Орлов Анатолий Петрович, протоиерей
Первый выборный ректор Московской духовной академии. Возглавлял академию с 10 сентября 1917 до апреля 1922 года, в том числе и после того, как в 1919 году она была вынуждена покинуть Сергиев Посад и существовала неофициально в Москве.
- Дата рождения: 25.3.1879
- Место рождения: Ярославская губ., Даниловский уезд, с. Рыбницы (Новоспасское)
- Дата смерти: 21.12.1937
- Место смерти: Тульская обл.
Родственники
- отец — Орлов Петр Гурьевич, священник
- мать — Орлова Александра Алексеевна
- брат — Орлов Николай Петрович, священник, священномученик
- жена — Орлова (Успенская) Александра Сергеевна (род. 20.2.1887), двоюродная праправнучка святителя Филарета (Дроздова). В 1918/1919 «по причине голода» выехала с сыновьями из Сергиева Посада в Тамбовскую губернию
- тесть — Успенский Сергей Васильевич, протоиерей
- дети — трое сыновей (1910, 1913 и 1914 г. рождения, из которых младший скончался в 1917) и дочь (род. в 1918/1919)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Другие сведения
Протоиерей Анатолий Петрович Орлов — сын многодетного священника Спасского храма села Рыбницы (Новоспасское) Даниловского уезда Ярославской губернии Петра Гурьевича Орлова — родился 25 марта 1879 г. Крещение младенца состоялось 27 марта в местной церкви. Таинство совершал священник Никольского храма села Борголышкино того же уезда Александр Эводов с причтом Спасской церкви. Восприемниками при крещении были: священника Петра Орлова дети — отрок Леонид и дочь, девица Мария Орловы[1].
Окончив в Ярославле духовное училище (1894) и семинарию (1900), юноша поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 г. первым магистрантом, написав кандидатскую работу «Учение св. Илария Пиктавийского о Святой Троице», высоко оцененную профессором И. В. Поповым[2]. Оставленный профессорским стипендиатом, он продолжал разрабатывать свою тему и этому посвятил свой пространный стипендиатский отчет[3]. В сентябре 1905 г., после пробных лекций, он занял вакантную кафедру истории и разбора западных исповеданий академии. В июне 1908 г. Анатолий Петрович Орлов успешно защитил магистерскую работу на тему «Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Историко-догматическое исследование» (Сергиев Посад, 1908 г.). А 31 августа 1909 г. выехал в Германию на год «для научных занятий». В его прошении о командировке, в частности, сообщалось: «Кроме <…> учебно-преподавательского интереса, командировка заграницу имеет существенно важное значение и для моих научно-литературных занятий, предметом каковых в настоящее время по преимуществу является собирание и изучение историко-богословских материалов, относящихся к эпохе знаменитого кризиса религиозно-культурной жизни в Германии в конце средних веков, разрешившегося реформацией Лютера…»[4].
Профессор А. П. Орлов — автор нескольких серьезных трудов о христологии Илария Пиктавийского[5] и Оригена[6], сотериологии Ансельма Кентерберийского[7] и Пьера Абеляра[8], а также работ посвященных анализу некоторых воззрений Иммануила Канта, Мартина Лютера и Ульриха Цвингли[9]. Кроме того, профессор Орлов перевел с французского двухтомник «Истории древней Церкви» Луи Дюшена[10] (совместно с И. В. Поповым) и опубликовал его в 1912-1914 гг. В сборнике «Богословские труды» (№ 4–7 в 1969–1971 гг.) была посмертно опубликована работа «Св. Иларий, епископ Пиктавийский», которая атрибутирована как принадлежащая перу профессора Ивана Попова, но, по мнению протодиакона Сергия Голубцова[11] также является трудом А. П. Орлова.
10 сентября 1917 г. на заседании Совета под руководством исполнявшего обязанности ректора архимандрита Илариона происходили выборы ректора Московской духовной академии сроком на 5 лет. Первым выборным главой академии был избран экстраординарный профессор А. П. Орлов, «обладавший мягким, покладистым характером, что удовлетворяло чаяниям обоих течений (радикального, возглавлявшегося теперь Тареевым, и консервативного, лидером которых раньше был архим. Феодор), которые надеялись перетянуть его со временем на свою сторону…»[12]. 8 октября того же года Анатолий Петрович был рукоположен в сан иерея (ректор по уставу должен был иметь священный сан), через день — возведен в сан протоиерея. Руководил академией до апреля 1922 года, в том числе и после того, как в 1919 году она была вынуждена покинуть Сергиев Посад и существовала неофициально в Москве, где преподаватели продолжали читать лекции студентам.
Митрополит Арсений (Стадницкий), знавший А. П. Орлова еще со студенческой скамьи, впоследствии писал: «Прекрасный был студент, затем и хороший профессор. <…> Избрание ректора-бельца[13] — первые плоды академической автономии. Не могу что-либо глаголить вопреки выбора: Орлов достойный избранник …»[14].
2 января 1919 г. ректор А. П. Орлов получил 2-х месячный отпуск[15] для устройства семьи — жены с 2-мя детьми[16], выехавших еще осенью 1918 г. в Усманский уезд Тамбовской губернии. Из-за разрухи он смог вернуться в Посад лишь 15 апреля.
15 мая 1919 г. протоиерей Анатолий Орлов был назначен настоятелем московской Троицкой, на Арбате, церкви[17], с 11 апреля 1920 г. — второй священник храма Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, с сохранением академической должности[18].
Уделяя основное внимание учебному процессу, наставники академии в те суровые годы не забывали и о церковно-просветительской деятельности. Так, ректор академии протоиерей А. П. Орлов участвовал в нескольких религиозных диспутах в фабрично-рабочих клубах г. Москвы, провел ряд бесед на религиозно-общественные темы в различных московских храмах, а в благочинническом собрании 1 и 2 отделений Пречистенского сорока выступил с докладом на тему «Христианско-социальное движение на католическом и протестантском западе».
Завершая «Отчет о состоянии Московской духовной академии за 1919/20 и 1920/21 годы», отец ректор Анатолий Орлов отмечал: «Волею правительства в 1918 году все духовно-учебные заведения были закрыты. Милостью Божией, благодаря содействию высшей церковной власти, Московская духовная академия продолжает существовать, несмотря на все неблагоприятные для ее жизнедеятельности условия, прилагая все старания, чтобы пронести до лучших дней светильник высшей богословской школы в верности историческим традициям и заветам Академии»[19].
8 апреля 1922 г. ректор академии протоиерей Анатолий Орлов был арестован в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей и заключен во внутреннюю тюрьму на Лубянке. На первом допросе он заявил следователям: «Во время богослужения в церкви мне один из членов приходского совета — не помню, кто именно, — передал один экземпляр воззвания Патриарха Тихона. В этот же день [на] всенощной в церкви Казанской Божьей Матери я прочел это воззвание прихожанам, но обсуждения [не было] и проповеди не говорил. На другой день по желанию членов Приходского совета было созвано собрание Приходского совета. Председательствовал я; Розанов, священник [настоятель], также присутствовал.
Не помню точно, кто именно, кажется священник Розанов, прочел Воззвание, и собрание приступило к обсуждению вопроса и после постановило обратиться во ВЦИК с петицией, с просьбою оставить при церкви священные сосуды. Я также придерживался этого взгляда. Петицию составляли сообща, и была ли она подписана и отправлена [далее два слова неразборчиво] — я не знаю. Сам я не подписывал...
Прочитал. Анатолий Орлов [подпись]"»[20].
Отцу Анатолию «было предъявлено обвинение в том, что "состоя членами организации, называемой Православной иерархией, они по предварительному между собой соглашению, а также по соглашению с другими лицами... приняли личное и непосредственное участие в пропаганде и агитации среди верующих и преимущественно среди невежественных мещанских слоев населения..., в распространении заведомо ложных сведений о цели и назначении изъятия церковных ценностей, а также о деятельности представителей Рабоче-крестьянской власти..., призывая эти элементы к массовому и открытому противодействию..., последствием чего было то, что при фактическом изъятии произошли неоднократные эксцессы..."»[21].
В открытом судебном процессе «церковников», проходившем в Колонном зале с 26 апреля по 8 мая 1922 г., он был причислен к первой группе обвиняемых из 11 лиц, по требованию прокурора Н. В. Крыленко получивших высшую меру наказания — расстрел, но для шести из них, в т. ч. и для А. П. Орлова, вскоре замененный 5 годами заключения[22], которые последующими амнистиями были значительно сокращены.
Был освобожден по амнистии, но 8 марта 1924 г. последовал новый арест. На этот раз ректору-протоиерею Орлову вменялось в вину «участие в контрреволюционных собраниях московских католиков-"абрикосовцев"». 17 марта 1924 г. матушка Александра Сергеевна Орлова обратилась за помощью к председателю Комитета Политического Красного Креста Екатерине Павловне Пешковой: «Прошу Вас, если возможно, выяснить по какому делу арестован мой муж, Анатолий Петрович Орлов, священник Казанской у Калужских ворот церкви, и какому следователю передано дело. № ордера ареста 1756 от 8/III - 24 г<ода>. При обыске не найдено и ничего не взято, в копии протокола написано "ничего не обнаружено"! И все же муж арестован и находится в Бутырской тюрьме.
Обратиться к Вам с просьбой меня заставляет тяжелое семейное положение: у меня на руках трое малолетних детей, из которых младшая дочь 5 лет в настоящее время серьезно больна. <…>
Адрес мой: Б<ольшая> Якиманка, д<ом> 51, кв<артира> 1[23]»[24].
11 апреля того же года Александра Сергеевна Орлова вновь просила помощи у Екатерины Павловны Пешковой: «Прошу не отказать мне в просьбе похлопотать о том, чтобы мужа моего, Анатолия Петровича Орлова, находящегося в настоящее время в Бутырской тюрьме, освободили в виду слабого состояния его здоровья, о чем свидетельствует прилагаемое при сем врачебное удостоверение»[25].
19 мая 1924 г. протоиерей Анатолий Орлов приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь и отправлен в деревню Тиксино Нарымского уезда Томской губернии (с 11.7.1925 г. — Колпашевский район Томского округа). 14 января 1926 г. он уже сам обратился за помощью к Екатерине Павловне Пешковой: «Посланные Вами по переводу десять рублей от 20 декабря 1925 года, мною получены. Искренне благодарю Вас за эту субсидию, которая была для меня неожиданна и тем более ценна. Будучи сослан в Нарымский край на 3 года..., я не получаю никакой материальной помощи от Государства, за исключением сент., окт. и ноября 1924 г., когда мне было выдаваемо из Колпашевского отд. ГПУ по 6 руб. 25 коп., и сентября 1925 г. (единовременное пособие в 5 руб.)... Я существую исключительно за счет материальной помощи от своей семьи, состоящей из жены и 3-х несовершеннолетних детей...»[26].
В августе он обратился в Комитет Политического Красного Креста с просьбой походатайствовать о пересмотре его дела в ГПУ.
17 сентября 1926 г. он вновь пишет Екатерине Павловне Пешковой: «Отбываю 3-й год административной ссылки и очень нуждаюсь в настоящее время в средствах для прожития. Обращаюсь к Вам с просьбой, не найдет ли возможности возглавляемое Вами Общество оказать мне какую-либо субсидию <…>
Административно ссыльный Анатолий Петрович Орлов, б<ывший> профессор Московской Дух<овной> Академии.
Р.S. Ваше уведомление (от 28/VIII - c<его> г<ода> за № 9435) об отказе в пересмотре моего дела» ОГПУ мной получено.
Мой адрес: Колпашево Томской губ<ернии> Деревня Тиксино на р<еке> Кеть.
17/XI -1926 г<ода>.
Р.S.S. Казенное пособие на прожитие я не получаю[27]»[28].
В 1926–1927 гг. о смягчении участи Анатолия Петровича Орлова трижды обращались за помощью к Е. П. Пешковой.
В апреле 1931 г. он был в очередной раз арестован за «антисоветскую пропаганду» и выслан на три года в Северный край[29]. В 1934 г. после освобождения из ссылки с ограничением проживания на 3 года поселился в селе Кузьмищево под Тарусой Тульской области[30], где служил священником.
Был арестован в Тарусе 22 сентября 1937 г. 9 декабря решением Тройки УНКВД по Тульской области приговорен к высшей мере наказания и 21 декабря расстрелян.
___________________
[1] Метрические книги Даниловского уезда Ярославской губернии на 1879 г. // Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 1118. Оп. 1. Д. 4313. Л. 325 об. – 326.
[2] Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1904 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 129–134.
[3] Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1905 год. Сергиев Посад, 1906. С. 79–146.
[4] Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1909 год. Сергиев Посад, 1910. С. 122–123.
[5] Орлов А. П. Христология Илария в связи с обзором христологических учений II–IV вв. СП, 1909. Богословию свт. Иларию посвящена также работа А. П. Орлова «Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского» (СП, 1908).
[6] К характеристике христологии Оригена // Богословский вестник. 1909. Т. 2. № 7/8. С. 370–394.
[7] Орлов А. П. Сотериология Ансельма Кентерберийского : (в связи с антропологическими и христологическими его воззрениями) / А. П. Орлов. Сергиев Посад, 1915.
[8] Орлов А. П. Сотериология Петра Абелярда (в связи с антропологическими его воззрениями) // БВ. 1916. Т. 1. № 3/4. С. 537–550 (2-я пагин.); Т. 2. № 5. С. 74–94 (3-я пагин.); № 6. С. 253–274 (2-я пагин.); 1917. Т. 1. № 1. С. 77–113 (2-я пагин.).
[9] Лютер и Цвингли: (Сравнительная характеристика их богословских воззрений): [Пробная лекция] // Богословский вестник. 1905. Т. 3. № 11. С. 365–393.
[10] Дюшен Л. История Древней Церкви / Пер. с 5-го франц. изд. под ред. проф. И. В. Попова и проф. А. П. Орлова. Т. 1–2; [Предисл. к рус. пер.: И. Попов]. М., 1912–1914.
[11] Московская духовная академия в революционный период (1917–1918) // Богословский вестник. 2010. № 11–12. С. 446.
[12] Волков С. А. Последние у Троицы. Воспоминания о Московской духовной академии (1917–1920). М. ; СПб., 1995. С. 70.
[13] Духовенство, не имевшее монашеского пострига (белое духовенство).
[14] Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник : На Поместный Собор : 1917–1918 / Под ред. Н. А. Кривошеевой. М., 2018. С. 90.
[15] ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5143. Л. 29.
[16] В семье Орловых было трое сыновей (1910, 1913 и 1914 г. рождения), из которых младший ребенок скончался в 1917 г. Была еще дочь, но она родилась позже (в 1918/1919).
[17] ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5143. Л. 29.
[18] В 1919–1920 гг. Анатолий Петрович Орлов жил в Москве по адресу: Арбат, Спасо-Песковская площадь, д. 1, кв. 1.
[19] Отчет о состоянии Московской духовной академии за 1919/20 и 1920/21 годы // Вестник русского христианского движения. 1986. № 2(147).С. 205.
[20] Сергий Голубцов, протодиакон. Первый московский процесс 1922 года по делу «церковников» // Богословский сборник. М., 1999. Вып. 2.
[21] База данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие».
[22] «Согласно сведениям, полученным от Бориса Сергеевича Успенского, смягчение наказания было получено в результате ходатайства перед зам. пред. Совнаркома А. Д. Цурюпой со стороны жены протоиерея Сергея Успенского, на дочери которого был женат Анатолий Петрович» (С. Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа / Сергий Голубцов. М., 1999).
[23] ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1. Д. 41. С. 364. Автограф.
[24] Орлов А. П. — Пешковой Е. П. [письма А. С. Орловой и А. П. Орлова] : 1924–1926 гг. …
[25] Там же.
[26] Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа / Сергий Голубцов. М., 1999.
[27] ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1. Д. 108. С. 129–130. Автограф.
[28] Там же.
[29] ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 121. С. 273–276 ; Д. 127. С. 45–46 ; Д. 185. С. 83–84.
[30] ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1. Д. 487. С. 317.
Архивные источники
-
Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-12582
-
ЦА ФСБ РФ. Д. Р-1086. Л. 161–162 об., 332, 796, 841
-
ЦА ФСБ РФ. Ф. 8. Оп. 6. № 11. Д. 10. Л. 90 об.
Сочинения
-
Сотериология Ансельма Кэнтерберийского : (в связи с антропологическими и христологическими его воззрениями) / А. П. Орлов. Сергиев Посад, 1915. 96 с.
-
Сущность и историческое значение так называемого «культуркампфа» в Германии : [пробная лекция] / Орлов Анатолий, протоиерей // Богословский вестник. 1905. Т. 3. № 12. С. 589–624
-
Христология Илария Пиктавийского в связи с обзором христологических учений 2–4 вв. / Анатолий Орлов. Сергиев Посад, 1909. [4], 192 с.
Литература
-
Из бездны небытия : Книга Памяти репрессированных калужан / [сост.: Ю. И. Калиниченко, В. Ю. Лисянская, Н. П. Иониковский]. [Калуга], 1994. Т. 2. С. 448
-
История Русской Православной Церкви : Синодальный и Новейший периоды, 1700–2005. М., 2007. С. 589
-
Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 2, ч. 4 : Кафедры и личный состав академии. Сотрудники академии в 1901–1919 гг. / протодиак. Сергей Голубцов : Архив ПСТБИ. Машинопись. С. 36, 147
-
Московские профессора XVIII – начала ХХ веков. Гуманитарные и общественные науки / В. А. Волков, М. В. Куликова, В. С. Логинов. Москва, 2006. С. 181
-
Мученики и исповедники из корпорации Московской духовной академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920–1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись. С. 25
-
Первый московский процесс 1922 года по делу «церковников» // Богословский сборник. М., 1999. Вып. 2
-
Стратилаты академические : Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной Академии первой половины ХХ в. Жизнь, труды и крестный путь / Голубцов С. А. М., 1999. С. 155–169