Румянцев Алексей Евдокимович, протоиерей

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1795
Перервинская духовная семинария
«как один из лучших перервинских учеников, взят был в Вифанию в 1802 прямо на философский курс» (Протоиерей Алексей Евдокимович Румянцев ... С. 2)
1802
1807
Вифанская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1807
рукоположен во диакона
15.8.1807
рукоположен во священника митрополитом Московским и Коломенским Платоном (Левшиным) в Троице-Сергиевой Лавре
26.10.1825
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1811
2.9.1812
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Успения Пресвятой Богородицы на Крутицком подворье, священник
15.10.1812
1825
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Успения Пресвятой Богородицы на Крутицком подворье, священник. Увещатель в Таганской части
июнь 1825
янв. 1837
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Свято-Троицкая единоверческая церковь, протоиерей (до 26.10.1825 — священник). Благочинный единоверческих церквей. Надзиратель единоверческой типографии (с 29.7.1831)
24.1.1837
24.1.1865
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Вознесения Господня на Гороховом поле, протоиерей. Увещатель в Лефортовском частном доме (с 1838), духовник духовенства благочиннического округа Ивановского сорока (1847–1869). Уволен за штат 24.1.1865
Показать все

Награды

9.10.1826
право ношения скуфьи
апр. 1862
право ношения камилавки
Показать все

Другие сведения

Протоиерей Алексей Евдокимович Румянцев родился в 1786 году[1] в подмосковном селе Щитникове (в 9-ти в. от Москвы, по Стромынке), где родитель [Евдоким Матвеев. — Ред.] и дед его были священниками. И теперь небогатое, с деревянною церковью, в конце прошедшего столетия с. Щитниково состояло из двух или трех десятков крестьянских домов. А. Е. Румянцев помнил и рассказывал, как родитель его в сером армяке и лаптях[2] хаживал с требами к прихожанам, а рясу имел только одну и то не для Щитникова, а брал ее с собою в Москву, когда нужно было явиться к архиерею. Впрочем, до митрополита Платона не в бедных только, но и в богатых селах священники хаживали в лаптях и без рясы.

После первоначального обучения чтению и письму в доме родителя, Алексей Румянцев, 1795 года января 8 дня, на 10-м году от рождения был отдан для дальнейшего образования в Перервинскую семинарию; здесь, в течение семилетнего пребывания он, после низших наук, обучался риторике, поэзии и катехизису; здесь же, быть может, и кончилось бы его образование, но приснопамятный митрополит Московский Платон открыл в·1800 году (августа 6 дня) семинарию Вифанскую; ему хотелось иметь в своей семинарии учеников лучших, — и А. Румянцев, как один из лучших перервинских учеников, взят был в Вифанию в 1802 году прямо на философский курс. В школе Платона не было ни страха, ни скуки: новый школьник находил в ней и нового отца и новых братьев. Платон бывал в семинарии ежедневно: посещал классы, спрашивал, объяснял, поощрял учеников, заходил в столовую, назначал отдых, смотрел на игры и увеселения своих питомцев; в часы досуга он приходил иногда летом на переходы[3]; сюда сбирались к нему начальники и наставники; начиналась ученая беседа: ученики сбегались под переходы — послушать, о чем будет говорить владыка. Платон знал, что его слушают не на переходах только, но и под переходами, — и старался говорить, сколько возможно, громче. А. Румянцев скоро сроднился с Вифанией так, что даже и дома гостить не хотелось: по крайней мере, на вакации[4] он всегда являлся туда к 6-му августа, храмовому вифанскому празднику и там оставался до начала учения (1-го сентября).

Не за одни успехи в науках, но и за другие достоинства А. Румянцев был любим начальством семинарии. Так владыка Платон особенно любил его за хороший голос; ректор Гедеон — за хороший почерк письма, почему всегда заставлял его переписывать свои проповеди; префект Евгений (в последствии архиепископ Ярославский — за прямой, откровенный характер, почему всегда обращался с ним, как с товарищем. «Счастливее того времени не было в моей жизни», — говаривал о. протоиерей, вспоминая о своей школьной жизни. В архиве правления Вифанской семинарии доселе сохранились подлинные ведомости об учителях и учениках семинарии того времени. Укажем на некоторые: в ведомости за 1802 год в «списке студентов философии» Алексей Евдокимович Румянцев показан обучающимся «философии и истории, а также с греческого языка на русский и с российского на греческий переводит и говорит», причем рукою префекта Гедеона против его имени отмечено: «весьма изрядно учится». В ведомостях за 1804 и 1805 годы он значится в списке студентов <…> обучающимся «богословию и истории», — причем об успехах его рукою ректора Гедеона в 1804 году сделана отметка: «отличных дарований», — а в 1805 г.: «прилежен и успешен»[5]. Первый выпуск воспитанников Вифанской семинарии последовал не в 1806 году как бы следовало, а в 1807 году; по распоряжению митрополита Платона богословский курс продолжался три года; последний год воспитанники исключительно были заняты чтением, изучением и толкованием Библии; учителю для испытания звания учеников предписано было один раз в неделю спрашивать их: в какой книге, в какой главе находится известный текст Св. Писания. А. Румянцев состоял в первом курсе и выпущен из семинарии в 1807 году.

По окончании семинарского курса очень недолго пришлось отдыхать Алексею Румянцеву. В семинарской ведомости за 1807 год[6] он уже отмечен выбывшим из семинарии и поступившим во священника. Обстоятельства его поступления на место и посвящения во священника интересны[7]. В июле месяце 1807 года сделалось праздным священническое место в Сергиевском посаде, при ближайшей к Лавре, приходской церкви Ильинской. Митрополиту Платону хотелось заместить его кем-либо из своих вифанских питомцев. Префект Евгений указал на Румянцева, и владыка согласился. После вступления в брак и посвящения в диакона, велено было прибыть Румянцеву для принятия священства в Вифанию. Митрополит хотел рукоположить его во священника непременно сам. Днем посвящения назначено 15-е августа. Владыка служил в Лавре: «Лишь только произнес он слова тайнодействия: «Божественная благодать всегда немощная врачующи» и проч., — как залился слезами и оросил ими главу новопосвящаемого: все сослужившие и присутствовавшие при совершении таинства были так тронуты слезами архипастыря, что сами заплакали от умиления»[8]. О. Румянцев не мог видеть этих слез и не говорил о них; но твердо помнил и неоднократно рассказывал о том, что было с ним после литургии. В то время существовал обычай, — буду говорить словами покойного о. прот., — произносить, после посвящения, благодарственную речь своему рукоположителю. После литургии, когда владыка выходил из алтаря, я остановился у амвона и хотел было начать свою речь, но повеление: «Скажешь у меня в доме», — остановило меня. В доме владыки, кроме наместника Лавры и других почетных монастырских братий, было несколько лиц светских. Как только вышел владыка из внутренних покоев к посетителям, я начал свою речь. Не помню содержания ее. Само собою разумеется, она не могла произвести на присутствующих глубокого впечатления; но не таковы были чувства архипастыря. Пред ним стоял, его приветствовал вифанский питомец, первый плод его трудов, им самим рукоположенный. И вот, не кончил еще питомец своей речи, как любвеобильный пастырь зарыдал и, обратившись к иконе Спасителя, воскликнул: «Господи! Се первенец из вертограда моего»… Не помню, что еще он говорил в душевном волнении». Но чего не запомнил о. Алексей, то сохранилось в памяти других присутствовавших при этом. Вот слова архипастыря: «Каких наград, каких утешений сподобил меня Господь в нынешний день! Он удостоил меня положить камень в основание училища, и я дожил до радости видеть из сего училища первого делателя в винограднике Христовом. Вот причина моих благодарных слез к моему Спасителю; порадуйтесь и возблагодарите Его вместе со мною»[9]. После сего дан приказ наместнику взять новопосвященного за соборный стол (торжественный лаврский обед), а самому новопосвященному после обеда явиться в Вифанию к вечерне. Приказание владыки было, конечно, исполнено. Там, в Вифании, под личным наблюдением архипастыря о. Алексий обучен был священнослужению. После нескольких дней обучения, вручая ему ставленую грамоту, владыка, преподав наставление, сказал: «ставленую грамоту я тебе дарю, смотри же, никому ничего не давай за нее».

Молодой иерей, питомец Платона, лучший из студентов вифанских, вступил в свое служение и чем же встретила его новая жизнь? — Одними недостатками и бедностью. — Приход церкви пророка Илии в то время был одним из беднейших приходов Сергиевского посада, особенно потому, что при нем было два священника; для новопоступившего священника дома при церкви не было; нужно было его строить; а о. Алексей женился на бедной невесте — почти без приданого. Чем было жить при бедном приходе и где было взять денег на постройку дома? В этом затруднении помог своему питомцу владыка Платон. На Корбухе (урочище в двух верстах от Лавры), где в летнее время Платон любил прогуливаться и беседовать с учеными, где в присутствии его семинаристы упражнялись в гимнастике и представляли драматические сцены духовного содержания, было несколько построек; один из флигелей оказался ненужным; владыка приказал эконому лавры этот флигель отдать о. Алексею за дешевую цену, с рассрочкою платежа, и даже перевезти его на лаврских лошадях. Дом перевезен, поставлен, и молодой иерей утешен. «Мне у Ильи Пророка, — говаривал о. Алексей, — приходило рублей 200 ассигнац. Жить было трудно, только и утешала меня там любовь владыки, который всегда и везде оказывал ко мне особенное внимание. Бывало, например, в высокоторжественные дни вместе со старшими братьями лавры и духовенством посада являлся к нему в Вифанию с поздравлением и я. Благословив наместника лавры, он останавливался, окидывал взором предстоящих и спрашивал: «Где наш?» — Подходил я, получал благословение и первую чашку чаю». Здесь же в лавре о. Алексей познакомился с учителем Троицкой семинарии Василием Михайловичем Дроздовым, впоследствии митрополитом Филаретом. «Бывало, рассказывал о. Алексей, после каждой его проповеди в лавре, или сам он звал меня к себе на чай, или я сам заходил без зову. Бывал я у него и запросто и много раз слышал его игру на гуслях».

Недолго служил при Ильинской церкви о. Алексей. В 1811 году, по ходатайству преосвященного Августина (митрополиту Платону не хотелось отпускать его от себя — из посада), он переведен был к Московской Успенской, на Крутицах, церкви. Здесь средства к жизни значительно увеличились; но настал бедственный 1812 год, — кто из москвичей не испытал горя в том году? «Тяжелое то было время, — говаривал о. Алексей, — много горя мы видели тогда; но только тем себя и утешали, что то горе было общее». Много рассказывал и любил рассказывать о событиях 1812 года покойный о. протоиерей; но одни из его рассказов относятся к происшествиям общеизвестным, из других передадим только то, что хорошо помним и что касается лично его[10].

1-го сентября (1812 г.), в воскресенье вечером стоял о. Алексей с начальником крутицких казарм на берегу Москвы-реки и слушал его рассказы о делах военных; подъезжает курьер и объявляет приказание главнокомандующего выезжать из Москвы. «Ну, батюшка, прощайте! Спасайтесь!», — сказал собеседник и оставил его. Встревоженный печальным известием, о. Алексей побежал домой к своей жене, рассказал, что слышал, велел сбираться, сходил за причетниками (диакона не было) и пошел в церковь убирать церковную утварь. Ждать предписаний начальства было некогда, да их и не было. У них в нижней церкви, на печи, оказалось довольно большое углубление: там сложили они все лучшие церковные вещи, засыпали мусором, помолились Богу, простились и ушли. Отец Алексей в то время жил на наемной квартире; дом предместника священника еще не был им куплен; спрятав кое-что из домашних принадлежностей у одного из прихожан (Луговского), а самое необходимое взяв с собою, он с узлами на плечах, с грудным младенцем–сыном на руках, с женой, которая вела за руку другого четырехлетнего сына (Василия), 2-го сентября утром оставил Москву. Тяжелая ноша была на нем; часто нужно было останавливаться и после краткого отдыха торопиться дальше; найти подводу тогда не было возможности ни за какую цену; ехали только те, которые имели своих лошадей. Они вышли на Коломенку. Страшная картина представилась здесь их взорам! Толпы народа буквально заграждали путь; шли, ехали, бежали; стонали, плакали, кричали; один отстал от семьи, другой потерял детей; тот выбился из сил под тяжелой ношей; иной полубольной останавливался на дороге, не имея сил продолжать путь; в одной группе тосковали о родном городе, родном крове, об оставленном имуществе; в другой плакали, потому что не имели куска хлеба. Путь свой о. Алексей направил к селу Котельникам, неподалеку от Николо-Угрешского монастыря (в 15 в. от Москвы), где был священником родной брат его Феодор. Но подмосковное село было не безопаснее Москвы; неприятели, заняв город, разъезжали по окрестностям его; беглецам пришлось жить в лесу, на открытом воздухе; нужно было перекочевывать чуть не каждый день, чтобы не попасть в руки неприятелей; но сколько не бегали, как ни укрывались, не избежали их. Неподалеку от Котельников, в лесу напал на них отряд неприятелей, человек в 10 или 15; все, что было взято из Москвы, отнято, так что о. Алексей остался решительно безо всего. Не было приличной одежды, и он ходил в сером крестьянском армяке; не было хлеба и он просил его Христа ради, да часто и просить-то было не у кого, почему и нужно было иногда довольствоваться одним только картофелем, или горохом, и даже капустой; умер грудной младенец-сын, и о. Алексей сам сколачивал ему гроб, сам рыл могилу, и похоронил в лесу, не совершив над ним церковного отпевания; да тогда вблизи Москвы не младенцев только, но и возрастных было отпевать некому; священники подмосковных сел, также как и московские, заперли церкви и скрылись. В какой-то деревне приютила его с семьей добрая женщина-крестьянка; она напоила его с семьей, накормила и оставила ночевать; у нее в доме находилось до 20 чужих мальчиков и девочек, — это были дети, отставшие от своих родителей, дети заблудившиеся в лесу, сироты и т. п., которых всех она поила и кормила; долго ли прожили дети у нее и что сталось с ними после неприятеля, о. Алексей не знал. В с. Котельниках в некоторый праздник собралось человек десять священников, пошли в церковь, начали служить молебен об избавлении от неприятеля; но крик какой-то женщины: «Француз! Француз!» всех перепугал, и все разбежались; так молебен и остался неоконченным. Терпеть голод и холод, видеть слезы жены, слышать плач ребенка-сына, смотреть на пламя, пожирающее родной город, не знать, когда и чем все это кончится, какое грустное, безотрадное положение!

Во время пребывания неприятеля, однажды о. Алексей приходил в Москву, отчасти из любопытства, а более за солью; с ним был родной брат его котельнический священник Феодор. «Дошли мы с ним до Солянки, — рассказывал покойный о. протоиерей, — все выгорело, а погреба еще тлелись; соли нигде не нашли, а вместо нее набрали себе соленой рыбы в погребах, набрали столько, сколько было сил донести; чтобы не идти большими улицами, мы поворотили с Солянки к Москве-реке и хотели пробраться домой берегом реки, сначала шли благополучно; попадались французы, но нас не трогали; так дошли до набережной, что против Воспитательного дома; здесь остановились, посмотрели на Кремль и хотели было идти домой; но смотрим, от Кремля, по набережной, мчатся на конях два неприятеля; поравнявшись с нами, они остановились, остановились и мы, — бежать было поздно; — я был в крестьянском сером армяке, а брат в священническом суконном полукафтане; неприятели велели нам развязать мешки; мы развязали, они посмотрели и плюнули; после сего стали требовать денег и требовали больше от брата, так как он одет был лучше меня; денег у нас не было, неприятели сердились и кричали; мы стояли как приговоренные к смерти. Вот один из них берется за саблю, грозится, — мы кланяемся; вижу взмах сабли… неприятели ускакали, а брат упал к моим ногам, смотрю — лицо и голова у него в крови; поднял я его, повел к реке и стал промывать рану; вижу — подъезжает новый неприятель; остановился он, посмотрел на меня, указал на лошадиный помет, сделал знак, что нужно приложить его к ране, и уехал; в совете его я дурного ничего не находил и его исполнил; кровь остановилась, рана оказалась не смертельною; удар был по голове, но череп не поврежден, только срезана выше уха одна кожа с волосами; обвязавши ему голову, я потихоньку повел его к Покровской заставе, взяв с собой и один мешок с рыбой. За заставой нас встретили новые неприятели, заставляли было меня рыть картофель, но просьбы и слезы брата убедили их отпустить меня; тут же за заставой бродило много лошадей, неизвестно кому принадлежавших; один из неприятелей поймал лошадь и отдал мне. Я положил на нее мешок с рыбой и вместе с братом отправился в Котельники.

Бедственная жизнь о. Алексея вне Москвы продолжалась около полутора месяцев[11]. Когда жить близ Москвы, в виду неприятеля, за недостатком продовольствия, сделалось невозможно, а притом мало оставалось и надежды на скорое освобождение города, он с семьей отправился на Аристов погост в 15 вер. от г. Богородска; там один из причетников был ему родственник; пожив у него несколько времени, он пошел далее на север на Стромынку; в то время, как был в Москве взрыв Кремля, он был уже в Щитникове у своего родителя. Здесь, несмотря на 9-ти верстное расстояние от Москвы, хорошо были слышны страшные удары взрыва. 11 октября неприятели оставили Москву; о. Алексей узнал об этом скоро, и скоро возвратился в нее, но возвратился к новым тяжким трудам и скорбям. Жить и совершать богослужение было негде; кругом церкви дома все выгорели; верхняя церковь во имя Успения Богоматери вся выгорела, кровля на ней сгорела, а нижняя во имя свв. апп. Петра и Павла — хотя от пожара и уцелела, но в ней было все в беспорядке и все расхищено; унесено даже и то, что было спрятано на печи; уцелело только большое напрестольное Евангелие в серебряном окладе и ставленая грамота о. Алексия, сохранилось даже стекло в раме, в которую она была вставлена, несмотря на то, что найдена после неприятеля на полу, при входе в церковь, в груде мусора. Осмотревши церковь, о. Алексей пошел искать себе приюта, но приюта не было, — подвальный этаж какого-то обгорелого дома приютил его на первое время вместе с другими 20-ю или 30-ю семействами. Так бедственно было положение москвичей после наполеоновского нашествия. Впоследствии, с дозволения преосвященного Августина, он отделал для своего жилья, за собственный счет, палатку при церкви; в этой палатке и прожил все время своего служения на Крутицах[12].

Нижняя церковь, как негоревшая, освящена о. Алексеем вскоре по возвращении в Москву преосв. Августина[13]. Освятив церковь, устроив себе жилище, он в мире занялся обязанностями своего служения. Из рассказов его за это время известно, что он вскоре по возвращении своем в Москву, присутствовал при погребении Сорокосвятского священника, убиенного французами[14]; а потом, по возобновлении Архангельского собора, участвовал в крестном ходу, при перенесении мощей св. царевича Димитрия из Вознесенского монастыря в Архангельский собор, даже нес св. мощи и видел власы св. царевича[15]. Из послужного списка о. Алексея видно, что он в это время преподавал катехизис своего сочинения, — проходил должность увещателя в Таганской части и проходил не бесплодно: в том же списке значится, что в этой части им приведен к сознанию делатель фальшивой монеты. Здесь же на Крутицах, в 1816 году, по распоряжению епархиального начальства, он свидетельствовал останки одного из погребенных там архиереев[16]. <…>

О. Алексей служил при Успенской, на Крутицах, церкви 14 лет. Своим благоговейным служением, проповедничеством, сановитостью (разумеем высокий рост, крепкое сложение, черную большую бороду и сильный приятный голос) он обращал на себя внимание всех; его знали и уважали даже раскольники и единоверцы. В 1825 году протоиерей Троицкой единоверческой церкви Полубенский, по старости лет, уволен от службы; староста тамошней церкви Сарачев, вместе с другими почетными прихожанами, приехал на Крутицы и уговорил о. Алексея перейти к ним. Архипастырь Московский Филарет, давно знавший избираемого, с удовольствием утвердил избрание. На прошение прихожан о перемещении его резолюция последовала такая: «перевести со старшинством пред священником Павлом». Благословляя его на новое служение, владыка заповедал ему служить по уставу, вести себя осторожно, быть с ним откровенным, доносить подробно о всем происходящем у единоверцев и, если будет нужно, приезжать к нему во всякое время дня и ночи. О. Алексей принял с благоговением наставление архипастыря и, сколько возможно, старался выполнять его. Владыка это видел и был к нему внимателен. Через четыре месяца, после перемещения, он произвел его в протоиерея. Случай к сему представился следующий: о. Алексей просил выдать новый антиминс в новую каменную Введенскую церковь. Резолюция на прошении его последовала 1825 г. окт. 16 дня: «На основании четвертого пункта о единоверческих церквах[17] единоверческий священник имеет представить для сего книгу». Книга с чином освящения антиминса представлена; 26 окт. в Чудове монастыре последовало освящение антиминса. На том же прошении внизу владыка 28 окт. написал: «Антиминс освящен 26 октября; причем священник произведен в протоиерея. Ему поручается освящение церкви. А на звание представить грамоту»[18]. 27 окт. новый протоиерей приехал благодарить владыку за архипастырскую милость. Владыка спросил: «довольны ли прихожане, что я произвел тебя в протоиереи?». — Довольны, владыка святой, и благодарят вас, отвечал он. «Скажи им, что я произвел тебя в протоиерея не из почтения к ним, но в уважение твоих прежних заслуг». Прошел после сего год и, по ходатайству владыки, недавний протоиерей за ревностную и усердную службу награжден бархатной фиолетовой скуфьею (1826 г. окт. 9 дня). Вскоре после сего он утвержден надзирателем единоверческой типографии (1831 г. июля 29 дня).

Не многие из московских протоиереев того времени пользовались таким вниманием архипастыря. «Бывало, — рассказывал покойный протоиерей, — после каждого приезда владыки из Петербурга являлись к нему все благочинные, являлся вместе с ними и я, как благочинный единоверческих церквей. Выслушав донесения о благосостоянии церквей от других благочинных, он обращался ко мне и спрашивал: «Ну! Как у вас о. протоиерей?». — И так, и сяк, Ваше Высокопреосвященство. — «Вот отцы святые, — он всегда так мне отвечает. Останься; расскажешь подробности». Я оставался, рассказывал ему откровенно и рассказывал многое. Случалось мне бывать у него с донесениями и ранним утром и поздним вечером». Так прошли первые годы его служения у единоверцев; Господь помог ему в эти годы присоединить из раскола к единоверию до 50-ти человек[19]. Но чья жизнь прошла без испытаний и скорбей? Не избежал сего и о. Алексей. Здесь же при единоверческой церкви начались и его скорби.

Избравши о. Алексея к себе во священника, прихожане хотели видеть в нем точного исполнителя всех своих, иногда не вполне справедливых желаний; требовали, напр., чтобы всякое праздничное всенощное бдение продолжалось непременно шесть часов. О. Алексей старался исполнять их желания, но не было никакой возможности исполнить их всегда точно, и вот явились недовольные. Начались жалобы. Владыка был на стороне о. протоиерея; жаловались ему в Москве, жалобы неслись и в Петербург к нему, когда он бывал там; однажды единоверцы пожаловались, что их протоиерей не допускает, или, что вернее, неохотно допускает до служения в своей церкви приезжающих в Москву за сбором архимандритов и иеромонахов единоверческих монастырей. Владыка узнал об этом в Петербурге и оттуда писал своему викарию преосвященному Иннокентию: «Единоверческие монахи не хорошо делают, что бродят. Протоиерей, думаю, опасается от них не столько ущерба в доходах, сколько толков. Но и сурово с ними поступать жаль»[20]. Это было в 1827 году. В 1830-м году умерла жена о. протоиерея[21]. Покойная просила своего мужа отпеть ее в церкви православной и похоронить на Калитниковском кладбище; завещание ее было исполнено в точности; единоверцы усматривали в этом презрение к их храму, и число недовольных увеличилось. Смерть жены, неудовольствия с прихожанами и особенно грудная болезнь, значительно ослабившая силы о. Алексея, столь необходимые для продолжительных единоверческих служений[22], заставили его, наконец, в 1835 году просить владыку о перемещении на другое место. Владыка ободрял его, утешал, просил, дозволил, насколько возможно, сокращать всенощные бдения; но как просьбы учащались и проситель оставался непреклонным, митрополит дал слово отвести его и в январе 1837 года переместил его к Вознесенской, на Гороховом поле, церкви.

Настоятелем Вознесенской церкви о. Алексей был ровно 28 лет[23]. Столь долговременное служение при церкви человека с твердым характером, ревностного к делу и опытного в жизни, конечно, не могло быть бесплодным; но деятельность приходского пастыря, по большой части, остается незаметною, если не выходит за пределы прихода, церкви и семьи. Правда, в течение времени служения при Вознесенской церкви о. Алексей проходил и особенные должности: был, например, увещателем в Лефортовском частном доме с 1838 года, был духовником духовенства своего благочиннического округа с 1847 по 1869 год, но эти должности немного отвлекали его от исполнения прямых обязанностей по приходу. В храме служил протоиерей Румянцев ревностно, благоговейно, почти ежедневно и довольно продолжительно; праздничное, например, всенощное бдение при нем продолжалось более двух часов; зимой всенощных бдений он не допускал, а служил утрени, начиная их одновременно с монастырями. Утреннее правило обыкновенно вычитывал до благовеста, наизусть, при свете лампады; вычитавши правило, если наступало время благовеста, а причетник не являлся за благословением к благовесту, он иногда выходил на крыльцо и несколько раз кашлял, чем давал знать церковному сторожу разбудить причетника; пение церковное любил тихое; диаконов — не громогласных. Беспорядков в храме не мог терпеть равнодушно и если когда что-либо замечал за кем, строго выговаривал, не обращая внимания на то, кто был нарушитель благочиния — член ли причта, почетный ли прихожанин, или посторонний (не своего прихода) богомолец, но таким строгим он являлся только в храме и на службе, вне же храма и особенно в своем доме был снисходителен, приветлив и ласков; вспыльчивость, за которую некоторые осуждали его, проявлялась в нем вследствие его особенной ревности к точному исполнению своих обязанностей; притом она проявлялась ненадолго; стоило только возбудившему ее извиниться, он тотчас все прощал и прежняя его приветливость возвращалась. Вообще, он имел характер твердый, прямой, откровенный, льстить не умел, правду не боялся сказать в глаза кому бы то ни было; резкие замечания его приходилось выслушивать и членам причта и прихожанам, но при всем том его любили и уважали как те, так и другие. Круг его знакомства ограничивался одними ближайшими родными, да и к ним он выезжал редко, почему его почти всегда можно было застать дома. В семейной жизни он[24] отличался простотою и бережливостью, но без неряшества и скудости; когда нужно и где нужно, он щедро благотворил. В свободное время он, когда имел твердое зрение, любил читать и читал много, читал даже за чаем, читал иногда и за обедом.

Находясь при Вознесенском приходе, вниманием преосвященного митрополита Филарета о. Алексей здесь уже не пользовался таким, каким пользовался при церкви единоверческой; причиной сего было то, что он ушел оттуда, как высказывал нередко сам владыка (например, прот. Другову). В апреле 1862 года о. протоиерей был награжден бархатною фиолетовою камилавкою; в октябре того же года, по случаю исполнившегося 50-летия достопамятного 1812 года, он, как состоявший на службе в сане иерея в том году, был вызван для служения с архипастырем в Успенский собор[25]. В 1864 году, когда по старости лет, он решился сдать свое место внуку–диакону, владыка сказал в ответ на его просьбу: «послужи еще сколько-нибудь», и это говорил несколько раз, в течение целого года, после всякой новой просьбы его об увольнении. В 1865 году просьба его была исполнена, внук–диакон произведен во священника на его место, но при этом внуку–преемнику сказано архипастырем: «При каких счастливых обстоятельствах ты вступаешь в служение! Какого опытного ты будешь иметь руководителя!». Владыка знал, что старец будет жить у внука. В то же время сделано распоряжение, в утешение старца, священническую и протоиерейскую грамоты оставить при нем и дозволено служить ему, когда пожелает.

Уволенный в заштат на 81-м году от рождения, о. протоиерей Ал. Ев-ч в первые годы был довольно бодр, мог служить, служил один и нередко; духовенство округа просило его и в заштате остаться по-прежнему на должности духовника; он согласился и нес эту должность более пяти лет. На 85-м году, силы его заметно упали, особенно ослабело зрение и одряхлели ноги, так что от служений он стал уклоняться, а от должности духовника отказался. Прошел еще год, старец слабел, редко выходил, мало говорил, постоянно сидел или лежал; он, вероятно, думал об исходе, думал о небесном, но совершенно неожиданно ему напомнили о земном. 26-го октября 1871 года имело исполниться 46 лет его служения в протоиерейском сане; духовенство того округа, в котором он был 22 года духовником, предполагало, совершив в тот день торжественное служение в храме Вознесения, принести ему поздравление и благожелание. Было получено на сие и благословение архипастыря. Родственники сочли обязанностью предварительно сказать об этом о. протоиерею. Сказали, и получили ответ: «Что? Когда они собираются меня хоронить-то?». — «Не хоронить Вас думают, а помолиться о Вашем здоровье». — «Нет, сбирались бы уже хоронить меня; а я к ним не выйду». После такого решительного отказа, духовенство оставило свое предположение; но вышло так, что должно было исполнить то, к чему приглашал старец. На другой же день, после предполагаемого празднества, 27-го октября он слег в постель и более не вставал. 1-го ноября был напутствован Св. таинствами: покаяния, причащения и елеосвящения, а 5-го и дух свой предал Господу; время благовеста к утренней службе, которого он, бывало, ожидал с таким нетерпением, было временем его отшествия в вечный покой. 8-го ноября преосвященным епископом Дмитровским Леонидом, который более 20-ти лет знал покойного, совершена литургия и отпевание его. В отпевании участвовало все духовенство благочиннического округа; надгробная речь сказана священником Успенской, на Покровке, церкви о. Ильей Касицыным; собрание народа, несмотря на самую неблагоприятную погоду и продолжительность отпевания, было чрезвычайно огромное. В 4 часа тело почившего предано земле на Калитниковском кладбище.

При торжественном отпевании протоиерея Алексея Евдокимовича Румянцева нельзя было не вспомнить о приснопамятном архипастыре московском митрополите Платоне. Какое замечательное сочетание обстоятельств! В гробу лежал первый воспитанник основанной митрополитом Платоном семинарии, — воспитанник, глава которого при хиротонии в иерея орошена слезами Платона. Храм, в котором совершалось отпевание, заложен по благословению митрополита Платона и освящен самим Платоном. Антиминс, на котором приносилась бескровная жертва о упокоении новопреставленного, священнодействован митрополитом Платоном. Евангелие, по которому возвещались при погребении глаголы живота вечного, вклад в Вознесенскую церковь, с собственноручною подписью, митрополита Платона. Литургию и отпевание совершал святитель, бывший ректором основанной Платоном Вифанской семинарии.

Вечная память в Бозе почившему протоиерею Алексию!

_____________

[1] [Младенец Алексей родился 12 февраля 1786 года, был крещен 16 февраля; восприемники: крестьянин села Щитникова Алексей Васильев и жена пономаря села Гребенева Андрея Петрова Матрена Трифонова ([Метрическая] ведомость Московского уезда Вохонской десятины дворцового села Щитникова Димитриевской церкви … Л. 254). — Ред.]

[2] После моровой язвы (бывшей в Москве в 1771 г.), на другой или третий год родитель его купил себе сапоги, — рассказывал о. протоиерей, — прихожане узнали об этом, пришли к нему в дом и просили показать диковинную вещь: долго рассматривали и после, когда он шел в сапогах в церковь, останавливались и смотрели не на него, а на сапоги.

[3] Так ученики называли крытую галерею, находившуюся с лицевой стороны, вдоль всего второго этажа нынешнего старого корпуса.

[4] [Перерыв занятий в учебных заведениях; каникулы. — Ред.]

[5] В архиве правл. Виф. семинарии связка дел под заглавием: Некоторые бумаги из дел правл. Виф. семинарии за года: 1802, 1804, 1805 и 1807.

[6] Там же, ведом. 1807 г. об учителях и учениках семинарии.

[7] Обстоятельства его посвящения во священника описаны нами со слов его.

[8] Спасо-Вифанский монастырь / [Соч.] С. Смирнова. М., 1869. С. 47, 48.

[9] Там же, стр. 48.

[10] Рассказы покойного прот. после того, как были воспроизведены и записаны нами, были прочитаны в кругу родных и лиц хорошо его знавших.

[11] Неприятель вступил в Москву 2 сентября, вышел из нее 11 октября. О. Алексей возвратился в Москву около 15 октября.

[12] Дом предместника священника во время нашествия неприятеля сгорел. А. Ев-ч, на месте сгоревшего, построить новый дом средств не имел.

[13] Верхняя оставалась без освящения до 17 мая 1823 года.

[14] Сорокосвятский священник Петр Святославский изрублен французами близ западных дверей своего храма; русские похоронили его, но похоронили без отпевания; по выходе неприятеля он был вынут из земли, отпет и погребен в Новоспасском монастыре.

[15] В журнале Москов. попечит. о бедных духовного звания 1824 г. июля 5-го дня значится: «Московского Вознесенского монастыря священник Иван Яковлев, при разграблении в 1812 г. неприятелем Московского Архангельского собора, спас нетленные мощи св. благоверного князя Димитрия, перенеся оные в девичий Вознесенский монастырь в виду неприятеля, за что столько был от него мучим, что в том же году умер. За каковую услугу жене священника вдове по указам Святейшего Синода выдано на вспоможение сперва 160 руб., а потом 800 руб.; сверх сего по Высочайшему повелению 1000 руб.».

[16] Иларион (Григорович; 1696–3.12.1759), епископ Крутицкий (Сарский и Подонский).

[17] [«Четвертый пункт о Единоверческих церквах читается так: "Церкви для старообрядцев освятить Вашему Высокопреосвященству по старопечатным книгам, или по благословению Вашего Высокопреосвященства, старообрядческим священникам, и да будут антиминсы освященные при вышепоименованных патриархах (т.-е. Иов, Ермоген, Филарет, Иоасаф и Иосиф), или вновь освящены быть имеют Вашим Высокопреосвященством по старопечатным книгам и изображены так, как доказано в старопечатном потребнике". Шестнадцать пунктов о Единоверческих церквах были поданы московскими старообрядцами Московскому митрополиту Платону в 1800 году» (Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского …Т. 1. С. 546). — Ред.]

[18] В архиве Моск. дух. консистор. дела 1825 г. № 64.

[19] Значится в послужном списке.

[20] Прибавл. к Твор. Св. Отцов 1871 года, кн. 3, стр. 479.

[21] Анисья Филипповна скончалась 37 л. от роду; в супружестве с ним жила 23 года.

[22] В клировой ведомости, в статье: «из ученых кто сколько проповедей говорил?» отмечено об о. Алексее: «за чрезмерною продолжительностью службы, а особенно потому, что прихожане не принимают изустных поучений, проповедей не говорил, а вместо оных на утренних и всенощных бдениях читал толковое поучение из Евангелия и Пролог». Справка при деле о переведении его к Вознесенской цер. Арх. М. дух. кон.

[23] 24 января 1837 г. он переведен к Вознесенской церкви; 24-го января 1865 г. остался за штатом.

[24] Протоиерей Румянцев имел одного только сына, который был диаконом при московской Николо-Толмачевской церкви. В 1851 году сын его помер, оставив после себя шесть человек детей; жена его умерла раньше его. Отец протоиерей был и опекуном и благодетелем своих внучат–сирот.

[25] Вместе с ним в 1862 году были вызваны для служения в соборе еще два московских священника с крестами на персах за 1812 год. Это — церкви Зачатия, в углу Китай-города, Александр Васильевич Красовский и церкви Саввы Освященного на Девичьем поле, Иван Диомидович Никольский.

Текст: Священник Василий Руднев. Протоиерей Алексей Евдокимович Румянцев : [Некролог]. М., 1872. 20 с.

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию