Клавдиан (Моденов Иван Матвеевич), архимандрит
«Старейший архимандрит («стаж» — более 50 лет), <…> отличавшийся прекрасной памятью и познаниями в истории Русской Церкви последнего периода, простотой, доступностью и духовной мудростью» (Сергий (Голубцов), протодиакон. Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет … С. 99, 200).
- Дата рождения: 20.1.1901
- Место рождения: Тамбовская губ., Липецкий (или Борисоглебский ?) уезд, с. Петровское
- Дата смерти: 21.9.1987
- Место смерти: Новгородская обл., г. Старая Русса. Погребен в пещерах Псково-Печерского монастыря
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Ист.: За Христа пострадавшие в Средней Азии и Казахстане ... Архимандрит Клавдиан.
Ист.: Женское православное подвижничество в России ...С. 578 Настоятель Георгиевского храма архимандрит Клавдиан. Новгородская обл., г. Старая Русса.
Ист.: Архимандрит Клавдиан (Моденов) ... Слева направо (сидят): архимандрит Хрисанф (Чепиль), его мама Дарья Петровна и архимандрит Клавдиан (Моденов).
Ист.: «Человек веры и человек Церкви» ... Духовенство Успенского кафедрального собора: первый ряд, в центре — архиепископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Борис (Холчев), слева направо — Серафим (Суторихин), прот. Федор (Семененко), архимандрит Клавдиан (Моденов). Ташкент, 1950-е.
Ист.: «Самая упорная борьба всей моей жизни была за свободу церкви – дорогая душе моей идея» ... Слева направо: протоиерей Михаил Елагин, архимандрит Клавдиан (Моденов), митрополит Никодим (Ротов), протоиерей Анатолий Малинин.
Ист.: Странички истории из жизни Новгородской епархии ... Ч. 2. С. 17 Отпевание диакона Федора Войтко (+1973). Кадит архимандрит Клавдиан (Моденов), за ним отец Ефрем, архимандрит Агафангел (Догадин) и протоиерей Иосиф.
Ист.: Странички истории из жизни Новгородской епархии ... Ч. 2. С. 46 Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) и архимандрит Клавдиан (слева).
Ист.: Архимандрит Клавдиан (Моденов) ... У владыки Мелитона (Соловьева) на именинах (он сидит в центре), слева от него — архиандрит Клавдиан, справа — профессор-протоиерей Михаил Сперанский. Нач. 1970-х.
Ист.: Архимандрит Клавдиан (Моденов) ... Архимандрит Клавдиан (Моденов).
Ист.: За Христа пострадавшие. Кн. 8. Т. 1. С. 488
Другие сведения
Будущий архимандрит Клавдиан (в миру Иван Матвеевич Моденов) родился 20 января 1901 г. Родители его — крестьяне с. Петровского Борисоглебского (или Липецкого) уезда Тамбовской губернии. В 1913 г. окончил 3-годичное земское училище. С 1915 г. — в Вышенской пустыни вплоть до ее закрытия в 1923 г. В 1924-м принял монашеский постриг и рукоположен во иеродиакона в г. Моршанске викарным епископом Иоанном (Георгиевским), в 1926 г. — во иеромонаха в церкви села Царицыно (около Люблино) епископом Кирсановским Стефаном (Гнедовским). Служил до войны в Тамбовской и Московской областях. С 1934 по 1940 гг. отбывал заключение в Амурлаге.
В 1941 г. попал на фронт простым солдатом. В 1942 г. оказался в плену в г. Изюме Харьковской обл. В том же году из плена бежал, был арестован и осужден. В 1944 г. с отступавшими частями немецкой армии был эвакуирован в Австрию. До января 1945 г. служил сверхштатным священником Никольского собора г. Вены.
Из плена вернулся в 1946 г. и в июле поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Из лавры был направлен на приходское служение, сначала в Рязань (1948–1953 гг.), затем в Ташкент (1953 г.), в Тулу (1953–1957 гг.), в Алма-Ату (в 1958 г. — настоятель кафедрального Никольского собора), в Фергану (1958–1962 гг.), в Кировскую епархию (1963–1970 гг.) и, наконец, в Старую Руссу, где служил с 1970 по 1987 гг.
Скончался в день Рождества Богородицы (21 сент. 1987 г.). Похоронен в братских пещерах Псково-Печерского монастыря.
* * *
Ниже представлено несколько фрагментов из воспоминаний людей, близко знавших отца Клавдиана (Моденова) в разные периоды его жизни:
«В конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века в Борисо-Глебском храме города Рязани служил архимандрит Клавдиан, а квартировал он в доме Пироговых на улице Трубежной недалеко от храма. <…>
Хотя прошло больше 50 лет со дня отъезда архимандрита Клавдиана из Рязани, в нашем городе его помнят до сих пор.
Предлагаемые воспоминания об архимандрите Клавдиане не касаются его монашеского служения, однако ярко характеризуют взаимоотношения с мирянами — участниками Великой Отечественной войны.
Родителей моих давно уже нет на этом свете. Нет с нами и отца Клавдиана.
С большой теплотой и уважением отец и мама говорили об этом человеке. К сожалению, из всего мною тогда услышанного об отце Клавдиане, память сохранила только два эпизода.
Первые послевоенные годы. Возвратившиеся с фронта будущие мои родители, Андрей и Мария, приехали в дом моей бабушки по отцу в село Новоселки Рыбновского района.
Война свела псковскую партизанку и рязанского танкиста. <…> Вместе с радостью Победы и встреч с близкими почти всех фронтовиков в разоренной войной стране ждали неимоверные трудности. Но надо было создавать семьи и налаживать мирную жизнь.
В 1946 году в семье родился первый ребенок, мой старший брат.
Отец, регулярно лечившийся от туберкулеза и получивший группу по инвалидности, не в силах был зарабатывать на жизнь физическим трудом в колхозе. Пенсии на жизнь не хватало. Подрабатывал случайными заработками.
Чтобы как-то кормиться, с разрешения сельсовета родители расширили приусадебный участок. Но председатель сельсовета потребовал отнести изгородь на два метра внутрь. Участок ему показался слишком большим. Отец был на заработках и мама, обливаясь слезами, одна выполнила указание власти.
Вскоре отца перевели со 2 на 3 группу инвалидности.
Квалифицированный слесарь и потомственный кузнец, он нашел работу в Рязани на заводе "Рязсельмаш" контролером ОТК и поселился на улице Трубежной в старом двухэтажном доме недалеко от храма во имя Бориса и Глеба.
Дом этот рязанцам был известен, как "дом Пироговых". Хозяйкой его в то время была Пелагея Степановна, родная сестра знаменитых певцов. А бабушка моя Наталья Федоровна доводилась им всем двоюродной сестрой.
В зале, на втором этаже дома, проживал еще один квартирант. "Это был отец Клавдиан, в монашеском звании", — говорил мне отец.
Эпизод первый. Корова
Моего отца Пелагея Степановна, видимо, из-за отсутствия места в жилых комнатах, поселила в большой проходной комнате, служившей кухней и одновременно столовой. Спал он на длинной и широкой деревянной лавке. По вечерам обычно сапожничал. Отец Клавдиан выходил на кухню попить чаю и всегда угощал отца. Чаепития непременно сопровождались разговорами о житье-бытье. В одном из этих разговоров отец Клавдиан интересовался жизнью на селе и спросил, есть ли у отца в хозяйстве корова.
— Коровы нет.
— Почему же нет? Как же ребенку без молока?
— Так не на что купить. Еще не заработал на корову.
Разговор перешел на другие темы, а потом отец Клавдиан неожиданно предложил: «Послушай-ка, Андрей. Пойди в зал. Там на постели моей под подушкой деньги лежат. Возьми сколько надо и купи корову».
— …?! Но я не знаю, смогу ли вернуть Вам деньги, отец Клавдиан!
— Когда сможешь, тогда и отдашь. А не отдашь, так с меня не убудет.
Корову купили в селе Коростово и отец с мамой по лугам поймы Оки привели ее в Новоселки.
Примерно через год отец, собрав деньги, принес их отцу Клавдиану.
— Под подушку положи, откуда взял.
Эпизод второй. Пчелиный воск
Отец Клавдиан предложил отцу возможность подзаработать. Он должен был на полученные от отца Клавдиана деньги закупать воск у пчеловодов, но не выше определенной цены за килограмм. Затем этот воск нужно было отправлять почтовыми посылками в Ярославль. Если ему удавалось купить воск дешевле установленной цены, то разницу он мог оставлять себе в качестве заработка. Приобретенный воск шел на изготовление свечей.
В наше время многие занимаются подобного рода деятельностью в виде основной работы или дополнительного заработка. И ничего незаконного в этом нет. Но не в те, сталинские, 40 – 50-е годы прошлого века.
Гром грянул неожиданно. Сначала в Ярославле завели уголовное дело на получателей воска. А потом "органы" вышли и на поставщиков. По окончании следствия отцу предстояло ехать в Ярославль на суд в качестве одного из обвиняемых. Отец Клавдиан был спокоен и говорил, что в беде его не оставит. В Ярославле на суде отца защищал московский адвокат, и он был по суду оправдан.
Отец Клавдиан выполнил свое обещание.
В начале лета 1953 года мама привезла меня, грудного ребенка, в Рязань. Пригласили священника и меня крестили в доме Пироговых. К тому времени там уже не было отца Клавдиана» (Татьяна Шустова. Отец Клавдиан …).
* * *
«... Это был целый мир исповедников в Ташкенте. Ташкент собрал удивительных людей… при мне служили архиепископы: Ермоген (Голубев), Гавриил (Огородников), епископ Стефан (Никитин), архимандриты Борис (Холчев), Клавдиан (Моденов), Серафим (Суторихин), протоиереи Федор Семененко, Георгий Тревогин, Василий Евдокимов, а какие монахини! — всех не перечесть. Это были исторические фигуры и праведники, в святости многих из них трудно усомниться. Это была духовная аристократия и люди подвига. Каждому слову их можно было верить. В них не было лукавства и корысти. Они отдавали себя Богу и пастве» ... (Протоиерей Павел Адельгейм. «Самая упорная борьба всей моей жизни была за свободу церкви — дорогая душе моей идея» …)
* * *
«В городе Старая Руса служил старый священник архимандрит Клавдиан (Моденов). Было ему далеко за восемьдесят, но памятью он обладал феноменальной. Он не просто лично знал почти всех архиереев и многих священников Русской Православной Церкви, особенно старшего возраста, но мог точно сказать, когда у того или другого была хиротония[1], как звали у такого-то священника матушку, сколько тот или иной монах отсидел, по какой статье и в каких лагерях. Короче говоря, отец Клавдиан был, как говорится, ходячей церковной энциклопедией.
Как-то мы оказались с ним на престольном празднике в Троице-Сергиевой лавре. Впереди нас неторопливо шли два известных митрополита.
— Смотри, как важно шествуют эти мальчики! — заметил отец Клавдиан.
— Какие «мальчики»? — удивился я.
— Ну вот эти, впереди.
— Так это же архиереи, Владыки!
— А для меня они мальчишки! — шутя сказал отец Клавдиан. — Я обоих водил вокруг престола на их священнической хиротонии.
Это означало, что отец Клавдиан был старшим священником на той, бывшей много лет назад литургии, когда юных дьяконов, будущих архиереев, делали священниками.
Я уже говорил о том, что мы, послушники, весьма скептически, с критикой относились к экуменической деятельности митрополита Никодима (Ротова). Однажды отец Клавдиан стал невольным свидетелем такого разговора. Услышав наши осуждения и дерзкие слова, он в сердцах топнул ногой и грозно повелел:
— Молчите! Вы ничего не понимаете! Как вы можете судить об этом архиерее?
Умер отец Клавдиан на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В тот день он совершил Божественную литургию, а значит, и причастился Святых Христовых Таин. Потом исповедовал, отпевал.
Дома он, усталый, лег в кровать и по четкам наизусть помянул всех, кого знал за свою долгую жизнь, — обычно он по памяти только за упокой перечислял имена около двух тысяч человек, что входило в его ежедневное молитвенное правило. Сделав это, он позвал попрощаться своего воспитанника, дьякона Василия Середу, но не дождался его и умер с четками в руках.
Хоронили его в пещерах Псково-Печерского монастыря. Он часто приезжал сюда помолиться и побеседовать с отцом Иоанном[2]». (Тихон (Шевкунов), митрополит. «Несвятые святые» и другие рассказы …С. 381–383).
_________________
[1] Хиротония — возведение в священный сан.
[2] Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович), митрополит Псковский и Порховский (1954–1987).
В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.
Сочинения
-
Протоиерей А. В. Благовещенский : (некролог) : [настоятель храма в г. Скопине митрофорный протоиерей Алексий Благовещенский] / Архимандрит Клавдиан // ЖМП. 1952. № 6. С. 68
Литература
-
Гонимы, но не оставлены : Ташкентская и Среднеазиатская епархия, 1943–1961 : монография. 2-е изд., испр., и доп. М., 2020. С. 214, 332, 383
-
Женское православное подвижничество в России (XIX - середина XX века) / Кириченко О. В. М., 2010. С. 48, 471, 578, 627
-
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 8. Т. 1. С. 487–488
-
История Русской Церкви, 1917–1997. М., 1997
-
Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 гг. / Феодосий (Процюк), архиепископ. Т. 4. Смоленск, 1978. С. 701–703
-
Покаяние : Рассказы, воспоминания, эпизоды / Схиигумен Пантелеимон (Ледин). М., 2023