Церковный деятель, первый епархиальный (бесприходный) священник-миссионер противомолоканской пропаганды Астраханской и Енотаевской епархии. Человек горячей веры, больших миссионерских дарований и прекрасной души. С 1890 и до кончины — бессменный и безмездный председатель Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства, который воспитал значительное число последователей и оставил миссионерские произведения
рукоположен во священника епископом Астраханским и Енотаевским Хрисанфом (Ретивцевым)
17.1.1882
возведен в сан протоиерея епископом Астраханским и Енотаевским Евгением (Шерешиловым)
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
22.8.1870
не позднее 2.5.1876
Саратовская губ.,
г. Камышин, Камышинское духовное училище, преподаватель греческого языка. С 06.11.1874 — член правления Камышинского духовного училища
Астраханская и Енотаевская епархия,
Астраханская губ.,
г. Красный Яр, Владимирский собор, протоиерей (до 17.01.1882 — священник), настоятель. Благочинный церквей Красноярского округа. 02.09.1881 избран депутатом и делопроизводителем на XV епархиальный съезд духовенства. С 1882 — действительный член Астраханского епархиального комитета православного миссионерского общества. С 09.10.1884 — благочинный 5-го благочиннического округа Астраханской епархии. С 02.11.1884 по 20.05.1886 — наблюдатель церковно-приходских школ 5-го благочиннического округа. 02.09.1885 — избран депутатом и председателем XIX епархиального съезда духовенства от г. Астрахани
31.10.1885
24.11.1892
Астраханская и Енотаевская епархия,
г. Астрахань,
Покровская церковь, протоиерей (назначен на данную должность 23.10.1885), настоятель. С 10.1885 по 09.11.1885 — благочинный 5-го благочиннического округа Астраханской епархии. С 09.12.1885 по 30.10.1892 — председатель Совета Астраханского Епархиального женского училища (в должности при училище с ноября 1885). С 1886 — действительный член, член комиссии по миссионерским делам с возложением миссионерских обязанностей, с 19.04.1890 — помощник председателя, с 15.09.1890 — председатель Кирилло-Мефодиевского общества. С 18.08.1886 по 28.09.1890 — законоучитель местной церковно-приходской школы. С 05.06.1887 — член комиссии для наблюдения за постройкой каменного двухэтажного дома для жительства двух священников Покровской церкви г. Астрахани. С 12.09.1891 — член комитета для сбора пожертвований в пользу пострадавших от неурожая и распределения пособий между нуждающимися. С 30.10.1892 — член Астраханской духовной консистории
24.11.1892
6.3.1910
Астраханская и Енотаевская епархия,
г. Астрахань,
Благовещенский женский монастырь, протоиерей, настоятель. Председатель Кирилло-Мефодиевского общества (с 1894 — братства). С 03.12.1899 — пожизненный член-сотрудник Императорского православного палестинского общества. С 20.12.1899 — сверхштатный, а с 16.12.1902 — штатный член Астраханского епархиального училищного совета. С 23.01.1900 по 02.02.1904 — член правления попечительства о бедных воспитанниках Астраханской духовной семинарии и о благолепии семинарского храма. С 05.10.1900 — заведующий церковно-приходской школой при Благовещенском женском монастыре. С 27.11.1902 по 30.01.1904 — духовник для ставленников.
Показать все
Награды
24.10.1875
архипастырское благословение «за усердную и полезную службу по училищу со внесением в послужной список»
26.6.1876
архипастырская благодарность «за заботливость о нуждах церкви»
31.12.1876
одобрение епархиального начальства «за проповедническую деятельность и пастырскую заботливость об образовании и нравственном улучшении прихожан"
10.2.1877
архипастырская благодарность «за открытие церковно-приходской школы в с. Пироговке со внесением в формулярный список»
20.3.1877
право ношения набедренника «за усердное преподавание слова Божия и доброе влияние на своих прихожан»
19.5.1877
признательность епархиального начальства «за усердие и старание об открытии церковно-приходского попечительства при Николаевской церкви станицы Ветлянинской Енотаевского уезда»
22.3.1882
право ношения скуфьи
22.3.1886
право ношения камилавки
7.9.1887 или 7.9.1888
благодарность епархиального начальства «за хозяйственное наблюдение за исправностью работ и доброкачественностью материалов для каменного двухэтажного дома для жительства двух священников Покровской церкви г. Астрахани с внесением в формулярный список»
между 1 и 5 марта 1890
право ношения наперсного креста
14.5.1896
орден св. Анны 3-й степени
20.7.1898
благодарность епархиального начальства «за тщательное и правильное ведение приходо-расходных книг и всего делопроизводства по Кирилло-Мефодиевскому братству»
19.12.1902
архипастырское благословение с грамотою «за полезную деятельность по епархиальному училищному совету»
6.5.1903
орден св. Владимира 4-й степени
10.9.1905
благодарность Святейшего Синода с выдачей грамоты «за ревностное прохождение обязанностей председателя Астраханского епархиального миссионерского Кирилло-Мефодиевского братства с 1890 г.»
6.5.1907
орден св. Владимира 3-й степени
медаль «В память царствования Императора Александра III»
знак Императорского Православного Палестинского Общества
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
Указом Святейшего Синода в 1877 г. в Астраханской и Енотаевской епархии была учреждена должность миссионера противомолоканской пропаганды, на которую был назначен священник Михаил Гусаков. 25.09.1877 г. он прибыл и поселился в с. Пришиб Царевского уезда, центре сектантства того времени. Главной формой работы с сектантами были частные и общественные собеседования (часто вместе с православными). В связи с горячими спорами, эти собеседования не всегда проходили мирно. Дело дошло до того, что начальник Астраханской губернии, который посетил в октябре 1877 г. с. Пришиб и беседовал с Гусаковым, распорядился выделить для присутствия на собеседованиях полицейского сотника, чтобы успокаивать ярость неразумных ревнителей веры (в т. ч. и из православных).
Отец Михаил свободно владел Священным Писанием, и часто молоканам на беседах нечего было ответить на его доводы. В путевом журнале за 11.03.1878 г. он пишет: «Получаю третье уже предупреждение, что молокане приготовили для меня "гостинчик", им досадно то, что они не могут тебе давать ответов на беседах: "Мы его угостим или дубиной, или ножом в тесном месте…" Я поблагодарил за предупреждение и положил нисколько не отступать от прежнего плана… Не сомневаюсь и в том, что готовят "гостинец". Нравственность населения не особенно высока. За какие-нибудь полгода в районе на расстоянии 60 верст совершено восемь убийств. В других местностях этого нет. Развитие молоканства, в особенности субботствования, сильно понижает нравственность. В среде молоканской главный критерий — "мое понятие". Как он сам понимает догмат или нравственный закон, так и поступает в случаях приложения нравственного закона к жизни». После начала проповеди М. Гусакова прекратилось отпадение людей в сектантство.
В своем отчете за 1878 г. Обер-прокурор Святейшего Синода пишет, что открытая в 1877 г. в Астраханской епархии миссия для борьбы с молоканством в первый год своего существования уже заявила себя благотворными действиями. Назначенный на должность миссионера священник Гусаков своими беседами в центре молоканства — с. Заплавном и Пришибе (Царевскаго уезда) — с такою очевидностью доказал несостоятельность молоканства, что лишил его в глазах православных всякого обаяния и во многом существенно изменил понятия самих сектантов. По его отзыву, они перестали хулить почитание святых икон, убедились, что просить молитв святых угодников Божиих позволительно, а на Таинства Крещения, Причащения, Покаяния и Елеосвящения усвоили взгляд совершенно православный (Астраханские епархиальные ведомости. 1880. № 7. С. 99).
В 1885 г. было учреждено «Кирилло-Мефодиевское общество ревнителей веры, просвещения и нравственности, в духе святой Православной Церкви» (в 1894 г. переименовано в Кирилло-Мефодиевское братство), основными задачами которого по уставу были: миссионерская работа среди сектантов и раскольников, организация церковно-приходских школ и библиотек, общедоступные беседы. Для работы в Обществе епископ Евгений (Шерешилов) перевел в г. Астрахань протоиерея Михаила Гусакова. В 1886 г. отец Михаил опубликовал в «Астраханских епархиальных ведомостях» статью «Религиозное учение молокан», из которой как духовные, так и светские люди в первый раз получили надлежащее понятие о молоканах, в то время, когда еще не было никаких почти печатных руководств по сектантству. В 1887 г. отец Михаил, «обозревал приходы по Царицынско-Ставропольскому тракту, в Калмыцкой степи и по бывшему Кизлярско-Астраханскому тракту, в уездах Черноярском, Енотаевском и Астраханском, для ознакомления с состоянием в тех местах сектантства, крещеных калмыков и церковно-приходских школ… До Царицына он ехал на пароходе, затем по селам на лошадях… на телегах и арбах около 900 верст, в ноябре месяце, в самое неблагоприятное для путешествия время, не без вреда для здоровья… Такие труды и с таким самоотверженным усердием может переносить только всею душою преданный миссионерскому делу — спасению заблуждавших — человек…» (Астраханские епархиальные ведомости. 1888. № 24, прил. С. 148–174).
Путевые журналы священника-миссионера публиковались в епархиальных ведомостях. «Выписки из путевого журнала прот. М. Гусакова» в 1890 г. были изданы отдельной брошюрой. Брошюра была рекомендована Московским (1891 г.) и Казанским (1897 г.) всероссийскими миссионерскими съездами, во все церковные и миссионерские библиотеки и выдержала несколько переизданий, а позже была дополнена отцом Михаилом и несколько раз издавалась отдельной книгой под названием «Выписка из путевого журнала протоиерея Михаила Гусакова по обозрению сектантства в 1887 году». Эта книга по настоящее время используется исследователями при написании рефератов и диссертаций по вопросам сектанства.
Одним из главных средств борьбы с расколом и сектантством протоиерей Михаил Гусаков признавал публичные беседы, которые и были открыты в епархиальной библиотеке в 1885 г. под его руководством. Одна из бесед с сектантами об иконах, на которой присутствовали и воспитанники семинарии, была опубликована в епархиальных ведомостях (Астраханские епархиальные ведомости. 1892. № 6, отд. неофиц. С. 190–191). Для более успешного и лучшего ознакомления воспитанников семинарии со способом ведения дискуссий он вел самостоятельные беседы в зале семинарии и держал на них сторону противников, а воспитанники возражали на его замечания.
Он умел найти и самое главное воспитать будущих миссионеров, добросовестных и умелых тружеников на ниве Христовой. Знал как и куда направить их рвение и энергию, чтобы перед современными реалиями они не превратили свою веру ни в сектантство, ни в «модернизм», ни в неофитский фанатизм. Протоиерей Михаил Гусаков оставил для епархии значительное наследство тружеников-миссионеров и начетчиков: священники Василий Шапошников, Андрей Смирнов, Константин Паншев, Семен Алексеев, Георгий Шалаев, Алексей Шмелев, Никита Беликов и др.
Особое внимание отец Михаил уделял устройству школ в местах совместного проживания православных со старообрядцами и сектантами — при нем были построены церковно-приходские школы более чем в 18 населенных пунктах Астраханской губ. «Школа, какая бы она ни была… есть один из самых главных источников человеческого счастья. Деньги, утраченные на школу — не убыль капитала, а самая большая прибыль, прибыль, с которою могут равняться самые счастливые денежные обороты, обороты даже с целью кормить голодных, одевать нагих и обувать босых. Деньги, выданные бедняку, ничему не обученному — надолго ли ему будут отрадою? Вышли деньги, настала новая нужда и он опять несчастен, от того, что не умеет распорядиться даже заработанными деньгами. Обратите внимание на человека, получившего образование. Для него нет черного дня. Образованный человек всегда нужен для общества, ему всегда есть работа, а вследствие этого у него всегда есть и средства. Образование есть такая сила, которой подчиняется все в нашей жизни — не только люди, но и самая природа… Велико значение школ и в деле религии. Человек, получивший правильное образование, скорее может оценить высоту христианского учения и заслуги Спасителя и правильно поставить свою жизнь…» (Астраханские епархиальные ведомости. 1886. № 16. С. 545–547)
Стоит упомянуть, что отец Михаил был духовником епископа Астраханского и Енотаевского Сергия (Серафимова) (†13.04.1902) и опекуном племянника-сироты Гусакова Германа Матвеевича.