Савченко Михаил Данилович, священник
- Дата рождения: 1882
- Место рождения: Полтавская губ., г. Полтава
- Дата смерти: 3.9.1938
- Место смерти: Карельская АССР, ст. Сегежа
Родственники
Места служения, должности
Награды
Преследования
Другие сведения
Михаил Данилович Савченко родился в 1882 г. в городе Полтаве в семье священника, окончил духовную семинарию[1]. С 1919 по 1929 г. отец Михаил служил в местечке Великая Буромка Черкасского округа[2] Полтавской губернии. 3 марта 1929 г. священник Михаил Савченко был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» в Великой Буромке. Он был осужден[3] 3 сентября 1929 г. с приговором «10 лет концлагерей» и отправлен в Соловецкий лагерь. На Соловецкие острова отец Михаил прибыл 12 ноября 1929 г., и, уже находясь в лагере, узнал о своем награждении палицей митрополитом Киевским Михаилом (Ермаковым)[4] в 1929 г. Награду в тот момент он получить не мог.
Будучи в заключении, он оказался в кругу священников, близких епископу Аркадию Остальскому. Вместе с владыкой отец Михаил активно помогал нуждающимся заключенным священникам, участвовал в богослужениях. 3 декабря 1930 г. под праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы епископ Аркадий совершал богослужение совместно со священником Михаилом Даниловичем Савченко и монашествующими Соловецкого монастыря в часовне около пристани. На службе владыка по просьбе отца Михаила возложил на него палицу, так как чин награждения мог быть проведен только епископом.
В апреле 1931 г. владыка Аркадий вместе с другими заключенными священнослужителями был арестован в лагере по обвинению в антисоветской деятельности и совершении религиозных обрядов. Поводом для ареста послужил донос одного из заключенных, отбывавшего срок в том же 4-ом отделении пос. Савватиево, где находился епископ Аркадий. В доносе упоминалось богослужение под праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы 3 декабря 1930 г. и возложение палицы на отца Михаила, которое было рассмотрено как поощрение за религиозную, антисоветскую деятельность[5], в доносе также перечислялись имена тех священников и мирян, которые находились в заключении вместе с епископом Аркадием. После доноса было открыто внутрилагерное дело.
4 апреля владыка Аркадий был допрошен, он подтвердил свое присутствие на богослужении 3 декабря и пояснил смысл возложения палицы на священника Михаила Савченко, подчеркивая, что возложение не является награждением и его личным поощрением, а лишь вручением уже полученной ранее награды.: «На службу к вольным монахам на Благовещение я попал ненамеренно, а приходил к ушному врачу, но потом задержался — и к монахам зашёл, чтобы достать у них что-либо съестное, так как я молочной пищи не ем, поэтому иногда необходимые продукты достаю через них; потом я туда заходил иногда, чтобы исповедаться; всего я с ноября месяца был у них не больше пяти раз.
На Введение, в ноябре 1930 года, я у них служил, слово я произносил и припоминаю, что я говорил о значении храма для верующего и [о том], что он приобретает в храме. Савченко Михаила я знаю, познакомился с ним в августе 1930 года — он мне несколько раз помогал материально, т. е., он имел знакомых, которые имели карточки, приобретал продукты мне на даваемые ему деньги.
На Савченко палицу я возлагал. Это было так. Савченко получил из дому письмо о награждении епископом Константином Харьковским его, Савченко, палицей; поэтому он обратился к епископу Герману о возложении этой палицы, но Герман сказал, что это могу сделать и я, что я потом и сделал по просьбе Савченко. При этом я лишь сказал, что иерей Савченко награждается Константином Харьковским палицей, а мною недостойным эта палица возлагается на него; и больше я по поводу награды ничего не говорил»[6].
Священник Михаил Савченко был допрошен в числе других священников и мирян из круга епископа Аркадия. На допросе 7 апреля 1931 г. отец Михаил подтвердил своё участие в богослужении 3 декабря и пояснил значение возложения полученной награды епископом, он также подтвердил, что помогал заключенным священникам, так как получал переводы:
«На Введение Остальский говорил слово, что нужно благодарить Бога, что Он у нас не отнял ещё возможность совершать моление здесь, как ранее в катакомбах, причём указывал, что храмы отобраны только за наши грехи, и нам, поэтому приходится собираться на чердаке, и призывал к молитве и покаянию.
При мне Остальский служил только один раз, говорил о посте и покаянии; об объединении духовенства ничего не говорил, а также не говорил и о взаимной поддержке или организации кассы взаимопомощи. Никому о желании взять на себя сбор пожертвований я не говорил. Вообще, я кое-кому пособлял, так как за время нахождения в Соловках получил до пятисот рублей переводов, а на себя поизрасходовал не более восьмидесяти рублей. Облачение, имеющее форму ромба, называется палицей и принадлежит к священническому облачению, точнее награде, которая даётся по истечении трёх лет с получения предшествующей награды. Такую палицу я получил в 1929 году к Пасхе по утверждению Киевского Митрополита Михаила, но так как в это время я был в заключении, то палицы не получил, поэтому епископ Остальский однажды перед службой и возложил на меня палицу, взяв её здесь у монахов; то есть, он меня не наградил, а только возложил уже данную награду, так как палицу возложить может только Епископ; это он сделал по моей просьбе; палица, как церковное облачение, осталась у монахов»[7].
Следствие по делу длилось с апреля по август 1931 г., в заключительном постановлении было предложено: «Зкл. Савченко, Михаила Даниловича ... за проведение антисоветской агитации и участие, с целью проведения религиозных обрядов, на нелегальных собраниях заключить в штрафизолятор на шесть месяцев»[8].
14 августа 1931 г. по постановлению коллегии ОГПУ «за контрреволюционную агитацию» отцу Михаилу как участнику «контрреволюционной группировки церковников» был вынесен окончательный приговор: добавить к сроку 2 года штрафного изолятора[9].
Из Соловецкого лагеря отец Михаил был переведен в Медвежьегорский р-н Карельской АССР, в Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь, о времени перевода сведений нет.
11 августа 1937 г. отец Михаил был арестован в Беломорско-Балтийском лагере по обвинению в «контрреволюционной деятельности». 26 августа он был осужден тройкой НКВД по Карельской АССР по ст. 58-2-11, 59-3 с обвинением «контрреволюционная деятельность» и приговорен к высшей мере наказания. Священник Михаил Данилович Савченко был расстрелян 3 сентября 1938 г. близ станции Сегежа. Реабилитирован прокурором Карелии в 1989 г.
[1] Архивное следственное дело по обвинению епископа Аркадия (Остальского) и др., Соловецкий лагерь, 1931 г. (Внутрилагерное дело Д. 58/2280) // Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-15353, Л. 163: «Зкл. Савченко, Михаил Данилович, 49 лет, украинец, сын священника, г. Полтава, по профессии служитель религиозного культа, женат, неимущий, со средним образованием, беспартийный, ранее не судимый, и 3/9-29 г. по постановлению КОГПУ по ст. 58/2-11, 59/3 УК изолирован на 10 лет, по 15 марта 1939 года. В лагере с 12/XI-29 г. дисциплинарным взысканиям не подвергался».
[2] Черкасский округ — единица административного деления Украинской ССР с административным центром в г. Черкассы, существовавшая с марта 1923 по сентябрь 1930 г.
По сведениям на 1859 г. населенный пункт Велика Буромка являлся местечком владельческим, где была одна православная церковь. Местечко Великая Буромка относилось 1-му стану Золотоношского уезда Полтавской Губернии. (Полтавская Губерния. Список населенных мест по сведениям за 1859 г. Санкт-Петербург. 1862. С. 41)
[3] По постановлению КОГПУ по ст. 58/2-11, 59/3 УК
[4] Д. П-15353, Л. 64: из показаний священника Михаила Даниловича Савченко на допросе 07.04.1931 г.: «палицу я получил в 1929 году к Пасхе по утверждению Киевского Митрополита Михаила».
[5] Д. П-15353, Л. 161 - 162: «зкл. Савченко, Михаил Данилович участвовал вместе с Остальским в совершении религиозных обрядов. (л. д. 21, 28), за что Остальским был награжден палицей, после получения которой стал проявлять себя ещё более ревностным сподвижником Остальского. <(Л. Д. 161)> Взял на себя роль сборщика средств для материально необеспеченных в лагере духовенства. Л. Д. 8, о чем сам рассказал бывшему полковнику зкл. Павлову.
При производстве обыска у зкл-го Савченко были изъяты 1 псалтырь, 1 Евангелие, 1 книга литургии и денег 51 рубль (Л. Д. 60)».
Л. 162: «Привлеченный к следствию в качестве обвиняемого Савченко Михаил Дмитриевич показал, что на службе он бывал и причащался вместе с Травиным И Сахаровым, что разговора об объединении духовенства и оргпнизации кассы взаимлпомощи не было, но он сам из своих личных средств кое-кому помогал, что палицу как награду он получил еще в 1929 г. от Киевского митрополита Михаила, а Остальский только ее возложил по его просьбе.»
[6] Д. П-15353, Л. 80
[7] Д. П-15353, Л. 64
[8] Д. П-15353, Л. 165
[9] В данный момент есть два источника, где указывается окончательный приговор. В книге «За веру Христову»: «заключен в штрафной изолятор на два года», в базе данных ПСТГУ: «добавить к сроку 2 года штрафного изолятора».
Литература
-
За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951) : Биографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 486
-
«Сквозь огнь мучений и воды слез...» : Гонения на Истинно-Православ. Церковь: По материалам следств. и лагер. дел заключенных. М., 1998. С. 324