Виноградов Капитон Андреевич, протоиерей

Родственники

  • дед  —  Симеон Григорьев, пономарь
  • отец  —  Виноградов Андрей Максимович, пономарь
  • мать  —  Виноградова Евдокия Семеновна (род. в 1829)
  • жена  —  Виноградова (Глаголева) Мария Андреевна (род. 08.02.1862)
  • тесть  —  Глаголев Андрей Иванович, священник
  • сестра  —  Виноградова Екатерина Андреевна (род. ок. 1860)
  • брат  —  Виноградов Иван Андреевич , не обучался по бедности родителя, отдан в часовщики, впоследствии открыл успешную торговлю в Туле
  • брат  —  Виноградов Лев Андреевич , окончил духовную семинарию, служил в духовной консистории
  • брат  —  Виноградов Никанор Андреевич , окончил духовную семинарию, служил в духовной консистории
  • сестра  —  Виноградова Александра Андреевна , учительница, окончила епархиальное женское училище
  • сестра  —  Виноградова Параскева Андреевна , учительница, окончила епархиальное женское училище
  • сын  —  Виноградов Алексей Капитонович (род. в 1881). Окончил Тульскую духовную семинарию, служил в Казенной палате, в советские годы — бухгалтером в госучреждениях
  • дочь  —  Виноградова Елена Капитоновна (род. в 1882). Окончила епархиальное женское училище
  • сын  —  Виноградов Михаил Капитонович (род. в 1887). Окончил Тульскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию (1913), преподаватель
  • сын  —  Виноградов Виктор Капитонович (1888 – 1978). Окончил Тульскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию (1913). До революции — преподаватель греческого языка в Веневе, в советские годы — учитель русского языка в 17-й школе г. Тулы, награжден орденом Ленина. В 1931 женился на Наталье Александровне Верховцевой (род. в 1893)
  • дочь  —  Виноградова Анна Капитоновна (род. в 1891). Окончила епархиальное женское училище
  • сын  —  Виноградов Андрей Капитонович (род. в 1894). Окончил Тульскую духовную семинарию
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Белёвское духовное училище
1875
Тульская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.4.1879
рукоположен во диакона епископом Тульским и Белевским Никандром (Покровским)
29.4.1879
рукоположен во священника епископом Тульским и Белевским Никандром (Покровским)
28.3.1916
возведен в сан протоиерея епископом Тульским и Белевским Иувеналием (Масловским)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1875
1879
1879
12.3.1887
Тульская и Белёвская епархия, Тульская губ., Каширский уезд, с. Руново, Вознесенская церковь, священник, законоучитель в местной земской школе (основанной им самим). С 1882 — уполномоченный от духовенства по училищным делам Каширского уезда
12.3.1887
16.1.1899
Тульская и Белёвская епархия, Тульская губ., Тульский уезд, с. Спас-Тешилово, Преображенская церковь, священник. С 19.06.1896 — благочинный 1-го Каширского округа, с 19.11.1897 — благочинный г. Кашира. Законоучитель двухклассного училища. С 18.06.1892 — духовник и цензор проповедей во 2-й половине благочиннического округа, член церковно-приходского попечительства
15.1.1899
2.2.1924
Тульская и Одоевская епархия, г. Тула, Александро-Невская церковь, протоиерей. С 15.10.1902 — настоятель. С августа 1902 — заведующий и законоучитель Александро-Невской мужской школы. В 1909–1914 — член и председатель ревизионного комитета по свечному заводу, член совета епархиального женского училища. С 1911 — член комиссии по испытанию лиц, поставляемых во диакона, заведующий местной школы. С 1912 по 1913 — законоучитель приготовительного класса Тульского реального училища, с 1909 по 1917 — Епархиального женского училища, с 1917 — приготовительного класса Реального училища, член организационной комиссии «Тульского епархиального общества ревнителей Православной Церкви»
Показать все

Награды

12.12.1882
право ношения набедренника, награжден «за ревностно-пастырское служение» и труды на ниве народного просвещения и законоучительства
1.1.1891
право ношения скуфьи, награжден «за благопопечительность о приходском храме и ревностно успешное прохождение законоучительской должности»
6.5.1898
право ношения камилавки, награжден «за заслуги по духовному ведомству»
14.4.1904
благословение Святейшего Синода с грамотой, награжден «за заслуги по духовному ведомству»
12.4.1906
право ношения наперсного креста, награжден «за заслуги по духовному ведомству»
6.5.1913
орден св. Анны 3-й степени, награжден «за службу по епархиальному ведомству»
1921
наперсный крест с украшениями
Показать все

Другие сведения

Подробное жизнеописание протоиерея Капитона Виноградова содержится в опубликованной в «Вестнике Тульской Духовной Семинарии» статье Т. Огневой (нижеследующие цитаты взяты из этой статьи).

Он родился в бедной и многодетной семье сельского пономаря. Рано потеряв отца, с детских лет привык во всем быть опорой и поддержкой для своих близких. Отучившись в семинарии и став священником, помогал встать на ноги своим младшим братьям и сестрам.

Вся жизнь отца Капитона так или иначе была связана с учительством. «Обучение Закону Божию, — был он убежден, — должно быть поставлено иначе, чем остальные учебные предметы; в детях должно воспитываться живое нравственное сознание правды учения Христова». Его воспитанники платили ему взаимностью. «Когда я хотел поступить в Белев, в приготовительный класс духовного училища, — писал он в дневнике в годы служения учителем в с. Обидимо, — и на мое место был прислан другой, то ученики не хотели у него учиться и плакали, упрашивая, чтобы я остался. И преемник, видя такую любовь детей ко мне, отказался, и я опять остался учителем».

Семья протоиерея Капитона Виноградова была в тесных дружеских отношениях с Троицкими — семьей будущего святителя Русской Церкви священномученика Илариона. Протоиерей Петр и священник Алексий Троицкие были и среди восприемников при Крещении детей Виноградовых. Отец Петр Троицкий в 1888 г. совершил крещение и стал восприемником сына отца Капитона Виктора, а отец Алексий Троицкий в 1898 г. также крестил и воспринял от святой купели дочь Виноградовых Марию. Впоследствии Виктор Капитонович Виноградов вспоминал: «Общение наших семей было частое и очень дружественное» (Горбачев А. А., Горбачева (Троицкая) А. С. О предках священномученика Илариона (Троицкого)).

На протяжении всей жизни отец Капитон вел дневник, в котором нам раскрывается его духовный облик.
Дневниковая запись от 18 февраля 1901 г. (Неделя Торжества Православия):
«После исповеди как легко-усладительно совершается служение. В четверг после утрени исповедывался. Иерею надлежит первее всех самому исповедываться, чтобы потом исповедовать других. Как разрешить других связанному? Какое обличение и наставление можно преподать от сердца, отягченного греховностию! Опыт показал, что при чистоте совести научение льется благодатною рекою и внушительно для слушающего. А то и от слова Божия говоришь, но недейственно. О, как бы всесильно было слово иерея, его молитва и дела, если бы он сам с благоговейным настроением и сердечным умилением и горением любви приступал и совершал Божественную Литургию. Мы тяготимся тем, в чем наша сила, честь и слава…»

Когда в 1923 г. сослужитель о. Капитона по Александро-Невской церкви протоиерей Петр Боженов был уволен обновленческим епархиальным управлением «за контрреволюционное направление», то «в храме состоялось приходское собрание о присоединении к Патриарху Тихону и восстановлении о. Петра… и прекращении сношений с местным [обновленческим] Церковным Управлением», вследствие чего уже 3 сентября 1923 г. «отец Капитон получил уведомление от Церковного Управления об увольнении за штат "за непоминовение епископа и назначении двух иереев". Однако приходской совет "решил отделиться от Живой Церкви и быть самостоятельным"», оставив отца Капитона служить в своем храме.

В октябре 1923 г. в дневнике он записал: «Держимся патриаршей Церкви. От "Живой церкви" приход священников не принимает…». В двадцатые годы он «не побоялся приютить "опальных" Верховцевых, мать и дочь, уже побывавших в советской тюрьме (за активную поддержку Патриарха Тихона) и считавшихся "неблагонадежными"».

В одной из последних дневниковых записей протоиерея Капитона Виноградова содержатся такие слова: «Из глубины души благодарю Господа за милости Его. Всего служения 45 лет. Чувствую себя свободнее. На дому отправляю все суточные службы, восполняя поклонами по указанию служебника. На дому в праздничные дни приобщаюсь с должным приготовлением запасными Дарами».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию