Евгений (Сахаров-Платонов Макарий Дмитриевич), епископ

Родственники

  • отец  —  Дмитрий Вакхов (ум. не позднее 1834), диакон (дьячок — в 1827) Трехсвятительской церкви с. Урень Варнавинского уезда Костромской губ.
  • другие родственники  —  Сахаров Василий Иванович (племянник; уп. в 1867) (Ист.: Письма митрополита Московского Филарета к Симбирскому епископу Евгению ... С. 176)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1823
1828
Макарьевское духовное училище
окончил 1-м учеником
1828
1834
Костромская духовная семинария
окончил по 1-му разряду; в старших классах исполнял должность лектора по классу греческого и немецкого языков
1834
1838
Московская духовная академия
окончил 1-м магистром XI курса. В 1837 — «как лучший из студентов во всех отношениях, был избран и утвержден митрополитом Филаретом в первые стипендиаты Платона, с присоединением фамилии Платонов»
1.12.1838
Московская духовная академия
удостоен степени магистра богословских наук за диссертацию по нравственному богословию «О связи греха с болезнями и смертью»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

29.8.1838
пострижен в монашество
3.9.1838
рукоположен во иеродиакона
4.9.1838
рукоположен во иеромонаха
28.2.1843
возведен в сан архимандрита «с присвоением степени настоятеля 3-классного монастыря»
6.10.1857
хиротонисан во епископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.8.1838
февр. 1847
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Московская духовная академия, архимандрит (иеродиакон — до 4.9.1838, иеромонах — до 28.2.1843), бакалавр герменевтики и библейской археологии (8.8.1838–1841), патристики (31.7.1841–1842), преподаватель чтения св. Писания (1838/1842–1847), экстраординарный профессор (с 15.2.1844). Библиотекарь академии (21.4 – окт. 1842), инспектор (28.9.1842–14.3.1847). Член конференции академии («в виде исключения»; с 22.9 [10.10].1841). Причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры С.-Петербурга (с 15.10.1841). Член редакционного комитета академии (до 1847)
13.2.1847
дек. 1849
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Вифанская духовная семинария, архимандрит, ректор. Настоятель Московского Златоустовского монастыря (с 22.5.1847). Член правления Московской духовной академии (с 17.12.1848)
20.12.1849
авг. 1853
г. Москва, Московская духовная семинария, архимандрит, ректор, профессор богословских наук (с 20.12.1849). Настоятель Московского Высокопетровского монастыря (с 20.12.1849)
31.8.1853
окт. 1857
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Московская духовная академия, архимандрит, ректор, профессор богословских наук и догматики (31.8.1853–14.9.1857)
13.10.1858
7.12.1874
Симбирская и Сызранская епархия, г. Симбирск, епископ. 7.12.1874 уволен по болезни на покой, поселился в архиерейском доме симбирского Покровского монастыря. Почетный член Московской духовной академии (с 1878)
Показать все

Награды

5.7.1840
право ношения набедренника
Показать все

Другие сведения

«Евгений, бывший епископ Симбирский, в мире Макарий Димитриевич Сахаров-Платонов, родился в 1813 г. в селе Урень, Варнавинского у. Костромской г., где отец его, Димитрий Вакхович, был причетником. Еще в младенчестве лишившись родителей, он вырос на попечении старших своих сестры и брата, бедного причетника, который поместил его в Макарьевское духовное училище, когда ему было 10 лет от роду. Преосвященный часто с особенною любовью вспоминал об этих дорогих ему лицах, т. е. о сестре, брате и еще о жене последнего, и бережно хранил холщевый кошелек, который с посильным вложением дал ему брат, отправляя его в Костромскую семинарию, куда он перешел первым учеником. В 1834 г. первым же воспитанником поступил он в Московскую духовную академию, где, по возобновлении содержания студентов на счет стипендий митрополита Платона, как лучший из студентов во всех отношениях, и был избран и утвержден митрополитом Филаретом в первые стипендиаты, с присоединением имени "Платонова" (С. К. Смирнов. История М. Д. Академии, стр. 337) 29 августа 1838 г., окончив курс в академии со степенью магистра богословских наук, "при способностях отличных, прилежании неослабном и поведении примерно-добром", как значится в академическом аттестате, он принял монашество с именем Евгения.

