Иванцов-Платонов Александр Михайлович, протоиерей

Религиозный писатель, историк церкви, талантливый проповедник-публицист. Доктор богословия. Заслуженный профессор Московского университета. Почетный член Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Соредактор авторитетного духовного журнала «Православное обозрение» (1869–1874). По воспоминаниям его современника, профессора Московской духовной академии И. Н. Корсунского, отец Александр «будучи истинным сыном отечества, скорбевшим его скорбями и радовавшимся его радостями, был и истинным не только сыном, а и пастырем Церкви... в его лице мы имели не только ученого, независимого мыслителя, замечательного публициста, церковного и общественного деятеля, но и глубоко сердечного человека» (Протоиерей А. М. Иванцов-Платонов ... С. 536, 537)

  • Дата рождения: 13.10.1836 или 1835
  • Место рождения: Курская губ., г. Щигры
  • Дата смерти: 12.11.1894
  • Место смерти: г. Москва. Погребен 16.11.1894 на Даниловском кладбище

Родственники

  • отец  — 
  • сестра  —  Иванцова Александра Михайловна (род. в 1849/1850), девица, находилась на попечении отца Александра (1890)
  • жена  —  Иванцова-Платонова (Воздвиженская) Раиса Михайловна (род. в 1838 или 1839, ум. 15.5.1889 или 15.5.1890). Венчание состоялось в начале 1862. Погребена на Даниловском кладбище
  • сын  —  Иванцов Николай Александрович (30.12.1863–3.8.1927). Доктор зоологии. Приват-доцент кафедры зоологии, сравнительной анатомии, физиологии и антропологии физико-математического факультета Императорского Московского университета (1890–1917). Действительный член НИИ зоологии при физико-математическом факультете университета (1922–1927). Действительный член психологического общества при Московском университете. Основатель и директор реального училища Н. А. Иванцова в Москве. Действительный статский советник. В 1927 выехал в заграничную научную командировку, работал при биологическом институте Антона Дорна в Неаполе. Похоронен там же на новом Британском кладбище. Жена: Ольга Митрофановна (ур. Арнольди; 1863–1943), археолог, работала в Помпеях (Италия), оставаясь советской подданной
  • сын  —  Иванцов Сергей Александрович (род. в 1864/1865). Выпускник Императорского Московского университета. В 1890 — учитель 2-й Московской классической гимназии
  • дочь  —  Добронравова (Иванцова) Анна Александровна (1864/1865–1889)
  • зять  —  Николай (Добронравов Николай Павлович), архиепископ, священномученик
  • дочь  —  Иванцова Раиса Александровна (род. 27.8.1867)
  • сын  —  Иванцов Александр Александрович (род. 14.2.1869). Выпускник Императорского Московского университета (1890)
  • дочь  —  Иванцова Александра Александровна (2.5.1871 – не ранее 1890)
  • сын  —  Иванцов Михаил Александрович (род. 27.4.1873), ученик мужской гимназии Л. И. Поливанова (1890). Выпускник Императорского Московского университета
  • сын  —  Иванцова Пелагея Александровна (10.6.1875 – не ранее 1890)
  • сын  —  Иванцов Степан Александрович (род. 16.5.1877)
  • другие родственники  —  Воздвиженский Леонид Андреевич (род. в 1846/1847), диакон церкви во имя святой мученицы царицы Александры при Александровском военном училище (двоюродный брат жены)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1851
Курское духовное училище
1851
1856
Курская духовная семинария
окончил семинарию досрочно, «направлен в академию как самый благонадежнейший по успехам и поведению»
1856
1860
Московская духовная академия
окончил со степенью магистра
23.8.1860
Московская духовная академия
удостоен степени магистра богословских наук
14.6.1878
Московская духовная академия
утвержден в ученой степени доктора богословия (диссертация «Ереси и расколы первых трех веков христианства»)
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

24.8.1863
рукоположен во священника митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым)
3.4.1874
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
31.8.1860
12.8.1863
г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская духовная академия, бакалавр
24.8.1863
2.8.1890
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь святой царицы Александры при Александровском военном училище, протоиерей (до 3.4.1874 — священник), преподаватель Закона Божия училища (12.8.1863–2.8.1890). Законоучитель частной мужской гимназии Л. И. Поливанова. Член правления: Заиконоспасского духовного училища (5.9.1867–9.9.1870), Московской духовной семинарии (3.5.1871–23.8.1872). Экстраординарный профессор (11.3.1872–12.5.1879), ординарный профессор (12.5.1879–12.11.1894) кафедры церковной истории историко-филологического факультета Московского Императорского университета. Заслуженный профессор Московского университета (1894). Соредактор духовного журнала «Православное обозрение» (1869–1874). Председатель общего епархиального съезда духовенства Московской епархии (1870). Действительный член (с 1863), почетный член (с 1893) общества любителей духовного просвещения. Почетный член Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Член совета: православного миссионерского общества (с 1870), епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского московского братства. Член комиссии по устройству Московского епархиального женского училища (1870–1873). Член братства святой равноапостольной Марии (1874). Член-учредитель Московского исторического общества. Почетный член Славянского благотворительного комитета. Член совета братства святителя Николая Чудотворца в память цесаревича Николая Александровича при Николоявленской, на Арбате, церкви (1969). Один из инициаторов создания и деятельный участник братства преподобного Сергия Радонежского при Московской духовной академии для оказания помощи неимущим воспитанникам (основал при братстве специальное отделение для вспомоществования бывшим студентам академии, их вдовам и сиротам). Читал публичные лекции в доме княгини Голицыной (1865–1866), вел религиозно-нравственные беседы по церковной истории в Обществе образованных женщин и девиц (1883–1886). Содействовал открытию Высших женских курсов при Московском университете (в 1872). Устраивал богословские чтения у себя дома. Духовник протопресвитера Н. А. Сергиевского, Ивана Сергеевича Аксакова и его жены Анны Федоровны (в девичестве Тютчевой), княгини Н. В. Долгоруковой
Показать все

Награды

29.10.1865
право ношения набедренника, награжден «за честное служение во священстве и прохождение законоучительской должности»
14.5.1867
право ношения скуфьи
19.4.1869
право ношения камилавки
9.9.1870
благодарность епархиального начальства, получил «за полезные труды по должности члена правления Заиконоспасского духовного училища»
3.4.1871
право ношения наперсного креста
1878
докторский крест
16.4.1878
орден св. Анны 3-й степени
12.4.1880
орден Такова (Сербия) 3-й степени, пожалован князем Миланом
28.4.1882
орден св. Анны 2-й степени
29.6.1882
знак Красного Креста
4.5.1884
медаль «В память коронации императора Александра III»
5.4.1887
орден св. Владимира 4-й степени, награжден «за службу по епархиальному ведомству»
Показать все

Другие сведения

«Трудно определить в немногих словах значение скончавшегося 12 ноября профессора протоиерея Александра Михайловича Иванцова-Платонова. Он обладал натурой разнообразно-одаренной и был замечателен во многих отношениях. Чтобы начать с главного, — это был человек необыкновенно впечатлительный к нравственным мотивам, с большим чувством собственного достоинства соединявший редкую внимательность к чужим потребностям и нуждам. Затем он отличался такой живой сердечной религиозностью, какая далеко не всегда встречается у людей его положения — ученых представителей столичного духовенства. К евангельской истории у него было внутреннее личное отношение. В московском обществе он приобрел особую известность той жизненной простотой и выразительностью, с какой он читал "двенадцать евангелий" в великий четверг. Искренняя вера при известной степени духовного развития исключает фанатизм, который есть или признак духовной незрелости, или же — "проказа лицемерия". Кто, как покойный о. Иванцов, внутренне верит в христианское учение, для того оно уже не может превратиться в какие-нибудь внешние требования, которые можно навязывать и поддерживать насильно, делая из религии любви предлог или оправдание всякой злобы. Личная мягкость характера и добродушие в соединении с твердостью убеждений и глубокой религиозностью естественно производили у покойного А. М. Иванцова ту истинную терпимость, которая позволяет, не поступаясь ничуть безусловной правотой своей веры, признавать относительные права чужого мнения. Примыкая отчасти к славянофильскому кружку, А. М. сохранял самостоятельность религиозной мысли. Из оригинальных его идей общего характера приведу две, которые заслуживают особого внимания. Основную ошибку славянофилов он видел в том, что они высокое призвание России считали как бы какой-то неотъемлемой роковой привилегией нашего народа, что, по справедливому мнению А. М., было несогласно ни с христианством, ни с нравственным принципом вообще. Другая идея, которую покойный неоднократно развивал в разговорах с друзьями, состояла в том, что несомненно присущий церкви атрибут святости ("во едину святую, соборную и апостольскую церковь") не есть то же, что непогрешимость: как отдельные святые люди, так и церковь, состоящая из людей, может погрешать, разумеется, "грехами не к смерти", не теряя от этого своей святости... Покойный был настоящим ученым. Его главное сочинение "Ереси и расколы первых трех веков", остановившееся, к сожалению, на первом томе (исследование источников), заслужило в высшей степени похвального критического разбора со стороны знаменитого Гарнака (читающаго по-русски). Замечателен также его церковно-исторический этюд: "Религиозные движения христ. Востока в IV и V веках". Деятельность профессора церковной истории в Московском университете (1872), законоучителя и настоятеля церкви в Александровском военном училище и разные другие практические обязанности не позволяли покойному посвятить все свое время ученым трудам и сделать для церковно-исторической науки все то, чего можно было ожидать от его живого таланта, самостоятельного ума и обширной учености. Упрекать его, впрочем, за это не приходится, так как служение науки уступало у него не каким-нибудь низшим интересам, а еще более высокому, чем наука, интересу нравственно-педагогическому. Достойная оценка человека определяется окончательно не тем, что он сделал, а тем, какой был преобладающий характер его воли. Чистая воля добра была несомненно преобладающим побуждением в жизни и деятельности А. М. Иванцова... Все проходит, одна любовь остается. Вечная память почившему служителю любви!» (А. М. Иванцов-Платонов... С. 414–415).

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию