Дмитриев Филипп Дмитриевич, священник

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
Показать все

Преследования

22.6.1929
арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации»
4.11.1929
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю на 3 года заключения в концлагерь
18.12.1929 – не ранее авг. 1931
находился в заключении в Соловецком ИТЛ (СЛАГ)
14.8.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на увеличение срока наказания на 2 года за "контрреволюционную агитацию" как участник "контрреволюционной группировки духовенства"
26.9.1989
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

Дмитриев Филипп Дмитриевич, чуваш по национальности, родился в 1872 г. в крестьянской семье д. Янгорчино[1], Шибылгинской волости, Цывильского уезда Казанской губернии[2]. Он кончил учительскую семинарию и был рукоположен в сан священника. С 1898 до 1929 г. отец Филипп служил в с. Сабакаево, Меликесского уезда Самарской губернии. 22 июня 1929 г. он был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и 4 ноября 1929 г. осужден постановлением тройки ПП ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь.

С 18 декабря 1929 г. священник Филипп Дмитриев находился в заключении в Соловецком лагере. В 1930 г. он отбывал наказание в 4-ом отделении п. Савватьево, где работал сторожем кассы хозчасти. Вместе с отцом Филиппом в этом же отделении трудились и другие заключенные священнослужители. Одним из них был епископ Аркадий Остальский, который по рабочим делам виделся с отцом Филиппом.

В это время все храмы Соловецкого монастыря были закрыты, а богослужения продолжали совершаться вольными Соловецкими монахами в часовне около пристани. Заключенным священнослужителям совершать религиозные обряды и присутствовать на службах было запрещено. 3 декабря 1930 г. под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в часовне службу совершал епископ Аркадий, священник Михаил Данилович Савченко и один из Соловецких монахов[3]. Во время богослужения владыка возложил на отца Михаила награду — палицу, которой он был ранее награжден, но получить до своего заключения не смог. Слух о возложении награды дошел по начальства и в дальнейшем послужил поводом для обвинения в антисоветской деятельности владыки и других священников, присутствующих на богослужении.

Владыка Аркадий не только совершал и участвовал в богослужениях, но и поддерживал заключенных священником, а отец Михаил Савченко помогал из собственных средств нуждающемуся духовенству. Деятельность владыки и знакомых ему заключенных священнослужителей вызывала недовольство начальства. И вскоре появился повод для ареста многих из них.

24 февраля 1931 г. одним из заключенных 4-ого отделения посёлка Савватьево Погорелым Романом Петровичем было написано «заявление», поступившее в информационно-следственный отдел Соловецкого лагеря. В заявлении говорилось о том, что владыка негативно относится к Советской власти, упоминались имена заключенных священнослужителей знакомых с епископом Аркадием:

«Находясь в Савватиеве раздатчиком 2-й роты, я стал наблюдать, что к помещавшимся в одном со мной бараке заключённым священникам Ильину Василию Степановичу, Бессонову Константину Ивановичу, Вознесенскому Александру Васильевичу, Побединскому Владимиру Васильевичу часто ходит архиерей Остальский и ведёт с ними беседы, которые по своему характеру сводились к следующему.

Остальский 30.1.31 года, придя в барак, на вопрос Бессонова и Побединского: “Как вы благословите жить нас в дальнейшем?” — сказал: “Пока живите, терпите, осталось терпеть недолго, как я сказал вам на днях, на весну будут громадные перемены, вы видите какой раскол в советском правительстве, да ещё колоссальные требования со стороны иностранцев”. Это слышал заключённый Агафонов.

Сами эти священники также представляют довольно опасных лиц. Так 23.01.31 Ильин, беседуя со священником Дмитриевым Филиппом Дмитриевичем и Васканом Варфоломеем Ивановичем, сказал, что в Соловки посылают на десять лет за проступки, за которые царское правительство давало арест в две недели, потому что это нужно для досрочного выполнения пятилетки за счет бесплатного труда заключённых.

В общем, из жизни их всех, если вы вызовете меня, я могу указать многое»[4].

6 апреля 1931 епископ Аркадий был арестован во время всенощного бдения под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего было открыто «внутрилагерное дело», и начались допросы присутствовавших на службе заключённых и тех, кто был знаком с владыкой Аркадием.

В заключительном постановлении дела указано:

«Зкл-ный Остальский, пользуясь среди заключенных священников званием епископа группировал вокруг себя последних, в лице Савченко М. Д., Вознесенского А. В., Ильина В. С., Травина К. П., Дмитриева Ф. Д. и других в их среде, под видом религиозных бесед, проводил антисоветскую агитацию»[5].

Епископ Аркадий отрицал свою причастность к какой-либо антисоветской агитации и деятельности, а встречи с другими заключенными священнослужителям объяснял по большей части необходимостью решать рабочие вопросы[6].

В числе допрошенных по делу священников был отец Филипп Дмитриев. В заключительной части дела отец Филипп обвинялся в том, «что среди заключенных высказывал явно враждебное отношение к Советской власти»[7], приводились его слова о условиях содержания в лагере:

«Зкл. священник Дмитриев, Филипп Дмитриевич, ведя разговор по поводу нападения в Японии на Советского представителя, высказал сожаление, что последний остался в живых, причем добавил: “Все равно перебьют по одному, придется им поплатиться за то, что создали для нас такую обстановку, при которой нельзя жить” (л. д. 109)». Отец Филипп, не отрицая своего знакомства с группой священников, отрицал все приписываемое им следствием обвинение[8].

На момент ареста в лагере у священника Филиппа Дмитриева была семья: жена — Евдокия Ефимовна Дмитриева и двое детей, которые жили в городе Самаре.[9]

Дело длилось до августа 1931 г., и 14 августа отцу Филиппу по постановлению особого совещания коллегии ОГПУ «за контрреволюционную агитацию» как участнику «контрреволюционной группировки церковников» вынесли окончательный приговор: увеличение срока наказания на два года.

Сведений о дальнейшей жизни отца Филиппа нет, 26 сентября 1989 г. он был реабилитирован.

 

[1] В разных источниках место рождения указывается по-разному. Так в книге: «Зв веру Христову» местом рождения указано с. Енбахино, Цывильского уезда, Казанской губ., также как и в заключительном постановлении «внутрилагерного дела» (Архивное следственное дело по обвинению епископа Аркадия (Остальского) и др., Соловецкий лагерь, 1931 г. (Внутрилагерное дело Д. 58/2280) // Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-15353), в протоколе же допроса, составленного со слов заключенного указана д. Ямборчино Шибылгинской волости, Цивильского уезда Казанской губернии. По-видимому, эти данные ошибочны. Так как в списке населенных мест Казанской губернии за 1859 г. в Цивильском р-не около с. Шибылгизь (Большая Андреевка) нет названий Ямборчино и Енбахино, но есть Большая Янгорчина, Малая Янгорчина, Нижняя Янгорчина, которые находились недалеко друг от друга и от с. Шибылгизь – волостного центра.

В настоящий момент сохранились с. Шибылги, бышее в нач. XX в. волостным центром, и д. Малое Янгорчино Цивильского р-на Чувашской Республики.

[2] Архивное следственное дело по обвинению епископа Аркадия (Остальского) и др., … Д. П-15353, Л. 164: «Дмитриев, Филипп Дмитриевич, 28 лет, чуваш, из крестьян Казанской губ., Цивильского уезда, Шибульдинской волости, дер. Янбахино, по профессии служитель культа, женатый, имевший свое хозяйство, со средним образованием, беспартийный, ранее не судимый, ныне осужденный ОСОГПУ по ст. 58 10 УК и изолирован на 2 года, по 22/VI – 32 г. В лагере с 15/IX – 29 г. Дисциплинарным взысканиям не подвергался».

[3] Д. П-15353, Л. 25–26

[4] Д. П-15353, Л. 3

[5] Д. П-15353, Л. 161

[6] Д. П-15353, Л. 80-80 оборот, 82

[7] Д. П-15353, Л. 164

[8] Д. П-15353, Л. 162, 163.

[9] Д. П-15353, Л. 125

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию