Сергий (Тихомиров Георгий Алексеевич), митрополит

В письме от 16 января 1910 года к владыке Макарию (Невскому) архиепископ Николай (Касаткин) писал: «Преосвященный Сергий все более и более являет себя превосходным миссионером. По-японски говорит уже так свободно, что произносит проповеди большим собраниям язычников и его отлично понимают и награждают аплодисментами по японскому обычаю. Христиане же везде ждут его и жаждут его назиданий, и он почти постоянно в путешествии по церквам. <…> Нисколько он не устал от жизни в Японии; напротив, все больше и больше нравится ему миссионерское служение, и он располагает всю жизнь свою отдать этому служению. Укрепи его Бог в этом его добром настроении!»  («Я здесь совершенно один русский...» : Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии …С. 73).

  • Дата рождения: 3.6.1871
  • Место рождения: Новгородская губ., Новгородский уезд, с. Гузи
  • Дата смерти: 10.8.1945
  • Место смерти: Япония, г. Токио. Погребен на кладбище Янака, рядом с гробницей его учителя — равноапостольного Николая Японского

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Новгородское духовное училище
окончил
1892
Новгородская духовная семинария
1892
1896
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания. За свое кандидатское сочинение «Черты внутренней церковной жизни Новгорода Великого (преимущественно по писцовым книгам) в период от 1478 до 1613 года» был удостоен почетного отзыва Совета академии
25.9.1905
Санкт-Петербургская духовная академия
удостоен степени магистра богословия. Тема диссертации: «Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой книге Водской пятины 1500 года (в связи с общими условиями жизни)»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

26.8.1895
пострижен в монашество с именем Сергий во имя преподобного Сергия Радонежского. Постриг совершал ректор Санкт-Петербургской академии епископ Никандр (Молчанов)
2.12.1895
рукоположен во иеродиакона в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга
4.12.1895
рукоположен во иеромонаха в соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга
1896(?)
возведен в сан архимандрита
6.11.1905
хиротонисан во епископа митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) в Троицком соборе Александро-Невской Лавры
1.5.1921
возведен в сан архиепископа
2.4.1931
возведен в сан митрополита указом Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
17.8.1896
осень 1905
г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская духовная семинария, ректор (до 6.10.1899 — инспектор, с 12.7 по 7.8.1897 исполнял обязанности ректора), архимандрит. Читал лекции по Священному Писанию. Инспектор ежегодных педагогических курсов и курсов церковно-приходских школ. Вице-председатель религиозно-философских собраний (1901–1903). Принимал участие в торжествах прославления великого Угодника земли Русской преподобного Серафима, Саровского Чудотворца (1903). В период его ректорства семинария обеспечивала студентов индивидуальной учебной формой, которая поступала в постоянное и полноправное их владение. По его инициативе начато возведение четвертого этажа к трехэтажному семинарскому зданию
6.11.1905
21.3.1908
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, Ямбургское викариатство , епископ, ректор Санкт-Петербургской духовной академии (назначение состоялось 12.10.1905), председатель правления академии. Состоял цензором академических журналов «Церковный вестник» и «Христианское чтение»; рецензировал проповеди студентов I–II курсов, а также осуществлял цензуру некоторых магистерских диссертаций. В период его ректорства «в академии проводились масштабные ремонтные работы: осуществлены расширение и ремонт академической больницы, переустройство бани и устройство новой крыши на главном академическом корпусе, устройство в библиотеке шкафов, исправление водопровода и печей»
21.3.1908
19.5.1912
Токийская и Японская епархия (Японской Миссии) РПЦ, Киотское викариатство, епископ (прибыл в Токио 14.6.1908), помощник начальника Русской духовной миссии в Японии. В авг. 1908 сопровождал архиепископа Николая (Касаткина) в поездке в г. Осаку, где строилась православная церковь. Во время трех посещений Южного Сахалина, аннексированного Японией после поражения России в Русско-Японской войне (1904–1905) , добился возвращения храмов верующим и бесплатной аренды церковной земли (1909-1911). Участвовал в Общесибирском миссионерском съезде в Иркутске (24.7–5.8.1910)
19.5.1912
4.9.1940
Токийская и Японская епархия (Японской Миссии) РПЦ, митрополит (до 1.5.1921 — епископ, до 2.4.1931 — архиепископ), начальник Русской духовной миссии в Японии. В 1913 учредил новый научно-богословский журнал «Сэйкёо Ситёо» (Направление Православной Мысли), ориентированный на повышение образовательного уровня катехизаторов и священнослужителей. В структуре Японской церкви был учрежден новый церковный орган — церковный совет, открыт филиал Токийской духовной семинарии в г. Осака. В 1916 его трудами в Хакодате была построена церковь Воскресения Христова — второй каменный храм после столичного собора Никорай-до. С 1921 в ведение Токийской епархии перешла Русская духовная миссия в Корее. В сент. 1922 владыка принимал участие в архиерейском совещании в Никольске-Уссурийском. После разгрома большевиками Приамурского Земского правительства (1922), владыка помог многим русским беженцам, включая духовенство, найти на время приют в Японии. В 1925–1928 издавал на свои собственные средства православный журнал «Акэбоно» (Заря). Подписал «Декларацию» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 г. Им были собраны необходимые средства для восстановления собора Воскресения Христова (Никорай-до) в Токио, который серьезно пострадал во время сильнейшего землетрясения в сент. 1923 (его освящение состоялось 16.12.1929).
4.9.1940 был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Японской миссии мирянину Арсению Ивасава. Продолжал окормлять духовных чад в домовом храме во имя преподобного Сергия, устроенном им в помещении бывшей протестантской миссии. В мае 1945 арестован японскими властями и подвергнут тюремному заключению по подозрению в шпионаже в пользу СССР
Показать все

Награды

1897
право ношения набедренника
1899
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»), награжден «за труды на благо Санкт-Петербургской духовной семинарии» (РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 806)
1902
орден св. Анны 2-й степени, награжден «за труды на благо Санкт-Петербургской духовной семинарии» (Там же)
6.5.1905
орден св. Владимира 4-й степени
1908
орден св. Саввы (Сербия) 1-й степени («от короля Сербского Петра I Карагеоргиевича»)
1913
орден св. Анны 1-й степени («от страстотерпца Императора Российского Николая II»)
30.4.1928
право ношения креста на клобуке, награжден «за архипастырские труды и успехи по восстановлению Воскресенского собора в Токио»
6.11.1935
право предношения креста за богослужением, награжден «к 30-летию архиерейства и 40-летию монашества»
Показать все

Другие сведения

Будущий митрополит Сергий был четвертым ребенком в семье Тихомировых. «Крещен был во имя св. прп. Сергия Валаамского, а покровителем в монашестве для него стал св. прп. Сергий Радонежский[1]. <…>

В 1892 г. окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1895 г. во время учебы в Санкт-Петербургской духовной академии пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха, в 1896 г. окончил академию с присвоением степени кандидата богословия с правом соискания степени магистра без нового устного испытания[2]. В 1899 г. возведен в сан архимандрита и определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Вместе с будущим владыкой курс закончил Василий Дмитриевич Быстров, будущий архиепископ Феофан, который был его близким другом. В будущем через младшего брата владыки отца Иоанна они породнились. Последний женился на снохе отца Феофана — Анне Васильевне Преображенской. Вторым другом и однокашником владыки был Дмитрий Львович Тогатов, которого он познакомил со своей младшей сестрой Олимпиадой, моей прабабушкой.

О дальнейшем служении Церкви митрополита Сергия написано уже достаточно много[3], но пока его жизнь и служение еще имеет много темных пятен и по-прежнему нуждается в более полных исследованиях. Задачей же этой статьи является освещение семейных преданий и введение в научный оборот информации о родственных связях митрополита Японского Сергия (Тихомирова).

Владыку Сергия любили в семье, он был для всех заботливым старшим братом. У всех детей моей прабабушки он был крестным отцом. Он устроил семейную судьбу своих младших сестры и брата, помогал им материально, а когда уже опасался даже писать на Родину, чтобы не скомпрометировать родных зарубежной перепиской (после 1937 г.), то за всех горячо молился. Молитва митрополита Сергия спасала их во время Великой Отечественной войны. Моя мама вспоминала, что во время тяжелого времени эвакуации из блокадного Ленинграда в прифронтовой Куйбышев, семья часто находилась на грани голодной смерти. Тогда бабушке или прабабушке снился ночью владыка, и утром приходила неожиданная спасающая помощь.

Родные вспоминали, что владыка Сергий был большим постником. Семья прабабушки жила в Тихвине, и, когда на торжества в монастырь приезжал епископ Сергий, то на монастырской праздничной трапезе, будучи человеком деликатным, он лишь делал вид, что вкушает, на самом же деле прятал в салфетку те яства, которые считал для себя скоромными.

В 1905 г. он был удостоен степени магистра богословия, а 6 ноября того же года состоялась его хиротония в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, после чего он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Почему в 1908 г. он был отправлен в Японскую духовную миссию? В то время это называлось почетной ссылкой. В семье осталось предание, что было на это две причины. Первая — он пошел на поводу академистов и отпел лейтенанта П. П. Шмидта как убиенного, что имело негативный политический оттенок. Вторая причина — дело Григория Распутина. Дело в том, что ко Двору «старца» привели будущий митрополит и его ближайший друг, в то время негласный духовник царской семьи епископ Феофан (Быстров), восхитившись духовными дарованиями Григория. Однако со временем они оценили это явление, как отрицательное, что губительно сказалось на их собственных карьерах. В семье бытовала легенда, что Распутин прибыл к владыке, просил принять, но получил отказ. Служители просили владыку этого не делать, мол, Григорий принят при Дворе. На что последовал резкий ответ: «Ну, пусть и шляется по дворам!» Возможно, это и имело место, однако, скорее всего, подлинной причиной явилось то, что в управлении хозяйством духовной академии епископ Сергий легкомысленно доверился эконому М. Успенскому, результатом чего стала крупная растрата, и позор казнокрадства пал на владыку[4].

Японская миссия и по своей удаленности, и климату была очень трудным местом. Святитель Николай (Касаткин), будучи необыкновенным по человеческим меркам проповедником православия в Стране Восходящего солнца, подвижнические труды которого до сих пор вызывают восхищение, не мог найти продолжателей своего дела[5]. В Миссию, по недосмотру со стороны Св. Синода, часто присылались неблагонадежные служители. Практически никто не задерживался надолго, даже будущий патриарх Сергий (Страгородский) не смог долго вынести служения в Миссии. Нехорошая молва опередила епископа Сергия в Японии, и владыка Николай встретил его настороженно. Однако это первое заочное негативное впечатление владыки Николая о преосвященном Сергии (Тихомирове) вскоре, при их личном общении, начало изменяться к лучшему, хотя некоторая настороженность еще оставалась. «До Литургии зашел в комнату Преосвященного Сергия, уже убранную им привезенными с собой вещами: божница сияет прекрасными образами, столы альбомами, адресами и разными другими подношениями ему; образа тоже почти все — подношения ему от разных мест и лиц, где или с которыми он служил. Я изумлен был памятниками любви, оказанной ему так ясно и так многими. Вероятно, для привлечения сей любви немало послужили и растраченные им суммы Санкт-Петербургской Семинарии и Академии; но не все же это; несомненно, больше того послужили к приобретению любви прекрасные качества его души; и я значительно изменил о нем мнение, навеянное письмами о нем из России. Кстати, он, рассказывая о разных интригах против него и против Митрополита Антония (Вадковского), который очень покровительствовал ему, прослезился»[6]. Одно из таких приношений сохранилось в нашей семье — мельхиоровое блюдо с дарственной надписью: «От благодарных трезвенников отцу Сергию (Тихомирову) в день тезоименитства». Это подарок с первого места служения владыки — храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

Вскоре стало ясно, что епископ Сергий — истинный христианин, что его усердие и подвижничество доказали это, а его неумение распоряжаться деньгами происходило не от алчности, а от доверчивости, из-за чего он готов был отдать деньги любому просящему. Святитель Николай, передавая владыке дела миссии, старался его от расточительности постепенно отучивать …» (Семейные хроники священнического рода Тихомировых ...С. 112–114).

«Если при архиепископе Николае произошел стремительный расцвет японского православия, поддерживаемый Россией, то при его преемнике митрополите Сергии начинается крушение Российской империи, средства на миссию перестают поступать, отношения между государствами стремительно ухудшаются, и для Японской Православной Церкви наступает тяжелейшее время испытаний.

Для митрополита время между двумя мировыми войнами было наполнено подвижническими трудами на благо вверенной ему миссии, о чем подробнейшим образом написано в магистерской диссертации протоиерея [храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице] Георгия Преображенского «Проповедь православия в Японии: митрополит Японский Сергий (Тихомиров)». Насколько было это время тяжелым? Оклеветанный, оторванный от родных и Родины, он подвизался в чужой стране, зачастую не имея близких по духу людей. В сложное послереволюционное время и до конца своих дней владыка остается верен Московскому Патриархату. Им вместе с японской паствой было пережито крупнейшее землетрясение, когда в 1923 году рухнул кафедральный собор в Токио, и было необходимо из руин его восстанавливать. Японская паства очень любила своего святителя, под руководством которого молодая Японская Церковь смогла восстановить уже в 1929 году Токийский собор Воскресения Христова (его народное название дано в честь святителя Николая Японского — Никорай-до).

Архиепископ Сергий (Тихомиров), преодолевая трудности политического и финансового порядка, с которыми столкнулась православная миссия в Японии, постоянно объезжал свою епархию в Японии (а также и приходы в Корее, находящиеся некоторое время в ведении Японской православной духовной миссии), заботился о школах, куда местные жители и русские эмигранты охотно отдавали своих детей, потому что им давали хорошее образование, а вместе с тем приобщали и к православной русской культуре.

Однако церковная жизнь Японской Православной Церкви, в силу сложившихся внешних и внутренних обстоятельств, все равно неумолимо приближалась к кризису, приведшему к изменению ее внутреннего церковного устройства и канонического положения, к сворачиванию работы Православной духовной миссии в Японии. На Соборах ЯПЦ в 1920–1930 годах велись жаркие дискуссии по различным насущным вопросам церковной политики, обсуждались методы реформирования церковного управления.

2 апреля 1931 года, ко дню Святой Пасхи, преосвященный Сергий был возведен Московской Патриархией в сан митрополита. Однако в условиях нарастающего милитаризма и национализма в Японии продолжали усиливаться противомосковские настроения со стороны японского государства и среди некоторых кругов японской паствы[7].

5 сентября 1940 года митрополит Сергий, не порывавший связи с московской церковной властью, вынужден был отойти от управления Японской Православной Церковью, т. к. под влиянием светских властей в Японии возобладала политика полного отделения ЯПЦ от Русской Православной Церкви. В сентябре 1940 г. в Токио начались официальные переговоры о заключении японо-германского военного союза, направленного против США и Советской России.

В конце войны, в 1945 году, митрополита Сергия, находящегося в Токио на вынужденном покое, светские власти, посчитав русским шпионом, арестовали, как когда-то и в Советской России местные власти так же под надуманными предлогами репрессировали его братьев как японских шпионов.

Владыка Сергий в военные годы, насильно отторгнутый от паствы, оставаясь без официальных средств к существованию и бедствуя, неожиданную поддержку, не давшую ему умереть от голода, получил со стороны немногочисленных представителей его паствы, сохранивших в это страшное время верность ему, а также и от англиканских миссионеров в Японии. В начале своей миссионерской деятельности в Японии владыка Сергий, познакомившись с обширной социальной деятельностью инославных духовных миссий в Японии, однажды сказал, «что глубоко верит, что те, которые откололись от нас, по силе церковной молитвы, снова соединятся в единое стадо с нами; и глубоко убежден, что англиканская церковь скорее других подаст нам руку общения»[8].

В 1943 году для претворения советских внешнеполитических планов было разрешено восстановить в Советском Союзе патриаршество, тогда на территории России оставалось всего три митрополита. Один из них, митр. Сергий (Страгородский), стал 12 сентября 1943 года Патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) был вызван в Москву для возобновления прерванных в 1940 году канонических связей ЯПЦ с Московским Патриархатом. Но японские власти, для удержания основной части клира и прихожан ЯПЦ в отрыве от Москвы, его не выпустили, опасаясь также использования митр. Сергия в интересах советской разведки.

12 мая 1945 года, в субботу Светлой пасхальной седмицы, митр. Сергий был арестован по подозрению в шпионаже в пользу СССР. Через 40 дней был отпущен на свободу, однако его здоровье было окончательно подорвано. Ему было уже 74 года, у него было больное сердце, и, как он сообщал в конце своего заключения 16.06.1945 в письме в Посольство РСФСР в Японии, тюремные врачи ежедневно его лечили дигиталисом. Этот препарат, в небольших дозах оказывающий лечебное воздействие на больного, в больших дозах приводит к остановке сердца. <...>

Митрополита Сергия похоронили на церковном кладбище Янака в Токио, рядом с его наставником архиепископом Николаем Японским» (Митрополит Японский Сергий (Тихомиров): К 75-летию со дня его смерти и окончания Второй мировой войны ...С. 8–10).

«Многие японские православные верующие чтут сегодня память митрополита Сергия, считают, что его неустанное миссионерское служение в течение 37 лет в Японии являет собой пример живой ревности о проповеди православия. Его жизненный подвиг почитается как мученический и исследуется сейчас с тем, чтобы, если на то будет Божия Воля, прославить его в лике святых» («Ложечка соли» …).

_____________________

[1] Преображенский Г. Н., прот. Проповедь православия в Японии: митрополит Японский Сергий (Тихомиров) : дисс. на соиск. степени магистра богословия. СПб., 2013. С. 7.

[2] Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии 1814–1892, 1894, 1896–1917 гг. // Сайт А. А. Бовкало. URL: https://petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения 05.09.2020).

[3] См.: Горбунов И. Г. «Все я потерял, но не потерял одного — веры в Бога». Архипастырская и духовно-просветительская деятельность митрополита Сергия (Тихомирова). К 75-летию со дня кончины // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 186–208; Карпук Д. А. Церковно-административная деятельность митрополита Сергия (Тихомирова) в период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1905–1908) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 209–224.

[4] Благодарим за проведенное исследование этого непростого вопроса протоиерея Николая Преображенского, вскрывшего истинные причины почетной ссылки, ибо «неудобная» правда лучше «благочестивой» лжи.

[5] См.: Карпук Д. А. История взаимоотношений святителя Николая Японского с Санкт-Петербургскими митрополитами (1860–1912) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 2. С. 130–138; Горбунов И. Г. Миссионерский путь священномученика Андроника (Никольского) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 211–217.

[6] Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 5. СПб.: Гиперион, 2004. С. 399–400.

[7] С началом Второй мировой войны в 1939 году положение сильно изменилось. Все русское попало в немилость японских властей, митрополит стал восприниматься как русский шпион, и для него наступило время восхождения на Голгофу <…>

[8] Сергий (Тихомиров), еп. Миссионерские радости // Христианское чтение. 1911. № 2. С. 204.

 

В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные Верой Борисовной Казариной, правнучатой племянницы митрополита Сергия (Тихомирова).

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию