Место смерти:Западная обл.,г. Брянск;
погребен на небольшом кладбище в Володарском р-не г. Брянска. В 1950-х кладбище было ликвидировано, на его месте устроили двор жилого дома; могилы были осквернены и разграблены
Родственники
отец
—
Троицкий Алексей Петрович, священник
мать
—
Троицкая (Виноградова) Варвара Васильевна (17.12.1865–6.7.1897), дочь священника. Согласно воспоминаниям В. К. Виноградова, умерла, купаясь в Оке. Возможно, что при купании у нее произошел сердечный приступ («паралич сердца»), от которого она вскоре умерла. Погребение совершали священник Иоанн Щеглов с псаломщиком Алексеем Погожевым
тетя (сестра матери)
—
Виноградова Надежда Васильевна , незамужняя, учительница церковно-приходской школы. Помогала отцу воспитывать детей после ранней смерти матери
брат
—
Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич), архиепископ, священномученик
брат
—
Троицкий Алексей Алексеевич, священник
сестра
—
Троицкая Ольга Алексеевна
сестра
—
Троицкая София Алексеевна
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1898
1902
Тульское духовное училище
1902
1909
Тульская духовная семинария
1909
1913
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
1911
1913
Санкт-Петербургский археологический институт
окончил с аттестатом (дипломом) на звание действительного члена института Поскольку Д. Троицкий окончил Институт в 1913 со званием действительного члена, а срок обучения в Санкт-Петербургском археологическом институте для действительного слушателя составлял 2 года, то год поступления предположительно указан 1911
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
28.9.1913
пострижен в монашество архиепископом Холмским и Люблинским Евлогием (Георгиевским)
30.9.1913
рукоположен во иеродиакона
1.10.1913
рукоположен во иеромонаха
25.4.1918
возведен в сан архимандрита «за отлично-усердное служение»; награжден саном к празднику Св. Пасхи
30.4.1921
хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея России свт. Тихон
3.1.1934
возведен в сан архиепископа
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
16.8.1913
26.8.1914
Холмская духовная семинария, иеромонах, преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей, классный воспитатель. С нояб. 1913 по март 1914 — исполняющий обязанности члена Холмской духовной консистории, с янв. 1914 — член Епархиального миссионерского совета
26.8.1914
28.9.1917
Тульская духовная семинария, иеромонах, преподаватель по кафедре Свящ. Писания. С янв. 1916 по май 1917 — член Епархиальной комиссии по испытанию лиц, ищущих священного сана
28.9.1917
30.4.1921
Орловская и Севская епархия,
Орловская губ.,
Болховский уезд,
Оптин Рождества Богородицы и Святой Троицы монастырь, архимандрит, настоятель. Назначен по ходатайству епископа Орловского и Севского сщмч. Серафима (Остроумова). С нояб. 1917 до нач. 1918 — председатель Болховского Макариева отделения Орловского церковного историко-археологического общества, с мая по авг. 1919 — член Епархиального совета
30.4.1921
ок. 14.9.1921
Орловская и Ливенская епархия, Елецкое викариатство,
епископ. В связи с проведением разследования по несправедливому обвинению в краже монастырского имущества на место служения не выехал, был вынужден жить в Болховском Троицком монастыре
14.9.1921
28.10.1922
Орловская и Ливенская епархия, Болховское викариатство,
епископ. Председатель Орловского Церковного историко-археологического общества. С 17.5.1922 — управляющий Орловской епархией (по просьбе собрания градского духовенства 1-го и 2-го округов, с участием представителей уездного духовенства Орловской епархии), в связи с арестом еп. Орловского и Севского Серафима (Остроумова). С 28.10.1922 епархией не управлял
подвергался следствию Болховского уголовного розыска по делу «о сокрытии от представителей Советской власти драгоценностей монастыря и их хищении», обыску, была взята подписка о невыезде
2.11.1921
арестован по обвинению в «агитации против Советской власти и Коммунистической партии» во время проповедей, а также в «нелегальном существовании историко-археологического общества» (на основании обнаруженной при обыске печати общества)
2.11.1921 не позднее 7.12.1921
находился в заключении в тюрьме г. Болхов, затем переведен в тюрьму г. Орла
нояб. 1921 или дек. 1921 8.4.1922
находился в заключении в тюрьме г. Орла, с 7.12.1921 — в одиночной камере без права получения передач. Освобожден после многочисленных обращений верующих под подписку о невыезде из пределов Болховского и Мценского уездов и под запретом присутствовать на богослужениях
28.10.1922
арестован Орловским губернским отделом ГПУ по обвинению в «контрреволюционной агитации и умышленном сокрытии от Советской власти церковных ценностей»
28.10.1922 кон. 1922
находился в заключении в тюрьме г. Орла
27.12.1922
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на высылку в г. Хиву на 2 года Архив УФСБ по Орловской обл. Д. 3871-П
1923
находился в ссылке в Пенджикенте (Бухарская НСР)
апр. 1926
арестован в г. Москве
апр. 1926 ок. сент. 1926
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
сент. 1926
выслан по устному распоряжению Тучкова в г. Кинешму Костромской губ.
сент. 1926
находился в ссылке в г. Кинешме Костромской губ.; вероятно, в сентябре переехал в Решму, где поселился при Макариево-Решемском монастыре
сент. 1926(?) 1928
находился в ссылке в с. Решме Кинешемского уезда Костромской губ.; прожил в Решме около двух лет. В 1928 освобожден из ссылки без права жительства в 6 главных городах страны ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Л. 79, 119 об.
На становление будущего епископа большое влияние оказал его старший брат, священномученик Иларион (Троицкий). Получив очень хорошее образование, в том числе в Санкт-Петербургском археологическом институте, архиепископ Даниил на протяжении всей жизни неизменно интересовался Церковной археологией: историей Богослужения, древней архитектурой, иконописью.
Тридцать первого мая 1923 г., находясь в ссылке в Пенджикенте, вместе с еп. Суздальским Василием (Зуммером) тайно совершил хиротонию свт. Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, во епископа Ташкентского и Туркестанского.
Во время управления Орловской епархией проявил себя непоколебимым борцом с обновленчеством. После возвращения из ссылки из Таджикистана, в апр. 1926 г., находясь в Москве, поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в его борьбе с григорианским расколом. В числе 26 архипастырей, оставшихся верными митр. Сергию (Страгородскому), Владыка Даниил подписал заявление в его поддержку по поводу раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС) и канонических мер прещения, предпринятых против них со стороны Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России ... С. 449–450.)
В книге Н. А. Зонтикова «Макариево-Решемский монастырь: вехи истории» опубликованы воспоминания Дарьи Федотовны Галашевой о пребывании ссыльного Владыки Даниила в с. Решме Кинешемского уезда Костромской губ.: «В Решме жил владыка Даниил, сослан за проповеди. Каждый день ходил отмечаться в сельсовет. Ему была вольная высылка. Простой-простой, душевный. Он в монастыре служил, послушники в стихарях за ним ходили, один был Шурик Арефьев, лет шестнадцати. Освободился, уехал из Решмы, и вскоре мы услышали — помер» (Макарьево-Решемский монастырь: вехи истории. С. 645). По словам Дарьи Федотовны, с поселением в Решме епископа Даниила в монастыре стали регулярно проходить архиерейские богослужения. Иподиаконами у Владыки были 18-летний Александр Арефьев (пропал без вести в окт. 1942 г.) и 17-летний Павел Малышев. Отмечаться епископ каждый день ходил в Нагорновский сельсовет. В 1927 г. монастырь закрыли (вероятно, пребывание ссыльного архиерея в Решме и совершение им богослужений в обители могло быть причиной закрытия монастыря).
В 1932 г. владыка Даниил принимал участие в заседаниях летней сессии Временного Патриаршего Священного Синода.
Постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода от 14 апреля 1932 г. № 61 определено было вызвать на летнюю сессию в порядке очереди в ряду других Преосвященных архипастырей епископа Брянского Даниила. Состав летней сессии был следующий: «Преосвященные митрополиты Ташкентский Никандр, Саратовский Серафим, архиепископы Харьковский, Экзарх Украины Константин, Хутынский, Управляющий Новгородской епархией Алексий, Одесский Анатолий, Ярославский Павел, Управляющий Свердловской епархией Софроний, Иваново-Вознесенский Павел, Управляющий Волынской епархией Николай, епископы Брянский Даниил, Калужский Павлин и Сталинградский Петр». Первое полное заседание летней сессии было назначено на 13 мая[1]. Согласно Постановлению от 29 октября 1930 г. № 206, полные собрания Синода созывались «три раза в каждую сессию [летнюю и зимнюю] (не считая экстренных случаев) на время до одной недели». В летнюю сессию созыв был «к среде Фоминой седмицы, около 25 июля и после праздника Воздвижения»[2]. Постановлением от 21 октября 1932 г. № 141 «ввиду предстоящего окончания летней сессии», епископ Даниил вместе с другими временными членами был уволен от присутствия в Синоде во вверенную ему епархию[3].
В последний период жизни архиеп. Даниил жил вблизи закрытого к тому времени Брянского Петропавловского монастыря, и по его благословению, во избежание поругания от безбожных властей, произошло перезахоронение мощей прп. кн. Олега Брянского. Благодаря этому Святыня была сохранена, и в 1995 г. Святые мощи были вновь обретены. В январе 1934 г., когда к Празднику Рождества Христова, «в воздаяние усердного служения Церкви Божией» Владыка Даниил был возведен в сан архиепископа, он уже тяжело болел. Утром в день кончины Владыка сообщил близким: «Ко мне приходили юноши и сказали: придем еще раз, будь готов». Его соборовали и причастили Святых Таин, а в 4 часа дня он попросил дать ему в руку зажженную свечу и сказал: «За мной пришли». С этими словами тихо отошел ко Господу.
Архиепископ Даниил был погребен на небольшом кладбище в Володарском р-не г. Брянска. В 1950-х гг. кладбище было ликвидировано, на его месте устроили двор жилого дома. Могилы были осквернены и разграблены. Перезахоронить останки Архипастыря никто в то время не решился. Память Архиепископа Даниила неизменно почитается на Брянской Земле.
Комиссией по канонизации Брянской епархии подготовены материалы к прославлению архиепископа Даниила (Троицкого) в лике святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
__________
[1] Журнал Московской Патриархии. 1932. № 9–10 // Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. (Далее: ЖМП. 1931–1935 гг.) С. 104. [2] Журнал Московской Патриархии. 1931. № 1 // ЖМП. 1931–1935 гг. С. 13–14. [3] Журнал Московской Патриархии. 1932. № 11–12 // ЖМП. 1931–1935 гг. С. 123.
Список преследуемых властями архиереев, об освобождении которых ходатайствовал Патриарх Тихон, [12.04.1924] // ГА РФ. Ф. 5363. Оп. 1. Д. 57. Л. 83. — Опубл.: Архивы Кремля. Политбюро и Церковь, 1922–1925 : в 2 кн. / Изд. погдот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосибирск ; М., 1998. Кн. 2. С. 427