Истинный молитвенник, духовник и ревностный священнослужитель, один из самых любимых и благоговейно почитаемых представителей московского духовенства. По воспоминаниям современника, «его чтили как теплого молитвенника перед Господом и как мудрого советника в житейских и духовных делах… Его евангельскую любовь к ближним, прошедшую через всю его жизнь, ощутил на себе каждый, кому пришлось хоть один раз увидеть батюшку». Среди его воспитанников и духовных чад — архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей-старец Василий Серебренников, митрополит Питирим (Нечаев), архиепископы Димитрий (Градусов) и Филипп (Ставицкий). Провожавший его в последний путь Патриарх Алексий I, с глубокой скорбью произнес: «Ушел мой последний молитвенник…» (Сокровища Введенских гор ... С. 227–228).
Место смерти:г. Москва.
Погребен на Введенском (Немецком) кладбище (участок 12–1)
Родственники
дед
—
Воскресенский Иван Кузьмич (ум. в 1867), пономарь Воскресенской церкви г. Павловского Посада Богородского уезда Московской губ.
отец
—
Воскресенский Георгий Иванович (ум. в 1896), диакон Воскресенской церкви г. Павловского Посада Богородского уезда Московской губ. (с 1867)
мать
—
Воскресенская (Смирнова) Зоя Васильевна (1854–1934)
жена
—
Воскресенская (Соколова) Екатерина Вениаминовна (24.11.1880–1956), окончила Московское Мариинское епархиальное училище со званием «домашней учительницы» (1897). Венчание состоялось в феврале 1898 в московском храме свт. Николая в Пыжах
дочь
—
Воскресенская София Александровна (1899–1915), окончила гимназию с золотой медалью; умерла в 16 лет от скоротечной формы туберкулеза. Погребена на фамильном участке кладбища около собора Покровско-Васильевского монастыря
сын
—
Воскресенский Георгий Александрович (1900–1955), выпускник МВТУ им. Баумана, инженер завода «Манометр». С 1946 — регент в храмах: Иоанна Воина на Якиманке, архангела Гавриила на Чистых прудах и Петра и Павла в Лефортово. Почитатель и последователь стиля и репертуара синодального хора Успенского собора времен управления им регентом Н. М. Данилиным. Жена: Анна Васильевна
дочь
—
Полунина (Воскресенская) Таисия Александровна (21.9.1902–26.10.1968), воспитательница в 1-м вспомогательном институте для умственно-отсталых детей (располагался в одном из зданий принадлежавшем католическому храму Петра и Павла в Москве). Приглашена на работу врачами, впоследствии ставшими известными деятелями Церкви: врач-психолог Борис Холчев (будущий архимандрит Борис) и врач-психоневролог Сергей Никитин (будущий епископ Стефан, епископ Можайский). Венчание состоялось в феврале 1929 в московском храме прп. Марона. Муж: Сергей Васильевич Полунин (1896–3.9.1938), талантливый ученый, автор многих трудов, заместитель заведующего КБ завода 230 Наркомата оборонной промышленности. Арестован 24.2.1938, ложно обвинен в шпионаже и приговорен к смертной казни; расстрелян на полигоне в Бутово. Реабилитирован 17.12.1955
сын
—
Воскресенский Вениамин Александрович (1905–1935), инженер-технолог Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича
сын
—
Воскресенский Сергей Александрович (1907–1933), инженер-механик завода «Манометр»
дочь
—
Воскресенская Елена Александровна (1909–1915)
сын
—
Воскресенский Николай Александрович (1910–1915)
сын
—
Воскресенский Леонид Александрович (14.7.1913–16.12.1965), видный советский ученый-испытатель ракетной техники (главный испытатель), один из ближайших соратников С. П. Королёва, начальник Головного проектно-испытательного отдела, заместитель Главного конструктора ОКБ-1 по летным испытаниям ракет и космических аппаратов. Доктор технических наук, профессор и руководитель кафедры Московского авиационного института. Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина и ордена Красной Звезды. В 1970 его именем назван кратер на Луне
Московская и Коломенская епархия,
Московская губ.,
Богородский уезд,
г. Павловский Посад, церковь святителя Николая при станции Павлово-Посад Нижегородской железной дороги, священник. При его деятельном участии были построены: двухклассная церковно-приходская школа при храме, городское реальное училище (позже был его преподавателем); созданы: городское попечительство о бедных, комитет о беженцах (в 1914), комитет «Воинам-героям на спасение от удушливых газов» (возглавил его в июле 1915); учреждены: общество трезвости (1.3.1905 избран его первым председателем) и благотворительное общество Белой Ромашки для помощи больным туберкулезом. Организовывал: паломнические поездки прихожан и городских жителей на поклонение мощам только что прославленного преподобного Серафима Саровского в Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь (в 1912 и 1913), в Киево-Печерскую лавру и Черниговский монастырь — специальными составами в количестве каждый раз около 500–600 человек (1914), а также в Берлюковскую пустынь, Николо-Угрешский монастырь. Законоучитель школ: начальной при французской фабрике, министерской 2-х классной при станции Павлово-Посад и в реальном училище общества распространения образования
«…Протоиерей Александр Георгиевич Воскресенский (1875–1950), заслуженный настоятель храма муч. Иоанна Воина на Б. Якиманке в Москве, один из самых уважаемых и чтимых представителей московского духовенства. Родился о. Александр под Москвой в Павловском Посаде в семье диакона. Окончив московскую семинарию в 1897 г., еще будучи в семинарии, о. Александр уже принимал участие в богослужении — он был иподиаконом у о. ректора, а спустя год после окончания семинарии, он принимает священнический сан, в котором и прослужил непрерывно 52 года.
В молодые годы пастырское служение и законоучительство о. Александра было тесно связано с его общественной деятельностью. Знаменательными событиями в жизни его духовных детей в тот период явились организованные о. Александром паломнические поездки дважды в Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь (1912 и 1913 гг.), в Киево-Печерскую Лавру и Черниговский монастырь в 1914 г. перед самой войной — специальными составами в количестве каждый раз около 500–600 человек, а также ряд подмосковных поездок в Берлюковскую пустынь, Николо-Угрешский монастырь и др.
Отца Александра любили и благоговейно почитали не только его прихожане, но и верующие всей Москвы, да и не только Москвы. Мягкий по характеру и чуткий к запросам человеческой души, он всех привлекал к себе теплотою и богатством своего внутреннего содержания. В его простых задушевных словах находили необходимую духовную поддержку и верующий интеллигент и простолюдин. Его чтили как теплого молитвенника перед Господом и как мудрого советника в житейских и духовных делах.
Отец Александр высоко ценил пастырское служение и всю силу его видел в благоговейном совершении богослужения и духовном руководстве паствой. Его духовный облик соответствовал его духовной настроенности. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не снимал своей священнической рясы.
В течение более чем полувекового служения у престола Божия, о. Александр много трудился, не жалея своих сил и не считаясь со слабым здоровьем. В тяжелые для Церкви годы, он часто оставался без помощников, но ежедневно совершал литургию и, исполняя все требы, не отказывал никогда никому. Такой почти непосильный труд не тяготил о. Александра, напротив, он исполнял все с большой любовью. Присные батюшки часто поражались тому, что Великим постом батюшка пропускал по 1500 исповедников, читая над каждым из них разрешительную молитву, а потом каждого причащал из своих рук.
Любовь ко всем и ко всему — вот что было главным в его жизни. В каждом человеке он находил что-то хорошее, стараясь, чтобы оно заслонило и сделало невидимым плохое (плохих людей для о. Александра вообще не существовало.)
Его евангельскую любовь к ближним, прошедшую через всю его жизнь, ощутил на себе каждый, кому пришлось хоть один раз увидеть батюшку. Будучи необыкновенно добрым человеком, о. Александр всегда старался помочь нуждающимся и делился с ними всем, что имел. Скромность, смирение и кротость отличали его даже и среди своих собратий и в отношениях со всеми окружающими.
На первой неделе Великого поста, при чтении мефимонов, о. Александр на всякий возглас "Помилуй, мя, Боже, помилуй мя!" клал земной поклон и делал это постоянно до начала тяжелого сердечного заболевания.
Отец Александр был наделен от Бога даром прозорливости, но скрывал это ото всех. Теперь же, по прошествии долгого времени со дня его кончины, духовные дети пишут об этом в своих воспоминаниях. Они вспоминают, что за несколько дней до своей кончины, когда о. Александр был тяжело болен, он молился св. муч. Харлампию, которого очень почитал, и тот явился и сказал, что Господь дарует ему продление жизни, но придет время, когда он сам (св. муч. Харлампий) придет за ним. И, действительно, о. Александр скончался 23 февраля, в день памяти св. муч. Харлампия.
В начале войны, во время особо интенсивных налетов на Москву, батюшка жил на колокольне при храме. Близкие духовные дети зачастую оставались ночевать в храме, дабы быть возле батюшки. Как только объявлялась тревога, батюшка сходил с колокольни, вставал у главных дверей храма и все это время горячо, со слезами молился Господу, осеняя своим наперсным крестом то одну, то другую сторону. Особенно страшны были моменты приближения вражеского самолета, зловещий гул которого мы различали. Здесь батюшка особенно плакал и молил Господа, осеняя своим крестом, и мы слышали, как, пролетев мимо, самолет сбрасывал где-то недалеко фугасную бомбу. Кончалась тревога, мы отводили изнемогшего отца на колоколенку, куда он едва мог подняться, давали ему сердечные капли и укладывали в постель. Посидев немного возле него, мы спускались вниз, в храм, и так коротали время до утра.
На похороны о. Александра собралось множество верующих в храме св. Иоанна Воина, и всем хотелось проститься со своим наставником и как бы возвратить ему ту любовь, которую в изобилии получали от него. Не только храм, но и церковная ограда не смогли вместить всех желающих проститься с ним. Накануне отпевания святейший Патриарх Алексий, приезжая проститься с почившим о. Александром, произнес: "Ушел мой последний молитвенник!".
День похорон пришелся на воскресенье в неделю Православия. Отпевание совершал митр. Николай. В прощальном слове он охарактеризовал почившего, как выдающегося служителя Православия нашего времени в нашей стране.
Светлый образ о. Александра жив в сердцах его духовных детей и поныне, и как, живя на земле, он молился у престола Божия за всех, так духовные дети и теперь верят, что молитва его о пастве никогда не умолкнет у престола Всевышнего…»[1](Сокровища Введенских гор ... С. 226–230).
* * *
Протоиерей Александр Воскресенский «происходил из древнего священнического рода, восходящего корнями ко временам Крещения Руси греческим духовенством» (Жизнь и служение протоиерея Александра Воскресенского (1875–1950). М., 2005).
__________________
[1] От редакции: Найдено в Самиздате. По всей вероятности рукопись принадлежит перу покойного поэта А. А. Солодовникова.