Кутневич Василий Иванович, протопресвитер

Общественный и религиозный деятель Российской империи, богослов, просветитель, главный священник армии и флота (1832–1865), член Святейшего Синода (с 1849). По воспоминаниям духовного писателя Морошкина, протопресвитер «Кутневич имел твердый и ясный ум, убеждения благонамеренные и просвещенные. Присутствие его в Синоде ознаменовалось самым живым участием во всех возникавших вопросах, и едва ли кто другой из членов Синода был знаком так, как он, с делами синодальными» (Русский биографический словарь ...Т. 9. С. 618).

Родственники

  • отец  —  Кутневич Иоанн Дионисьевич, протоиерей
  • мать  —  Кутневич Марианна Петровна (1763/1764 – не ранее 1834)
  • муж сестры  —  Голубинский Федор Александрович, протоиерей
  • жена  —  Кутневич Устинья Васильевна (1800–1864)
  • дочь  —  Тяжёлова (Кутневич) Мария Васильевна (род. 17.7.1815), на склоне лет проживала в доме причта при храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной, в Санкт-Петербурге (1868)
  • зять  —  Тяжёлов Павел Иванович, священник
  • сын  —  Кутневич Василий Васильевич (род. ок. 1817), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (окончил по 2-му разряду в 1839)
  • сын  —  Кутневич Сергей Васильевич (род. 6.7.1820), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (окончил по 1-му разряду в 1841), майор
  • сын  —  Кутневич Александр Васильевич (род. 18.7.1824), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (1845), диакон Троицкой Гаванской церкви (с 8.11.1845), священник Кронштадтской Богоявленской церкви (с 13.12.1848) и домовой церкви главного священника армии и флота (с 21.5.1861)
  • дочь  —  Кутневич Софья Васильевна (7.9.1826, г. Москва – 28.5.1827, г. Москва)
  • сын  —  Кутневич Дмитрий Васильевич (21.3.1829–14.4.1829)
  • сын  —  Кутневич Николай Васильевич (5.5.1830–22.5.1861), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (окончил по 1-му разряду в 1853), священник домовой церкви главного священника армии и флота (до 1861). Жена: Надежда Петровна. Сын: Василий Николаевич Кутневич (род. 10.9.1854), в 1866–1874 обучался в школе Карла Мая (г. Санкт-Петербург)
  • сын  —  Кутневич Михаил Васильевич (род. в 1833), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (окончил по 1-му разряду в 1855), священник Адмиралтейского собора (1859–1870, 1871–1885); «за совершение браков не по чину сначала переведен в Кронштадт, а затем уволен от службы». Жена: Елизавета Васильевна. Сын: Василий Михайлович Кутневич (10.2.1860, г. Санкт-Петербург – 8.3.1913), генерал-майор (с 10.12.1912)
  • дочь  —  Флёрова (Кутневич) Варвара Васильевна (30.8.1834–5.9.1913). В 1904–1913 проживала в Доме призрения вдов и сирот придворного духовенства императора Александра III (Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 36). (Весь Петербург на 1913 год ...С. 642). Погребена на Волковском кладбище
  • зять  —  Флёров Иван Ефимович, священник
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1804
Могилёвская духовная семинария
1804
1809
Александро-Невская академия
1809
1814
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью магистра богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

17.7.1818
рукоположен во диакона
21.7.1818
рукоположен во священника
4.8.1818
возведен в сан протопресвитера
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
сент. 1808
1809
г. Санкт-Петербург, Александро-Невская духовная академия, преподаватель французского языка
окт. 1814
июль 1818
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Московская духовная академия, преподаватель, бакалавр физико-математических наук, читал на 1-м курсе геометрию, затем алгебру и высшую геометрию (до марта 1816), а также немецкий язык (апр. 1815 – сент. 1815; окт. 1817 – сент. 1818); профессор математики (25.8.1815 – март 1818). Член внешнего академического правления (с дек. 1817). Действительный член академической конференции (с 1818). Член особого цензурного комитета при Московской духовной академии (с 1818)
4.8.1818
дек. 1832
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Архангельский собор Московского Кремля, протопресвитер. Благочинный ружных кремлевских церквей (с 5.2.1825), Китайского сорока (с 21.2.1825). Профессор философии Московской духовной академии (4.8.1818 – окт. 1824). Член Московской духовной консистории (с 1826). Действительный член Московской духовной академии (с 1826). Внешний действительный член академической конференции (с 1826). Член цензурного комитета Московской духовной семинарии по духовной части. Ревизор духовных семинарий: Ярославской, Костромской и Владимирской (в 1820), Вологодской (в 1820 и 1826), Московской (в 1822)
17.12.1832
26.4.1865
Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская епархия, г. Санкт-Петербург, Главный священник армии и флота Российской империи (до 1858 — обер-священник армии и флота; в 1848 исполнял обязанности обер-священника Главного штаба Русской императорской армии). По Высочайшему повелению назначен к присутствию в Святейшем Синоде (с 7.7.1833). Член Святейшего Синода (с 3.4.1849). Член Комиссии духовных училищ (1833). Почетный член Казанской духовной академии (с 1844). Действительный член конференции Петербургской духовной академии (10.2.1862)
Показать все

Награды

6.10.1821
право ношения камилавки, при этом в резолюции архиепископа Филарета (Дроздова) было указано следующее: «По репорте, в консисторию, которая камилавку имеет препроводить при сообщении в академию для возложения на протопресвитера в присутствии академического правления...»
янв. 1826
орден св. Анны 3-й степени
26.3.1839
орден св. Владимира 3-й степени
апр. 1846
орден св. Анны 1-й степени
26.8.1856
орден св. Владимира 2-й степени, награжден с вручением Высочайшего рескрипта: «Долговременное и всегда достойное служение ваше Церкви и Отечеству и полезные труды по званию члена Святейшего Синода и управлению вверенными вам церквами и духовенством Армии и Флотов, обращают на себя Монаршее внимание Наше, в ознаменование коего Всемилостивейше сопричисляем...»
апр. 1864
орден св. Александра Невского
Показать все

Другие сведения

Будущий протопресвитер Василий Иванович Кутневич родился 6 апреля 1787 года[1] в селе Гладково Чаусского уезда Могилевской губернии в семье протоиерея Иоанна Дионисьевича Кутневича.

Окончив в 1804 году Могилевскую духовную семинарии, он поступил в Александро-Невскую академию, а в 1809 — в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую спустя пять лет окончил со степенью магистра богословия.

В октябре 1814 года он был направлен бакалавром физико-математических наук в Московскую духовную академию: читал на 1-м курсе геометрию, затем алгебру и высшую геометрию (до марта 1816), а позже и немецкий язык[2]. 25 августа 1815 года Комиссия духовных училищ удостоила его звания профессора[3].

В своих лекциях Василий Иванович стремился дать студентам представление о современном состоянии философской науки, для чего он внимательно изучал труды Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби, выписывал книги современных западноевропейских авторов, в частности, труды немецких философов, которые по его настоянию были приобретены для академической библиотеки[4]. При этом, по воспоминаниям одного из воспитанников академии Ф. Ф. Исмайлова (Взгляд на собственную прошедшую жизнь. М., 1860. 165 с.), профессор Кутневич в своих лекциях опирался на платонизм и неоплатонизм. «Своими лекциями он дал понять своим слушателям высокое значение науки, способствовал развитию в них строгого и основательного мышления и сообщил доброе направление их умственной деятельности ...»[5].

Свои лекции, как было принято в то время, профессор читал только на латыни. Об их содержании можно судить по вступительной лекции, открывающей курс философии в 1818 году, и переведенной на русский язык для публикации в Прибавлениях к Творениям Святых Отцов[6]. «По данной лекции Кутневича можно сделать вывод о том, что каких-либо оригинальных идей, позволяющих судить о попытках создания системы философской интерпретации религиозного сознания, у него еще не было. Однако именно лекции Кутневича дали общее направление преподавательской и творческой деятельности профессоров философии МДА и тем самым положили начало «школе верующего разума», составляющей ядро российской духовно-академической философии XIX в.»[7].

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), проводивший летом 1818 года ревизию Московской духовной академии, весьма одобрительно высказался о лекциях профессора Кутневича: «Уроки философские, по недостатку для истории философской учебной книги и по недовольному совершенству учебной книги для философской системы, все обработаны профессором с основательностью, порядком и ясностью. Особенного внимания достойно в них намерение профессора подружить философию с откровенной религией и через исследования первой уготовить путь сей последней»[8].

Спустя два года, после очередной ревизии МДА, митрополит Филарет оставил следующую запись на полях своего блокнота: «Класс наук философских, образованный деятельностью нынешнего профессора [Кутневича], по здравым началам и доброму духу представляет доброе сеяние на таком поле, которое, если позволено так изъясниться, с тех пор, как прошло по нему рало критицизма, большей частию заросло дикою травою. То, что по обстоятельствам, не зависящим от произвола, не совершено в сем курсе, уповательно дополнится основательностию преподанного и тщением слушавших»[9].

17 июля 1818 года профессор Кутневич был рукоположен во диакона, 21 июля — во священника, а 4 августа того же года возведен в сан протопресвитера Московского кафедрального Архангельского собора. 5 февраля 1825 года он был назначен благочинным ружных кремлевских церквей, а 22 февраля — всех храмов Китайского сорока. Еще через год его назначают членом Московской духовной консистории, избирают в действительные члены Московской духовной академии и академической конференции. Пребывая в сане протопресвитера, он не прекращает своей научно-преподавательской деятельности: кафедру философии он занимал до 1824 года; был учителем Ф. А. Голубинского, который и сменил его на этой должности.

17 декабря 1832 года протопресвитер Василий Кутневич назначен обер-священником армии и флота (с 1858 — главным священником армии и флота). 7 июля 1833 года «Высочайше повелено ему присутствовать в Святейшем Синоде и быть членом комиссии духовных училищ». В 1848 году он также исполнял обязанности обер-священника Главного штаба Русской Императорской армии.

На поприще главного военно-духовного начальника армии и флота, протопресвитер В. Кутневич приложил немало усилий для улучшения материального обеспечения и правового положения военного духовенства. В частности, к 1853 году «обер-священники по своим административным полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без особого разрешения Синода. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему значительного числа неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархий»[10]. Другим по значимости предприятием главного священника В. Кутневича было решение им вопроса о плате за требоисправления военному духовенству в пользу последнего.

Пребывая в должности главного священника армии и флота, протопресвитер Василий Кутневич не прекращал своей научной деятельности: в 1840 году им был переведен православный катехизис на немецкий язык, а в 1843 году составлено «Наставление священнослужителям военных заведений касательно обращения воспитанников иудейского исповедания в христианскую веру»[11].

Протопресвитер Василий Кутневич пользовался большим влиянием и авторитетом. Святейшим Синодом ему было поручено увещание княгини Зинаиды Волконской, перешедшей в католичество, и проведение переговоров с Пальмером, подававшим надежду на соединение части англиканской церкви с православною. В ознаменование «долговременного и всегда достойного служения Церкви и Отечеству, и полезные труды по званию члена Святейшего Синода, и управлению вверенными церквами и духовенством Армии и Флотов», в августе 1856 года он был награжден орденом св. Владимира 2-й степени с вручением Высочайшего рескрипта, а в апреле 1864 удостоен одной из высших наград Российской империи — ордена св. Александра Невского.

Умер в апреле 1866 года[12] в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

______________

[1] В «Русском биографическом словаре» А. А. Половцова (Т. 9. С. 618) указана иная дата рождения: 1 января 1787 года.

[2] Дело (№ 50) об отправлении бакалавра немецкого языка иеромонаха Владимира в Тверскую семинарию и препоручении его класса бакалавру Василию Кутневичу : [Рукопись] // Правление Московской духовной академии. [Б. м.], 1815. 4 л. + 2 л. обл.

[3] Дело (№ 51) об увольнении из Академии и духовного ведомства в светское магистра Ивана Носова и о замещении его должностей В. Кутневичем, П. Розановым и иеромонахом Феоктистом : [Рукопись] // Правление Московской духовной академии. [Б. м.], 1815. 20 л.

[4] Правление МДА. Дело № 85. О выписке из Комиссии духовных училищ книг для проф. Кутневича // Архив МДА. ОР РГБ. 172 /II. № 100.

[5] Смирнов С. К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814–1870) ... С. 47.

[6] Кутневич В. И. Вступительная лекция по философии // Прибавления к Творениям Святых Отцов. Ч. 23. 1864.

[7] Цвык И. В. Преподавание философии в Московской духовной академии XIX в. // Вестник РУДН, серия «Философия». 2013. № 1. С. 49.

[8] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. СПб, 1885. Т. I. С. 408.

[9] Там же. Т. 1. С. 469.

[10] Военное и морское духовенство в России // Древо : открытая православная энциклопедия. URL: drevo-info.ru/articles/4753.html

[11] Русский биографический словарь. СПб., 1903. Т. 9. С. 618.

[12] По сведениям «Биографического словаря А. А. Половцова» отец Василий скончался 2 апреля 1866 года; по данным «Истории Московской духовной академии до ее преобразования» и биографического справочника «Московские профессора XVIII – начала XX веков» его не стало 26 апреля/8 мая 1865 года.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию