «Я знаю Моих, и Мои знают Меня» (Иоанн., 10:14).

Преосв. Вениамин в беседе так определил свои церковные идеалы: «Я стою за свободу Церкви. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на Церковь было бы большой ошибкой со стороны людей, истинно преданных задачам Церкви.

Я приветствую новую жизнь Церкви, когда народ призван к живейшему участию в церковных делах. Завтра я открою наш епархиальный съезд Петроградской епархии. Обычно на съездах бывали делегаты духовенства. Теперь в епархиальном съезде примут участие представители духовенства и мирян, которые участвовали в избрании митрополита. Одной из задач епархиального съезда будет создание церковного епархиального совета применительно к новым началам жизни.

Самая главная задача Церкви сейчас — это устроить и наладить нашу приходскую жизнь. Еще в качестве управляющего Петроградской епархии я обращался с воззваниями к приходскому духовенству об организации приходских советов и собраний для оживления церковной жизни и встретил самое живейшее содействие как со стороны духовенства, так и мирян. Отрадно было видеть, когда избранные в состав приходских советов лица являлись ко мне за благословением. Здесь были представители самых разнообразных общественных слоев: государственные деятели, врачи, педагоги, заводские рабочие и все те, кто живет интересами нашей Церкви...»

Дай Бог новоизбранному архипастырю петроградской Церкви право править слово истины, в любви, в кротости и смирении, но и с пастырской твердостью, — а пастве петроградской дай, Господи, успевать под руководством своего пастыря в доброй христианской жизни, достигая своего спасения!


Текст: Преосвященный Вениамин — архиепископ Петроградский /
Б-в // Русский паломник. 1917. № 24. С. 287–288

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию