Николай (Добронравов Николай Павлович), архиепископ, священномученик

Православный духовный писатель, экзегет и публицист. Член Священного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918). Кандидат в ректоры Московской духовной академии (1917). Будучи ближайшим сподвижником Патриарха Тихона, а после его кончины — Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), владыка Николай твердо и непоколебимо стоял у кормила Церкви, проводил важные церковные реформы, выступал против церковного обновленчества. За свои убеждения и твердую позицию в отстаивании интересов Православной Церкви дважды ссылался — в Зырянский край и за Северный полярный круг, трижды возвращался в Бутырскую тюрьму в качестве узника. И принял мученический венец в Бутове, оставаясь верным пастырем Церкви Христовой, до конца претерпев, выпавшие на его долю тяготы, страдания и невзгоды

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 27 ноября/10 декабря (день мученической кончины), 18 но­яб­ря (день па­мя­ти От­цов По­мест­но­го Со­бо­ра Церк­ви Рус­ской 1917–1918 гг.), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Неделя 25 января/7 февраля или ближайшая после этого дня), Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе), Соборе новомучеников и исповедников земли Владимирской (18 сентября/1 октября)

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1875
1881
Московская духовная семинария
окончил по 1-му разряду первым в списке
1881
1885
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания
18.4.1886
Московская духовная академия
удостоен степени магистра богословия (диссертация «Книга пророка Иоиля»)
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

3.7.1889
рукоположен во священника
8.2.1891
возведен в сан протоиерея
1921
пострижен в монашество
1921
возведен в сан архимандрита
13.8.1921
хиротонисан во епископа
1923
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
19.11.1885
3.7.1889
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Вифанская духовная семинария, преподаватель Священного Писания (19.11.1885–13.10.1886), основного догматического и нравственного богословия (13.10.1886–16.1.1889), еврейского языка (16.1.1889–18.9.1890). Помощник инспектора семинарии (7.10.1886–18.9.1890)
6.10.1890
1.5.1915
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь святой царицы Александры при Александровском военном училище, протоиерей (до 8.2.1891 — священник), настоятель, преподаватель Закона Божия училища (с 17.8.1890). Законоучитель: частной мужской гимназии Л. И. Поливанова (1.9.1890–20.5.1899), частной женской гимназии С. А. Арсеньевой (12.1.1891–30.5.1895), 7-й Московской мужской гимназии (с 1.8.1892). Член правления: Вифанской духовной семинарии (15.9.1892–15.10.1908), Московской духовной семинарии (с 18.12.1915). Член Московского общества любителей духовного просвещения (с 1905). Руководитель предсоборной комиссии (с 15.11.1905), которая впоследствии оформилась в Комиссию по церковным и вероисповедным вопросам при Союзе 17 октября. Председатель юбилейной комиссии бывших воспитанников Московской духовной академии (1914). В действующей армии (с 20.4 по 1.9.1915 и с 20.5 по 1.9.1916)
1.5.1915
1.9.1915
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, 12-й передовой отряд общеземского союза, протоиерей, находился на передовых позициях Галицийского фронта, состоя священником при XII передовом отряде общеземского союза. Во время боев 7–15 июня подвергался неприятельскому обстрелу при причащении раненных воинов и погребении убитых
23.5.1916
1.9.1916
6-й гренадерский Таврический полк, протоиерей, благочиннный 2-й гренадерской дивизии. Находился на передовых позициях Западного фронта, близ Барановичей. 2.17.1916 во время совершения всенощного бдения в местечке Крошино подвергся неприятельскому обстрелу
1.9.1916
не ранее 3.9.1917
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь святой царицы Александры при Александровском военном училище, протоиерей. Депутат Московского епархиального съезда (21–23.3.1917). Член совета при управляющем Московской митрополией, епископе Иоасафе (22.3.1917). Член Священного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) как член Предсоборного совета, член I, II, III, VII отделов. Член комиссии для составления обращения Священного Собора к Временному правительству по поводу переживаемых событий (30.8.1917). На Поместном Соборе выступил с призывом совершить отпевание убиенных в междоусобной брани (11.11.1917). Кандидат в ректоры Московской духовной академии (в 1917)
1918
19.8.1918
Московская епархия, г. Москва, церковь Всех Святых на Кулишках, протоиерей, настоятель
1921
авг. 1921
Московская епархия, г. Москва, церковь Успения Пресвятой Богородицы на Крутицком подворье, протоиерей, настоятель
13.8.1921
не ранее 16.4.1924
июнь 1924
не ранее 1.2.1926
Показать все

Награды

11.10.1892
право ношения набедренника
27.11.1895
право ношения скуфьи
не ранее 26.2.1896
серебряная медаль «В память царствования Императора Александра III» для ношения на груди на Александровской ленте
не ранее 14.5.1896
серебряная медаль «В память коронования Императора Николая II» для ношения на груди на Андреевской ленте
6.5.1898
право ношения камилавки
6.5.1901
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
3.2.1905
орден св. Анны 3-й степени, сопричислен «за 12-ти летнее прохождение должности члена правления Вифанской духовной семинарии»
6.5.1912
орден св. Анны 2-й степени
не ранее 15.8.1912
медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года»
не ранее 21.2.1913
медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
6.5.1915
орден св. Владимира 4-й степени, удостоен «за службу по гражданскому ведомству»
Показать все

Преследования

19.8.1918
арестован ВЧК. 12.2.1919 «перечислен в МЧК» (стал числиться за Московской ЧК)
19.8.191811 или 16 апр. 1919
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва), содержался в мужском одиночном корпусе, камере 78; освобожден за «недостаточностью явных улик»
не позднее сент. 1922
арестован Московским губернским отделом (МГО) ГПУ
не позднее 10.9.19221922
находился в заключении в тюрьме г. Владимира
1922
осужден на 1 год высылки в АО Коми (Зырян), за «решительное противодействие обновленческому движению»
не позднее 15.5.19231923
находился в ссылке в г. Усть-Сысольске АО Коми (Зырян)
16.4.1924
арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации среди духовенства и избиении члена рабоче-крестьянской инспекции»
16.4.192414.6.1924
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва); дело прекращено в связи с «недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления»
30.11.1925
арестован
30.11.1925 – июнь 1926
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
21.5.1926
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Сибирь, за «активное участие в монархической организации церковников и мирян "Даниловский синод" в Москве, ставившей своей целью сплочение вокруг церкви верующей массы, выступая непосредственно под видом вероучения» (ст. 62, 68 УК РСФСР)
июнь 1926 – не позднее окт. 1928
находился в ссылке в Туруханском крае, Красноярского округа Сибирского края (станок Полой, за Северным полярным кругом)
не позднее окт. 19281.12.1928
находился в ссылке в г. Енисейске
апр. 1929
находился в ссылке в г. Великий Устюг
27.10.1937
арестован
7.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по обвинению в «контрреволюционной агитации, участии в нелегальной контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ» (ст. 58-10 УК РСФСР)
10.12.1937
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
30.6.1989
реабилитирован, по году репрессии: 1937
Показать все

Подробная биография

Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1881 году Николай Павлович окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1885 году — Московскую Духовную академию и стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской Духовной семинарии. Женился. Был рукоположен в сан священника, служил в храме Александровского военного училища и преподавал Закон Божий в 7-й московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой. После революции 1917 года и закрытия Александровского военного училища отец Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Он был одним из активнейших участников Поместного Собора 1917–1918 годов.

Летом 1918 года власти приняли решение арестовать священника. 19 августа сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли к храму Всех Святых, чтобы произвести обыск. Церковь была закрыта, и чекисты, найдя настоятеля храма протоиерея Николая, потребовали, чтобы он выдал им ключи. Отец Николай ответил, что при обыске храма необходимо присутствие председателя приходского совета. После такого ответа священник был арестован и отвезен в тюрьму ЧК на Лубянке. На допросе следователь спросил, у кого находятся ключи от храма, и отец Николай ответил, что у церковного старосты. Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками, касающимися, в частности, восстания большевиков 3–5 июля 1917 года в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917 года. Под датой 2 (15) ноября 1917 года отец Николай записал: «Страшный день сдачи большевикам». Допрошенный относительно всех этих событий протоиерей Николай ответил, что в июле 1917 года он действительно выезжал в Петроград по вызову Святейшего Синода для принятия участия в предсоборных совещаниях. В подавлении восстания большевиков никакого участия не принимал, находясь в это время на совещании. В то время, когда на улице началась стрельба, председательствующий архиепископ Сергий (Страгородский), обратившись к присутствующим, предложил не прерывать собрания и продолжать работу. «Во время Октябрьской революции я находился в своей квартире в Александровском военном училище, где занимал должность законоучителя и настоятеля церкви. Там же находились юнкера, так как училище было штабом юнкеров. Училище находилось под обстрелом. 1 ноября тяжелым снарядом были разбиты стена и окно в моей квартире. В эту же ночь у меня ночевало несколько семейств офицеров. 2 ноября училище было сдано большевикам. 3 ноября происходила сдача оружия. В выступлении юнкеров я никакого участия не принимал. Как настоятель собора, я принимал участие в похоронах юнкеров и офицеров, погибших в Гражданскую войну. Проповеди в церкви произносил не особенно часто, содержания чисто религиозного, не касаясь политической жизни. Против новой власти никогда не агитировал, ни к какой партии не принадлежал».

По окончании следствия Реденс написал свое заключение: «Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни... хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в Октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции “тип”, который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь».

3 декабря 1918 года президиум Коллегии отдела ЧК принял решение о заключении отца Николая в концлагерь. Однако руководители ЧК отправили дело на доследование, и в конце концов 16 апреля 1919 года было принято решение, что, поскольку явных улик против священника нет, его следует освободить.

В начале 1921 года протоиерей Николай был назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К этому времени он овдовел и в 1921 году был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году в связи с появлением обновленцев были арестованы многие архиереи из числа тех, кто не согласился поддержать раскольников. Среди других был арестован и епископ Николай. Власти приговорили его к одному году ссылки в Зырянский край.

По возвращении в Москву он был возведен в сан архиепископа. Владыка стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона, оказывая ему помощь в защите Церкви от натиска обновленцев.

16 апреля 1924 года безбожники арестовали архиепископа и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Его привлекли в качестве обвиняемого по некоему делу об избиении члена рабоче-крестьянской инспекции, а также обвинили в том, что он, имея большой авторитет, проводил среди духовенства контрреволюционную агитацию. Вызванный на допрос, архиепископ сказал, что под его руководством находится Звенигородское викариатство, а также три благочиния Замоскворецкого района Москвы, в которых находится сорок четыре храма. «Связь с благочинными я поддерживаю путем приемов, не носящих регулярного характера. Специальных собраний или совещаний с благочинными мною никогда не устраивалось. Не имели место и антисоветские выступления или выпады с моей стороны, так как в сношениях с благочинными я придерживался узко церковной области. Что касается моих проповедей, то они носили чисто моралистический характер».

14 июня 1924 года архиепископ был освобожден. В этом же году он был назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. Хорошо знавший владыку священник вспоминал, что это было время, когда шла трудная борьба с обновленчеством, когда становилось модным крикливое и вычурное пение в церкви; твердо держась православной традиции, архиепископ Николай «настойчиво и властно боролся против человеческих врываний в святая святых и нередко выходил победителем в борьбе за Церковь».

После кончины Патриарха Тихона владыка стал одним из ближайших помощников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра. Впоследствии, когда под давлением ОГПУ возник григорианский раскол и архиепископ Григорий добивался того, чтобы Местоблюститель передал церковное управление церковной коллегии, Местоблюститель первым в списке архиереев, которым он выражал абсолютное доверие, поставил имя архиепископа Николая, зная его как исповедника, человека твердых убеждений и опытного труженика на ниве церковной. 11 ноября 1925 года комиссия по проведению декрета об отделении Церкви от государства приняла решение ускорить процессы раскола в Церкви, для чего было необходимо арестовать архиереев, которые противились проводимой государством антицерковной политике. 11, 20 и 30 ноября 1925 года были арестованы одиннадцать архиереев из числа ближайших сподвижников митрополита Петра, и среди них архиепископ Николай, а также многие священники и миряне.

В тюрьме архиепископа Николая спрашивали о том, знал ли он о письме историка Сергея Павловича Мансурова к Местоблюстителю, в котором обосновывалась необязательность с канонической точки зрения следования тому курсу, который изложен в так называемом «завещании» Патриарха Тихона. Следователь пытался добиться от архиепископа, чтобы тот оговорил непричастных к этому делу людей. Но разумные и спокойные ответы святителя убедили следователя отказаться от этой попытки. Священник Сергей Сидоров, арестованный по этому же делу, вспоминал впоследствии: «На первом моем допросе в ноябре 1925 года следователь потребовал от меня выдачи автора письма к митрополиту Петру. Я отказался его назвать, и Тучков потребовал очной ставки моей с архиепископом Николаем. Помню серую мглу сумерек... хриплый крик Тучкова и нечленораздельный возглас... следователя, который все время целился поверх моей головы в окно маленьким браунингом. Архиепископ Николай вошел, взглянул... на меня и остановил внимательный взгляд свой на следователе. На владыке была сероватая ряса и зимняя скуфья. Утомленные глаза были холодно-строги. Встав со стула, следователь разразился такими воплями, что звякнули стекла дверей и окон. Высокопреосвященный Николай властно прервал его: “Выпейте валерьянки и успокойтесь. Я не понимаю звериного рычания и буду отвечать вам тогда, когда вы будете говорить по-человечески. И спрячьте вашу игрушку”. Чудо совершилось. Следователь спрятал револьвер и вежливо стал спрашивать владыку, который давал ему, как и Тучкову, какие-то дельные показания. Во время этого допроса владыке удалось совершенно обелить Сергея Павловича Мансурова...

Когда рассеялись ужасы сидения в тюрьме, то мне удалось узнать подробности пребывания владыки Николая на Лубянке. Я с ужасом узнал об издевательствах над ним, о его сидении в подвале тюрьмы и о постоянных ночных допросах. И с тем большей благодарностью я склоняюсь перед величием его духа, благодаря которому владыке удалось спасти многих и сохранить многие церковные тайны. В московской тюрьме особенно ярко выявился его строгий и правдивый лик, смелый лик человека, забывающего о себе и готового к смерти за веру.

Много благодарен я ему лично за свою судьбу. К 8 января 1926 года у меня было двадцать три допроса, всю ночь под 9 января я был почти под непрерывным допросом. Утомленный и нравственно и физически, я готов был сдаться на требование следователей, готов был наклеветать на себя и друзей. Пробило четыре часа утра, когда меня вызвали к следователю. Его допрос вертелся на одном месте, он обычно требовал выдать людей, непричастных к письму митрополиту Петру. Привели архиепископа Николая. “Я требую, — сказал владыка, — чтобы вы оставили в покое Сидорова. Я его знаю как нервнобольного человека, а вам, — обратился он ко мне, — я запрещаю говорить что бы то ни было следователю властью епископа”. Меня увели в коридор, я слышал неистовую ругань следователя. 

Вряд ли эти мои строки будут прочтены многими, но если... близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом архиепископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья — от выдачи друзей врагам веры и Церкви».

Священник Сергей Сидоров и Сергей Павлович Мансуров были тогда освобождены, но архиепископ Николай Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 21 мая 1926 года был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания ссылки ему было разрешено свободное проживание везде, кроме шести крупных городов, с прикреплением к определенному месту жительства на три года.

Когда срок юридического поражения в правах закончился, архиепископ Николай поселился в Москве. Во время гонений 1937 года власти ставили своей целью уничтожение большинства священноцерковнослужителей и для этого опрашивали всех тех, кто мог бы стать свидетелем обвинения. 10 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили одного из московских священников, который показал, что знал архиепископа Николая с 1924 года, служа с ним в разных храмах Москвы. Архиепископ Николай — один из самых авторитетнейших архиереев Русской Православной Церкви. Будучи долгое время священником Александровского военного училища, он имел большое влияние на юнкеров и до сего времени тесно связан с бывшими военными кругами. Что касается антисоветской деятельности архиепископа, то он неоднократно заявлял, что «Русская Православная Церковь и весь русский народ переживают тяжелое положение исключительно по своей простоте и недальновидности, доверились различным проходимцам, и вот результат, у власти стоит “апокалиптический зверь”, который расправляется с русским народом и духовенством». Добронравов среди окружающих говорил также о необходимости защиты Церкви и духовенства, заявляя, что «каждый верующий должен противодействовать мероприятиям советской власти, не допускать закрывать церкви, собирать подписи, подавать жалобы, а самое главное, что духовенство должно разъяснять верующим смысл происходящих событий... что советская власть есть явление временное...».

27 ноября власти арестовали владыку и заключили в Бутырскую тюрьму. На допросе следователь спросил архиепископа:

— Какое участие вы принимали в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви?
— Я был членом Поместного Собора Православной Церкви, в работах которого принимал деятельное участие, входя в так называемую профессорскую группу.
— Когда и где вы встречали Сахарова, Стадницкого и Дамаскина?
— Епископ Афанасий Сахаров являлся моим помощником по управлению Владимирской епархией, судился по обвинению в контрреволюционной деятельности. После его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня и получить от меня указания на свою дальнейшую пастырскую деятельность. С епископом Дамаскиным Цедриком я познакомился в ссылке, после его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня. Митрополит Арсений Стадницкий — мой единомышленник, он посещал меня в Москве, где мы с ним обсуждали создавшееся тяжелое положение по управлению Православной Церковью.
— Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной организации церковников.
— Нет, это я отрицаю.
— Следствие располагает данными, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации церковников, и требует от вас правдивых показаний.
— Я это отрицаю, я признаю лишь то, что встречался с епископом Дамаскиным Цедриком, митрополитом Арсением Стадницким и епископом Афанасием Сахаровым, которые в прошлом были судимы по обвинению в контрреволюционной деятельности.

На этом допрос был закончен. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Священномученик Николай (Добронравов) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской
Православной Церкви». URL: fond.ru/userfiles/person/1384/1295782033.pdf

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию