«Особую известность преосв. Виссариону принесла его проповедническая деятельность, носившая по преимуществу общественно-публицистический характер и отзывавшаяся почти на все современные явления церковной и общественной жизни. "Вы — талантливый церковный проповедник, истолкователь слова Божия, и вообще плодовитый сочинитель, яко маслина плодовита в дому Божии (Пс 51,10), в вертограде Христовом. Какой величественный памятник вы создали себе не из плинф (Быт 11,3), но из книг духовного журнала, с давних пор издаваемого вами". Эти слова признания заслуг епископа Виссариона перед Церковью были произнесены в его адрес при архиерейской хиротонии» (И. Н.Корсунский. Преосвященный Виссарион, епископ Костромской : По случаю 50-летнего юбилея церковно-общественной его деятельности. М., 1898. С. 31).
Место смерти:г. Кострома.
Скончался на загородной архиерейской даче в с. Солониково, вблизи Костромы. 3.6.1905 погребен в архиерейской усыпальнице Богоявленского кафедрального собора
Родственники
жена
—
Нечаева (Потапова) Варвара Никифоровна (28.11.1833–18.11.1887). Духовная дочь отца Иоанна Борзецовского, протоиерея церкви Иоанна Воина на Якиманке. Венчание состоялось в 1851
дочь
—
Глубоковская (Нечаева) Анастасия Васильевна (19.11.1859 – 1952). Муж (в 1-м браке; 17.4.1877–1890): Алексей Петрович Лебедев (2.3.1845–14.7.1908), профессор Московской духовной академии. Муж (во 2-м браке; с 27.11.1920): Николай Никанорович Глубоковский (6.12.1863–18.3.1937), экстраординарный профессор Священного Писания Нового Завета Санкт-Петербургской духовной академии (с 1894), член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 5.12.1909), постоянный член училищного совета при Святейшем Синоде (с 1911), почетный член Киевской, Казанской и Московской духовных академий. В 1921 вместе с женой выехал в Финляндию, оттуда в Германию, затем в Чехословакию и, наконец, в Сербию. В эмиграции (1921–1923) — профессор университетов в Праге и Белграде. С 1923 проживал в Болгарии, став профессором богословского факультета Софийского университета по кафедре Священного Писания Нового Завета. Избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук, почетным членом Библейского общества в Лондоне. Читал лекции по Священному Писанию Нового Завета в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже
дочь
—
Трайлович (Нечаева) Мария Васильевна, в 1928 жила в Румынии. Муж: Димитрий Анастасиевич Трайлович (бессарабский серб), домашний учитель
сын
—
Нечаев Василий Васильевич (ум. в 1918). Окончил Московский университет, служил в Московском архиве министерства юстиции
дочь
—
Груздева (Нечаева) Наталья Васильевна (ум. не ранее 1928). Муж: Викторин Сергеевич Груздев, профессор-медик Казанского Императорского университета
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1838
1844
Тульская духовная семинария
1844
1848
Московская духовная академия
окончил 3-м магистром XVI курса
3.10.1850
Московская духовная академия
удостоен степени магистра богословия (тема диссертации: «Святой Димитрий, митрополит Ростовский»)
23.6.1894
Московская духовная академия
удостоен степени доктора богословия «за заслуги по истолкованию, раскрытию истин Православия, изъяснению богослужения и молитв и обличению раскольников»
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
8.12.1853
рукоположен во священника митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым)
27.3.1874
возведен в сан протоиерея
3.6.1889
пострижен в монашество в храме Троицкого митрополичьего подворья
11.6.1889
возведен в сан архимандрита
30.7.1889
хиротонисан во епископа митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием (Рудневым) в Успенском соборе Московского Кремля
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
5.11.1848
4.11.1849
г. Тула,
Тульская духовная семинария, учитель логики, психологии, патрологии и латинского языка
г. Москва,
Московская духовная семинария, учитель (профессор) Священного Писания и греческого языка в средних отделениях. Законоучитель 1-го Московского кадетского корпуса (с 1853)
8.12.1853
10.10.1855
Московская и Коломенская епархия,
г. Москва,
Николаевская церковь при Московской духовной семинарии, священник, с сохранением профессорской должности в семинарии. Преподаватель церковной археологии во вновь открывшемся миссионерском отделении (безвозмездно; с 1854). Законоучитель 1-го Московского кадетского корпуса
12.10.1855
8.6.1889
Московская и Коломенская епархия,
г. Москва,
церковь святителя Николая в Толмачах, протоиерей (до 1874 — священник). Увещатель при комиссии военного суда (1859–1873). С 1859 — соредактор журнала «Душеполезное чтение» (с 1866 до дек. 1889 — единоличный редактор-издатель). Член правления Московской духовной семинарии от духовенства (1872–1873). В составе учредителей противораскольнического Московского братства св. Петра Митрополита, член совета этого братства (1874–1889). Член совета Московского епархиального Филаретовского женского училища по выбору духовенства (1875–1889). В 1884, по случаю юбилея журнала "Душеполезное чтение", избран почетным членом Московской духовной академии и Московского общества любителей духовного просвещения
Костромская и Галичская епархия,
епископ. Принимал участие в торжествах св. коронования Их Императорских Величеств (май 1894). По Высочайшему повелению назначен в состав присутствующих в Святейшем Синоде (1.6.1894–1.12.1894). Попечитель Федоровско-Сергиевского братства. Почетный член общества любителей духовного просвещения и комиссии народных чтений в Москве. Почетный член Санкт-Петербургской (1895) и Казанской (20.3.1895) духовных академий
Показать все
Награды
20.2.1854
магистерский крест
1861
право ношения скуфьи
21.1.1881
золотой наперсный крест с украшениями, поднесен прихожанами Николаевской, в Толмачах, церкви
15.5.1883
орден св. Владимира 4-й степени, награжден «за службу по епархиальному ведомству»
1888
орден св. Анны 2-й степени
9.4.1889
орден св. Владимира 3-й степени, награжден «за службу по епархиальному ведомству»
15.5.1893
орден св. Анны 1-й степени
1894
докторский крест
14.5.1896
право ношения панагии, украшенной драгоценными камнями. Награда пожалована в день Коронования Их Императорских Величеств с объявлением Высочайшего благоволения «за усердное и полезное служение к устроению Костромской епархии, за просвещенные труды по изъяснению Слова Божия и духовного назидания чад Святой Православной Церкви и заботы о просвещении заблуждающихся»
14.5.1896
большая золотая медаль «В память Священного коронования Их Императорских Величеств»
между 1896 и 1898
серебряная медаль «В память царствования Императора Александра III» для ношения на груди на Александровской ленте
между 1896 и 1898
медаль «В память царствования Императора Николая I»
Протоиерей Василий Нечаев «большей частью, кроме, конечно, посещения храма и исполнения треб, находился [вне] дома, считая, что настоятель и пастырь должен быть неотлучен от своего стада, и ежедневно, беря в руки большую палку вроде посоха, медленно обходил в виде прогулки свой приход, в котором было всего восемнадцать домов.
При Толмачевском храме издавался в то время известный журнал «Душеполезное Чтение», и Василий Петрович был его редактором, поэтому дел у него было немало. Говоря о допустимости среди трудов и духовного напряжения невинных развлечений и шуток, батюшка рассказывал, что Василий Петрович, будучи протоиереем, обдумывая иногда какую-нибудь серьезную статью для своего журнала, выходил, бывало, летом в свой сад. Здесь он становился на детские качели из длинной доски и, заложив руки в карманы и глядя на небо, начинал раскачиваться. А то и так бывало: придут к нему в гости, например, почтенный уже старец, церковный староста Толмачевского храма, известный книгопродавец и издатель Андрей Николаевич Ферапонтов и др., и отец протоиерей Василий Петрович, гуляя с ними в саду, среди серьезной беседы вдруг предложит им побегать с ним взапуски. И сам батюшка позволял себе иногда пошутить, например, с детками. Так, одной маленькой девочке он говорил с улыбкой: «Хочешь, я тебя сейчас к себе в карман посажу?» — и девочка, видя доброе и улыбающееся лицо старца, весело смеялась, не веря ему...» («Я всё переживаю с вами» : Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского ... С. 43–44)
* * *
«В бытность свою студентом владыка Виссарион встречался с Гоголем. Вот как это было. 20 ноября 1848 года протоиерей А. В. Горский обратился к историку М. П. Погодину, у которого было известное собрание русских древностей, с письмом, рекомендуя ему двух студентов, — В. Нечаева и М. Германова (также окончившего курс со степенью магистра и направленного в Воронежскую духовную семинарию; впоследствии кафедральный протоиерей в Томске). «Один из них, — писал Горский, — имеет до вас особенную нужду; другой желает воспользоваться кратким временем пребывания в Москве, чтобы вместе с товарищем познакомиться с вашим богатым музеем. Оба посвятили свои последние труды в Академии русской церковной истории. Оба из лучших наших воспитанников, ныне окончивших курс, и оба, как еще школьники, не смелы. Имеющий до вас покорнейшую просьбу г. Нечаев занимался в последнее время обозрением жизни и трудов святителя Димитрия Ростовского. Сочинение его приготовлено к печати. Между тем мы узнали, что между бумагами, переданными вам И. М. Снегиревым (известным собирателем и знатоком церковных древностей. — В. В.), есть перечень слов святителя, находящийся между рукописями Новгородской Софийской библиотеки и не изданный в свет. (Об этом сказывал мне сам Иван Михайлович.) Сделайте милость, позвольте нам списать этот перечень...»[1]. Погодин, хорошо знавший профессора Горского, исполнил его просьбу и принял молодых людей через два дня. В своем дневнике за 22 ноября 1848 года он отметил: «Студенты из Семинарии. О Семинарии. Показывал Гоголю»[2]. О встрече с Гоголем рассказывает и сам Нечаев в письме к Горскому от того же 22 ноября: «Благодаря Вашему письму был я с Мих<аилом> Антонычем (Германовым. — В. В.) у М. П. Погодина. Он был так снисходителен, что показал нам все свои археологические и исторические редкости с объяснениями и замечаниями, в числе редкостей показал нам также Н. В. Гоголя, который промолвил при нас пару слов и в ту же минуту скрылся в свой кабинет писать свои "Мертвые души"»[3]» (Н. В. Гоголь и его духовное окружение:... С. 88–89).
* * *
В Толмачевском храме ввел в правило общее пение за богослужением. Среди прихожан о. Василия были основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков и его брат — городской голова С. М. Третьяков, славянофил Ю. Ф. Самарин, публицист И. С. Аксаков и др.
Последним его деянием (15.5.1905) стала торжественная закладка каменного здания епархиального женского училища (после революции в этом здании размещались губком и обком партии, ныне здесь находится администрация Костромской обл.)
_______________________
[1]Корсунский И. Н. Преосвященный Виссарион, епископ Костромской. По случаю 50-летнего юбилея церковно-общественной его деятельности. М., 1898. С. 6.
[2] Гоголь в дневниковых записях М. П. Погодина 1843–1848 гг. // Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 2. М., 2012. С. 492.
Антифоны из 102-го псалма / Нечаев Василий, свящ. // Душеполезное чтение. 1868. Ч. 1. С. 304–311
Божественная литургия по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого : Опыт истолкования Литургии в ближайшем смысле. 4-е изд., вновь пересмотр. / Виссарион (Нечаев), епископ. СПб., 1895. 287 с.
Братья и сестры : Очерки христианской жизни / Нечаев Василий, свящ. М., 1864. 18 с.
В день Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил / Виссарион (Нечаев), епископ // Журнал Московской Патриархии. 1985. № 11. С. 68–70
Вдовство / [соч. еп. Виссариона (Нечаева) до его принятия сана]. М., 1879
Врачи и их пациенты / Виссарион (Нечаев), епископ. М., 1897. 15 с.
Время иконоборства / Нечаев Василий, свящ. М., 1861. 43 с.
Глас Словесе / Виссарион (Нечаев), епископ // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 1. С. 50–51
Голос пастыря / Виссарион (Нечаев), епископ. М., 1893. 11 с.
Гордость : [очерк] / Нечаев Василий, прот. М., 1884. 16 с.
Грехи чувств: Зрение. Слух. Осязание. Вкус и обоняние. Внутреннее чувство / Нечаев Василий, прот. М.. 1888. 26 с.
Доброе имя : Очерки христианской жизни / Нечаев Василий, прот. М., 1879. 13 с.
Дружба : Очерки христианской жизни / Нечаев Василий, свящ. М., 1863. 26 с.
Духовная пища : Сборник для религиозного чтения / Нечаев Василий, прот. 1884. 324 с.
Духовное завещание : Очерки христианской жизни / Нечаев Василий, прот. М., 1885. 15 с.
Духовное обновление людей по пророчеству Исаии / Виссарион [Нечаев], епископ // Душеполезное чтение. 1901, № 1. C. 49–54.
Духовный свет : Сборник духовно-назидательных статей / Нечаев Василий, прот. М., 1882. 315 с.
Женихи и невесты / Нечаев Василий, прот. // Душеполезное чтение, 1879. 27 с.
Злоупотребление словами Священного Писания / Нечаев Василий, прот. М., 1884. 25 с.
Наставление воспитанникам духовно-учебного заведения : Поучение в праздник Сретения, сказанное в семинарской церкви / Виссарион (Нечаев), епископ. Кострома, 1903. 9 с.
Нечто о вечеринках и балах. 3-е изд. / Виссарион [Нечаев], еп. М., 1891
О вечерне : Два публичных чтения / Нечаев Василий, прот. М., 1875. 62 с.
О путешествиях к Святым местам / Нечаев Василий, прот. М., 1884. 15 с.
О христианских именах / Нечаев Василий, прот. М., 1884. 20 с.
О христианском благоразумии в употреблении времени / Виссарион [Нечаев], еп. // Душеполезное чтение. 1903, ноябрь. C. 372–374
Обозрение употребительнейших церковных молитв : [ранее опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1863–1865] / Нечаев Василий, свящ. М., 1865. 172 с.
Очерки христианской жизни / Нечаев Василий, прот. М, 1879. 367 с.
Паримия на праздник Преображения Господня (Исход 24, 12-18) / Виссарион (Нечаев), епископ Костромской // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 8. С. 26–28
Пастырский голос к уклоняющимся от ежегодного причащения Святых Тайн / Нечаев Василий, прот. М., 1884. 10 с.
Платон, митрополит Московский в его отношениях к единоверию / Виссарион (Нечаев), епископ. Казань, 1903. 58 с.
По случаю обнародования манифеста 19 февраля / Нечаев Василий, свящ.. СПб., 1861. 9 с.
Уроки покаяния, заимствованные из Библейских повествований, в Великом каноне св. Андрея Критского / Нечаев Василий, прот. // Душеполезное чтение. 1878. Янв. С. 390–402, 512–523; Февр. С. 118–121, 441–44; Март. С. 11–114; 1879. Янв. С. 243–247, 357–361; Февр. С. 449–458; 1880. Янв. С. 237–239; Февр. С. 211–220
Утешение и советы людям, живущим в бедности : Очерки христианской жизни / Нечаев Василий, прот. // Душеполезное чтение, 1879. 15 с.
Христианские уроки / Нечаев Василий, прот. М., 1875. II. 312 с.
Черты христианского учения : Сборник для назидательного чтения / Нечаев Василий, прот. М., 1887. 2. 307 с.
K. Chr. Felmy / Predigt im orthodoxen Rußland. Untersuchungen zu Inhalt und Eigenart der russischen Predigt in der 2. Hälfte des 19 [Проповедь в православной России. Изучение содержания и характера русской проповеди во второй половине XIX века]. Jahrhunderts. Vandenhoeck und Ruprecht, Göttingen., 1972
Беседа со старообрядцами о молитве : (Произнесенная в Таганке, в доме Косичкина, в присутствии преосв. Виссариона, еп. Дмитровского, окт. 28 дня 1891 г.). Москва : [б. и.], [1891]
О союзе между верой и любовью : [Беседа со старообрядцами 28 окт. 1890 г., в Таганке, в доме Косичкина : Произнесена в присутствии преосвящ. Виссариона, еп. Дмитровского, викария Московского] / [Соч.] Прот. Иоанна Виноградова. Москва, 1890
Преосвященный Виссарион, бывший епископ Костромской и Галичский как церковный проповедник и духовный писатель // Душеполезное чтение. 1906. № 5. С. 7–34
Синодик в Бозе почивших священнослужителей Московской (городской) епархии / Богослужебная комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. Т. 2. М., 2004. С. 40
Служение преосвященного Виссариона, епископа Костромского и Галицкого (в миру протоиерея В. П. Нечаева), в Московском Николо-Толмачевском приходе / [авт.] Сослужитель [диакон Федор Соловьев]. М., 1893