Новопостриженный инок, первый в своем курсе магистр, был оставлен при академии сначала на кафедре герменевтики и библейской археологии, а в 1841 г. ему было поручено преподавание только что введенного тогда в академии предмета — патристики, а потом он перемещен был на класс св. Писания, что продолжалось до 1847 года. Патристику он поставил так хорошо и твердо, что составленные им по этому предмету лекции долго и после того служили руководством в академии (С. К. Смирнов. История М. Д. Акад. стр. 43–44). Митр. Филарет с особенной любовью относился к о. Евгению и настолько ценил его таланты и труды, что иногда как бы грудью защищал его. Так в 1842 году обер-прокурор Святейшего Синода граф Протасов наметил было Евгения для Константинопольской миссии; но Филарет энергично восстал против этого назначения и убедительно доказывал графу необходимость оставить о. Евгения при академии. "Много монахов ученых, — писал он графу Протасову, — но немного способных, и не каждого монаха можно рекомендовать для академии". (Прибавл. к Творениям Св. Отец 1883 г., XXXI, 262). Во второй половине того же года в своем отчете Св. Синоду по ревизии Московской духовной академии, при письме на имя обер-прокурора от 27 июля, Филарет дал такой отзыв об иеромонахе Евгении: "Преподает с ревностным усердием, основательностью и успехом, поведения доброго и честного" (Собран. мнений и отзывов Филарета. т. дополнит., стр. 118, СПб., 1887).

В сентябре того же 1842 года Евгений был назначен инспектором академии. По рассказам одного из находящегося в живых (в Симбирске) ученика его, это назначение было восторженно встречено студентами, и официальная об этом назначении бумага была торжественно прочитана в собрании студентов, что объясняется той отеческой любовью и вниманием, с которыми о. Евгений всегда относился к своим ученикам. Будучи инспектором, — прибавляет рассказчик, — о. Евгений во время вечерних занятий студентов очень часто приходил в занимаемые ими комнаты, спрашивал, кто чем занимается, о чем пишет, есть ли у него пособия, и объяснял все, что он знал по тому или другому предмету.

В феврале 1843 г. о. Евгений был возведен в сан архимандрита. Поднимаясь быстро по ступеням духовно-учебной службы, он всей душой принадлежал академии и почти все свое время употреблял на составление лекций, которые, как рассказывают, ловились его слушателями на лету. Слабому здоровьем о. Евгению особенно трудно было возвышать голос при чтении лекций в аудитории; но студенты так дорожили каждым его словом, что соблюдали при его чтении полнейшую тишину, как бы затаивая дыхание. Лекции его отличались ясностью излагаемого предмета, строгою обдуманностью и точностью выражений. С особенным усердием изучал он Творения Св. Отец и неуклонно следовал их руководству. Плодами таких занятий о. Евгения служат его прекрасные и основательные статьи, напечатанные в Прибавлениях к Творениям Св. Отец; таковы: "Св. Ириней епископ Лионский" (ч. I. Прибав.) "О любящих Бога" (ч. III), "Оброцы греха смерть" (ч. ХIII), "О прообразовательном смысле Св. Писания" (ч. IV) и др.

В 1847 г. о. Евгений был назначен ректором Вифанской семинарии, а через несколько дней настоятелем Московского Златоустовского монастыря.

В 1849 г. он был переведен на должность ректора в Московскую семинарию и назначен настоятелем Высокопетровского монастыря, где его еще ближе узнал митрополит Филарет. Нижеследующие случаи показывают как понимал и ценил Евгения святитель Московский. Когда в 1850 г., по высочайшему повелению, от митрополита Московского требовали аттестовать личный состав настоятелей Московских монастырей, то Филарет не усумнился поставить Евгения первым в ряду других Московских архимандритов-настоятелей, которые "при доброй монашеской жизни, как прежде усматриваемы были попечительными о благоустройстве вверенных им монастырей и внимательными в надзоре за братствами, так и вперед усматриваются для сего благонадежными". (Собран. мнений и отзыв. Филарета, т. III, 396. СПб.). Возникло тогда предположение назначить его на должность ректора Казанской духовной академии. По этому поводу митрополит Филарет частно писал к искреннему другу своему Казанскому архиерею Григорию: "Ректор Московской семинарии Евгений, человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, не блистательный для внешних. Мне было бы желательно, чтобы он продолжал службу у нас; но если ему открывается путь к высшему доверию начальства, да будет то, что служит к общей пользе и ему может быть полезно для дальнейшей службы. Только если возьмете его, будьте милостивы к нему, что не всегда случается с взимаемыми от нас". (Чтения в Обществе Любителей Духовн. Просвещения 1877 г. III, 168). Однако все устроилось так, как писал Филарет, и затем в августе 1853 г., как только открылась должность ректора к Московск. академии, первым кандидатом на нее Филарет представил о. Евгения. Так и сделано было, как представлял Филарет.

В бытность свою ректором, как и раньше инспектором академии, о. Евгений отличался добрыми качествами ума и сердца, за которые его любили и не могли не любить и не уважать все. В академии хранятся живые предания о глубоком его уме, рассудительности, крайней осторожности и т. п. и о величайшей доброте, милосердии к нищим, о дивном его смирении, о строго-аскетическом образе жизни и т. д. Его отношение к подчиненным и студентам было основано на строгих началах справедливости и вместе отеческой любви.

В октябре 1857 г. состоялось назначение Евгения во епископа Дмитровского, викария Московского, а в 1858 г. преосвященному Евгению была дана самостоятельная кафедра — Симбирская. Рассказывают, что Филарет, участвовавший в назначении своего викария Евгения на Симбирскую кафедру, говорил некоторым из своих приближенных: "посылаю в Симбирск ангела мирна". И действительно, в продолжение 16-ти летнего управления Симбирскою епархией, Евгений явил собою поистине "правило веры и образ кротости, воздержания учителя", пример высокого смирения и нищеты, как духовной так и телесной, соединенной с величайшим милосердием к нищим, благодаря чему, несмотря на довольно значительные доходы от епархии, у него никогда не бывало сбережений.

Надобно заметить, что при высоком устроении своего духа Евгений не чувствовал себя сильным администратором и был преимущественно кабинетным тружеником. Поступавшие к нему бумаги он рассматривал, правда, не довольно скоро, но весьма внимательно, и поэтому все резолюции его запечатлены обдуманностью и дальновидностью. Вообще же его управление епархиею было весьма полезно для паствы. Он твердо стоял за благо духовенства и, испытав на себе невзгоды бедности и сиротства, особенно заботился об участи вдов и сиротствующих детей духовенства, оказывая им помощь как из средств епархии, так и из собственных. Евгений поучал свою паству не столько словом, сколько примером своей благочестивой жизни. Это был поистине светильник добродетелей, с высоты светивший многочисленной пастве. Он был человек в высшей степени набожный и смиренный, проводил жизнь уединенного подвижника, искренно любил детей, что и обнаруживал прежде всего в заботах о своих певчих мальчиках, за которыми следил сам и для которых держал даже особого учителя.

Слабое его здоровье между тем давало себя знать, и множество дел по управлению епархией стало сильно утомлять его, особенно при вышесказанном настроении его духа. Все это побуждало его оставить епархиальную службу и просить увольнения на покой, и 7 декабря 1874 г., согласно прошению, он был уволен от управления епархиею на покой. Для жительства ему предоставляли Сызранский Вознесенский первоклассный монастырь; но он не воспользовался этим предложением и предпочел остаться в приписном к архиерейскому дому Симбирском Покровском монастыре. Выбор именно этого места объясняется любовью преосвященного к своей бывшей пастве, и отсутствием у него стремления к каким бы то ни было удобствам жизни. В бедной Покровской обители преосвященный занимал небольшое помещение из двух комнат, в общем братском корпусе. Прямо перед окнами кельи, где он прожил почти 14 лет, возвышается монастырская церковь, на которую и обращены были его молитвенные взоры. Во все это время преосвященный вел жизнь строгого аскета, отказывая себе часто даже в необходимом и употребляя в весьма малом количестве самую простую пищу.

Будучи еще в силах, преосвященный часто посещал церковные службы и коленопреклоненный молился в алтаре. У себя в келье большую часть времени он также молился, причем утренние и вечерние молитвы не читал, а пел; ходя по комнате постоянно повторял слова: "Господи помилуй!"

В последнее время преосвященный наложил на себя как бы обет молчания, и хотя изредка принимал приходивших за советом к нему, но мало разговаривал; затем перестал совсем принимать к себе и отдался весь самосозерцанию.

Жизнь преосвященного угасала медленно. 3а несколько дней до смерти у него отнялась правая сторона тела, отчасти и язык. В последнюю ночь на 20 июня 1888 г. он долго молился и перед иконами, и на церковь; рано утром умылся, надел чистое белье и, приняв Богоявленской воды, с молитвой на устах лег на койку своего прислужника; когда же силы стали ослабевать, он попросил позвать священника и, по прочтении отходной, сделал несколько вздохов и тихо скончался.

Как только узнали в городе о кончине преосвященного, толпы народа потянулись к Покровскому монастырю, чтобы поклониться усопшему, которого еще при жизни его считали святым. 27 июня его тело было перенесено с крестным ходом от всех церквей Симбирска в летний кафедральный собор, куда беспрерывно входили на поклонение люди всех сословий. Погребение происходило 29 июня при участии всего города и множества народа не только из окрестных, но и из дальних селений» (Епископ Симбирский Евгений : Биографический очерк ... С. 284–287).

 

 

Еще во время учебы Макарию, как лучшему ученику, владыкой Филаретом (Дроздовым) была утверждена стипендия памяти митрополита Платона (Левшина) с присоединением к фамилии стипендиата второй фамилии – Платонов. Окончив академию, владыка отправился с небольшой группой выпускников в Саровскую пустынь и встретился там с великим подвижником преподобным Серафимом Саровским. Преподобный благословил каждого из группы, пришедшей к нему за благословением пешком из Москвы. Когда очередь дошла до Макария, то преподобный Серафим сам подошел к нему и, провидя в нем будущего благочестивого архипастыря, поклонился ему в ноги и поцеловал руку.

По прибытии на Симбирскую кафедру владыка проводил жизнь, полную самоотречения и уединенной молитвы. Очень простой в общении, он постоянно принимал народ, искренне сочувствовал и помогал всем обращающимся к нему с духовными и материальными нуждами. Когда владыка Евгений был еще ректором Московской духовной семинарии, он отличался добрыми качествами ума и сердца. Долго хранились в академии предания о его глубоком уме, рассудительности, доброте, крайней осторожности, о его аскетическом образе жизни, смирении и милосердии к нищим. Когда же возникло предложение назначить его ректором Казанской Духовной Академии, митрополит Филарет (Дроздов) написал о нем следующее: «Ректор Московской семинарии Евгений человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, не блистательный для внешних. Мне было бы желательно, чтобы он продолжал службу у нас, но если ему открывается путь к высшему доверию начальства, да будет то, что служит к общей пользе и ему может быть полезно для дальнейшей службы».

16 октября 1860 года он освятил Всехсвятскую церковь на старом кладбище в Симбирске, на котором впоследствии упокоилось много симбирского духовенства и симбирских архипастырей. 7 декабря 1874 года преосвященный по болезни был уволен на покой. Для пребывания ему был предложен Сызранский Вознесенский монастырь, но владыка избрал бедный Симбирский Покровский монастырь. В двух комнатах одного из братских корпусов владыка Евгений прожил оставшиеся четырнадцать лет своей жизни. В последние годы преосвященный наложил на себя обет молчания. Он лишь изредка принимал приходивших к нему за советом, но очень мало разговаривал. Затем владыка перестал совсем принимать посетителей и проводил все время в уединенной молитве. По народному преданию, бывший в Симбирске при преосвященном Евгении пожар приостановлен силой его молитвы. Еще при жизни его считали святым.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию