Троицкий Алексей Алексеевич, священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1902
1906
Тульское духовное училище
1906
1912
Тульская духовная семинария
выбыл из 4-го класса, принят в Вифанскую духовную семинарию
1912 или 1913
1915
Вифанская духовная семинария
1915
1916
Александровское юнкерское училище
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

16.5.1918
рукоположен во священника в г. Тула (так по: Тульские епархиальные ведомости. 1918. № 17/18. С. 226. По источнику: Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в. / ПСТГУ — дата рукоположения: 18.5.1918)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
16.5.1918
1930
Тульская и Белёвская епархия, Тульская губ., Каширский уезд, с. Липицы, Благовещенская церковь, священник
июль 1935
28.8.1937
Московская епархия, Московская обл., Тарусский р-н, с. Кузьмищево, священник, благочинный Тарусского р-на
Показать все

Преследования

1924
арестован, кратковременно находился в заключении
21.1.1930
арестован в с. Липицы Серпуховского р-на Московской обл.
3.3.1930
осужден коллегией ОГПУ на 5 лет заключения в концлагерь, конфискации имущества, высылке семьи через ПП ОГПУ в Северный край, по обвинению в «контрреволюционной агитации» (ст. 58-10 УК РСФСР). В авг. 1930 приговор в отношении высылки семьи был отменен (имущество семье возвращено не было)
янв. 1930 – май 1934
находился в ссылке в с. Усть-Цильма Автономной области Коми (Зырян) Северного края
24.8.1937
арестован в с. Кузьмищево Тарусского р-на Московской обл.
22.9.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «антисоветской деятельности и террористических настроениях» по ст. 58-10 УК РСФСР
23.9.1937
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
2.6.1969
реабилитирован, по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

Во время обучения в Вифанской Духовной Семинарии жил у своего брата священномученика Илариона (Троицкого) в г. Сергиевом Посаде в Московской Духовной Академии. После окончания семинарии был призван на военную службу, после окончания в 1916 г. Александровского юнкерского училища произведен в чин прапорщика и отправлен на фронт, служил офицером 136 дивизиона под Ригой, затем в Невеле. В начале 1918 г. был демобилизован и возвратился в родное село.

«Прихожане любили о. Алексия за необыкновенную душевную чистоту, удивительную доброту, готовность отдать все ближнему. После революции семью о. Алексия выселили из дома и она ютилась в сарае. О. Алексий жил со своей семьей очень бедно, но несмотря на все невзгоды был добр и любвеобилен. В памяти своих прихожан он остался добрым, чутким пастырем, готовым в любую минуту прийти на помощь и отдать последнее, что у него осталось» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в. / ПСТГУ: воспоминания дочери отца Алексия Елены Алексеевны Новиковой (†2002)).

В период, когда бóльшая часть духовенства Тульской епархии была охвачена обновленческим расколом, иерей Алексий Троицкий и его тесть протоиерей Борис Успенский оставались твердыми борцами с обновленчеством в Каширском уезде.

В 1930 г. священник Алексий был арестован вместе с бывшим келейником вл. Илариона (Троицкого) Василием Алексеевичем Федуловым (1887–1938) и еще тремя жителями с. Липицы и окрестных деревень.

Из материалов архивного следственного дела (ГА РФ. Ф. 10035. Оп. Д. П-78627; цит. по: «Священно-Вася». С. 10–13):

5 янв. 1930 г. в с. Липицы состоялось заседание Рабочей бригады, в повестке дня которого в связи с обсуждением плана коллективизации и проведения весенней посевной кампании стоял вопрос и «об изоляции попа».

Из выступлений участников собрания: «Все разговоры в деревне Липицы по проведению кампании о коллективизации, в особенности в конечном итоге сводятся к разговорам о религии, что заставляет думать о влиянии попа… На собрании группа женщин пыталась сорвать собрание, где стоял вопрос о коллективизации. Выяснилось, что эти женщины состоят в секте попов».
«Поп влияет на молодежь через организацию хорового кружка. Молодежь уклоняется от проведения кампании».
«По собранным сведениям оказывается, что поп поддерживает связь с братьями-епископами, один из них епископ Иларион сослан в Соловки. На днях попом была получена телеграмма о смерти Илариона. Население деревни Ванино (женщины) выли по нем, поп пользуется любовью».

Итогом обсуждения стало принятое собранием решение: «Просить районный Комитет ВКП(б), в виду вышеуказанных фактов и принимая во внимание религиозное возбуждение против колхозов, изолировать попа Троицкого не позже 5-го января… принять меры к конфискации имущества. Просить ОГПУ 3-х агентов на 6 и 7-е января с целью отвлечения населения от службы вызвать в Серпухов на допрос второго попа».

На следствии свидетели показали: «В доме попа Троицкого А. А. собрались Форсин местный кулак, лишенный избирательных прав, и другие, которые обсуждали какие-то дела... По инициативе местной ячейки ВЛКСМ в селении Липицы предполагалось провести антирелигиозный вечер накануне старого Рождества, причем был подготовлен к постановке спектакль силами участников драмкружка. В результате, благодаря тому, что отдельные члены драмкружка, как-то Романова Таисия, 19-летняя крестьянка-среднячка и другие, одновременно состоят в хоровом кружке местной церкви, который организован по инициативе местного священника Троицкого, а оттуда явное влияние попа на молодежь, намечаемый антирелигиозный вечер почти что не состоялся, лишь потому, что те лица, которые входят в хоровой кружок не явились на репетицию накануне постановки спектакля. Тогда как, следует отметить, в церкви в это время, среди молящихся был большой хор молодежи…».

Сам отец Алексий Троицкий на допросе показал следущее: «Собственности не имею. Дом, в котором я живу, по суду решено передать в собственность госимущества. В 1929 году на собраниях вообще никогда не был и никаких разговоров в отношении самообложения не вел. На квартиру за истекшие годы Фуколкин, Форсил и Федулов не заходили, а какие-либо разговоры в отношении совласти не вели. В отношении поминок я ничего не знаю. Больше показать ничего не могу…»

В итоге в обвинительном заключении по делу говорилось, что «в с. Липицах Серпухового района, упомянутая группа [5 человек, арестованных по делу] в течение продолжительного времени, вела антисоветскую деятельность в части срыва мероприятий соввласти, т. е. преступление предусмотренные ст. 58/10 УК, ввиду того, что по делу собрано недостаточно доказательств для предания обвиняемых суду, поэтому дальнейшее производство следствия прекратить. Но, принимая во внимание усиливавшуюся активность классовых врагов пролетариата, а также социальную опасность обвиняемых… Дело за № 53 по обвинению ТРОИЦКОГО А. А., ФЕДУЛОВА В. А. и др. направить в Особое Совещание при комиссии ОГПУ для внесудебного разбирательства», следствием чего стал приговор о заключении в концлагерь на 5 лет.

«После возвращения из ссылки в 1934 г. о. Алексий не мог проживать с семьей, которая жила на иждивении его двоюродного брата Петра Павловича Троицкого, дом был конфискован, для возможности существования о. Алексий устроился работать в Заокском районе в карьер рабочим, затем некоторое время работал в школе, пока ему не помогли найти место священника» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в. / ПСТГУ: воспоминания Е. А. Новиковой).

При аресте в 1937 г. он был обвинен в том, что «явно враждебно настроен к Сов. власти, ведет к-р деятельность, группирует вокруг себя церковников...». На следствии обвинения в отношении его антисоветской деятельности строились только на факте его службы в царской армии. Все предъявленные обвинения отец Алексий на допросах отрицал, на последнем допросе заявил: «Я контрреволюционной агитации не вел и виновным себя не признаю».


В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные игуменией Сергией (Ежиковой).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию