Марков Семен Архипович, священник
- Дата рождения: 1802 или 1803
- Место рождения: Московская губ., г. Коломна
- Дата смерти: 23.11.1884
- Место смерти: г. Москва. Погребен у Донского монастыря
Родственники
- отец — Покровский Архип Васильевич, дьячок
- мать — Покровская Ефимия Ивановна (1781 – не ранее 1834)
- жена — Маркова (Постникова) Мария Ивановна («четвероюродная сестра»; 1812–1886)
- тесть — Постников Иван Игнатьевич, диакон
- дочь — Померанцева (Маркова) Ольга Семеновна (1831–1903)
- зять — Померанцев Семен Петрович, протоиерей
- сын — Марков Василий Семенович (1832–1843), чиновник в Коломне
- сын — Марков Петр Семенович, священник
- сын — Марков Алексей Семенович (1839 – не ранее 1884), выпускник медицинского факультета Императорского Московского университета, почетный член Санкт-Петербургской Покровской общины сестер милосердия, коллежский регистратор (1878–1880), позднее — губернский секретарь. Был домовладельцем в престижном московском районе, на Полянке. Жена: Мария Ивановна Маркова (Морозова) (10.6.1857–12.4.1880), происходила из рода богатейших предпринимателей и меценатов России. Ее родители — купец 1-ой гильдии Иван Саввич Морозов (1812–1864) и Феодосия Ермиловна, урожденная Медведева (1837–1919). Дети: Ольга Алексеевна (ум. 27.10.1880 в 3-х месячном возрасте) и Алексей Алексеевич (28.11.1878–1973), с 1915 — атташе при Генеральном консульстве Российской империи в Барселоне; в 1919, после смерти консула, кн. Алексея Гагарина, принял на себя управление консульством и занимал эту должность до 1923; позже занимался литературной и переводческой деятельностью, читал лекции по русской культуре, языку и православию; его жена: дочь офицера Галина Васильевна Енбаева (1890–1969), певица, давала сольные концерты и преподавала в Барселоне пение по собственной методике; их сын Боян (22.3.1906–1963), с 1934 занимался переводами с русского на испанский (каталонский) языки произведений М. Лермонтова, И. Тургенева, А. Толстого, Г. Данилевского, Б. Пастернака, Л. Андреева, А. Грина и А. Ремизова
- сын — Марков Владимир Семенович, протопресвитер
- сын — Марков Клавдий Семенович, священник
- дочь — Прилуцкая (Маркова) Серафима Семеновна (1846–1887)
- зять — Прилуцкий Семен Николаевич, священник
- дочь — Сперанская (Маркова) Ираида Семеновна (1849 – не ранее 1916)
- зять — Сперанский Иван Павлович, протоиерей
- дочь — Емельянова (Маркова) Мария Семеновна (1853–1883), учительница. Муж: Орест Павлович Емельянов (1855 – не ранее 1907), дворянин, смотритель Николаевского женского училища в Москве
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Другие сведения
«Его дед, Василий Семенов, правнук Аввакума Михайловича, был женат на правнучке Прокопия Степановича. И значит, о. Семен был женат на своей четвеюродной сестре» (Династии приходского духовенства Коломенского округа XVIII – начала XIX века ... С. 9).
«В 1846 году в Полном собрании резолюций Филарета, митрополита Московского (Т. 5. Вып. 3. С. 31) читаем: "10339. Резолюция от 19 июля на прошении священника Николаевской, села Дарищ, церкви Коломенского уезда, Симеона Архипова о побуждении священника церкви села Красны Ивана Иванова Лебедева к уплате 1000 руб. асс. за дом его предшественника в пользу его сирот: "Поелику священник обязан купить дом предшественника: то, если Красновский священник не согласится с опекуном в покупке дома безобидно для сирот, может опекун просить отрешения его от места для продажи дома его преемнику".
Митрополит был в курсе семейных обстоятельств Марковых. Он называет Семена 1-го "опекуном", хотя в констатирующей части ничего об отношении его к сиротам не говорится. Отметим также немалую по тем временам цену дома» (Там же. С. 28).
«Семен Архипович Марков начал карьеру весьма успешно в Никольской, что на погосте Старки, церкви в 1827 году. Фактически сразу же по окончании семинарии, в 1832 году, он был определен депутатом по местному благочинию, что было чрезвычайно почетно. В том же 1832 году он был переведен в село Чиркино к Покровской церкви. Церковь эта имела две приписных, а ее штат состоял на руге у местных вотчинников, князей Шереметевых. Уже в Чиркино 13.11.1833 вторично был определен депутатом.
И здесь в 1834 году он оступился (выписки из Клировых ведомостей): "Указом Московской духовной консистории за № 7867 последовавшим в силу резолюции Его Высокопреосвященства за притязательное требование им, Архиповым, с прихожан села Чиркино излишней отяготительной и для духовенства постыдной платы и унизительные поборы при браках вином, а также за своевольную отлучку от прихода и нерешительное одобрение в поведении, был отрешен от места с назначением месячного срока на приискания ему другого священнического места. И если в продолжение сего времени не приищет, то определить его на причетническое, с запрещением священнослужения. Потом, октября 3 дня того же года, указом оной консистории № 7661 определен в село Дарищи на полгода с поручением надзору благочинного, чтобы не поступал он и здесь, также как в Чиркинском приходе, не домогался бы деньгами и вином по три штофа и самовольно не отлучался бы от прихода и вел себя как следует честному священнику".
По-видимому, опять сработали попечители родни, и Семен Архипович оказался в Дарищах, где поток скандальных историй не прекращался.
В сентябре 1840 года (№ 9341) пономарь Иван Лазарев просит дозволения вступить во второй брак, сопровождая прошение кляузой: "при сей церкви дьячок [Степан Иванов Пятикрестовский] двоеженец … местный священник не возбраняет дьячку входить за алтарь и обходить престол".
Два дела 1844–1845 годов не только пересекаются во времени, но и явно связаны желаниями ответить ябедой на ябеду. Первое дело "О положении священником коломенской округи села Дарищ Симеона Архипова в Коломенском Успенском соборе 50 поклонов за неслужение в день Живоначальной Троицы"[1]. Второе — "О допущении священником села Дарищ Симеоном Архиповым быть восприимником младенца несовершеннолетнему отроку"[2].
Событие, послужившее поводом к первому делу, произошло в июне 1844 года, а повод для второго дела случился раньше, в мае, но жалоба последовала в разгар разбирательства по первому делу, то есть представляла своего рода "ответ". В первом случае Семен Архипович пожаловался на то, что причетники не служили на Троицу, во втором случае причетники (Иван Лазарев и Степан Иванов) жаловались на священника на то, что он допустил быть крестным отцом малолетнего мальчика.
Начало первому делу положила резолюция № 10038 от 7 июня 1844 года, служащая ответом на донесение: "… Симеона Архипова о самовольном оставлении церкви под праздничный день Святой Троицы в начале всенощного бдения пономарем Иваном Лазаревым, а перед чтением Евангелия и дьячком Стефаном Ивановым, вследствие чего богослужение неоконченное было прекращено". Помимо распоряжения о наказании причетников, митрополит Филарет указал: "священника допросить отдельно от сего дела, служил ли он на утро Божественную литургию, и, если служил, то почему без окончания всенощного бдения …".
Следствием этого второго пункта и было упомянутое дело, в котором Коломенское духовное правление, "отобрав показания от священника села Дарищи Симеона Архипова, при сем оное на Архипасторское благорассмотрение Вашего Высокопреосвященства всепокорнейшее представляет".
Показания Семена Архиповича довольно путанные: "… Но утром, часу в 9-м, прихожане мои, живущие в разных приходах моего и деревнях, собрались в большом количестве в церкви, и дожидались благовеста к Литургии, но видя благовеста еще нет, а время быть благовесту настало, пришли некоторые ко мне, и спрашивали, скоро ли начнется Литургия, почему я отвечал им, Литургии не будет. Они просили меня в такой торжественный праздник, ежели Литургии не может быть, отслужить хотя бы вечерню, и не лишите нас молитвенного богослужения, на что я им отвечал — если согласятся причетники, пошлите из них дьячка благовестить, а пономарю велите отпирать церковь, и нести огонь, которые тотчас приказания мои исполнили, и я по уставу отслужил часы …".
Дело, как и следует из его названия, кончилось тем, что: "во исполнении указа Московской духовной консистории от 19 июля сего года за № 4600 … Симеон Архипов, по делу о неслужении им всенощного бдения накануне дня Св. Троицы, пятьдесят поклонов в Коломенском Успенском соборе положил августа 10 дня 1844 г.".
Обиженные причетники нашли повод пожаловаться на священника. Результат этой истории зафиксирован в 15-страничном деле. Дело начинается с "репорта" Коломенского духовного правления от 20 сентября 1844 года, фиксирующего обстоятельства дела. 27 июня причетники предоставили благочинному репорт, в котором прописано: "... сего года мая дня в сельце Климовке у крестьянина Ефрема Семенова родился сын Никифор. Крещен восприемник был того сельца отрок Василий Феоктистов, которому значится от роду 12 лет".
Уточнив по метрической книге, благочинный установил: "№ 16 значится: мая 27 дня, деревни Климовки у крестьянина Ефрема Симеонова и законной жены его Анны Феоктистовой родился сын Иоанн, но не Никифор, как донесли причетники села Дарищ, крещен 28 числа. Восприемниками были: Климовский крестьянин Василий Феоктистов и крестьянская девка Мария Феоктистова и священник Симеон Архипов. Таинство крещения исправил местный священник Симеон Архипов с местным причтом".
Кроме того, крестному Василию Феоктистову, оказалось не 12, а 10 лет.
Семен Архипович показал, что "сам был восприемником младенца Иоанна, но не Никифора … По убедительной просьбе деда означенного младенца, крестьянина деревни Климовки, Папино тож Семена Гаврилова и жены его Варвары Егоровой и родительницы матери новорожденного Анны Феоктистовой, а самого отца не было дома, а был он в отлучках, желавших числить восприемником по ближайшему родству десятилетнего отрока Василия Феоктистова, включил его в число восприемников при своем посредстве, единственно потому, что в этом по своему неведенью не предполагал ничего противозаконного.
Что же касается того, что он, священник, написал в копии с метрической книги первым восприемником, а в подлиннике последним, то это произошло от ошибки писца. В каковых неумеренно учиненных поступках и предает себя в полную волю и распоряжение Высшего Начальства, обязуясь впредь в подобных случаях быть осторожнее и осмотрительнее".
Благочинный снял показания с деда и бабки младенца Иоанна (мать его не явилась по болезни, а отец был в отлучке), которые подтвердили показания священника.
Далее следует подробное изложение послужных списков членов причта, почерпнутое из клировой ведомости за 1843 год.
Собственно постановляющей части дела предшествуют неформальные размышления о роли восприемников в воспитании и их ответственности за нравственность крестника, что не совместимо с их детским возрастом. После этого следует ссылка на указ Синода от 1837 года, в соответствии с которым восприемник должен быть не моложе 15 лет, а восприемница не моложе 13 лет.
Решение консистории довольно мягкое: Семену Архиповичу объявляется выговор, с учетом того, что Василий фактически не был восприемником, а лишь записан. Причетников обязали: "... в правлении с подпискою, чтобы они впредь подавали начальству доносы обстоятельные, не затрудняя оного напрасно".
Знал или не знал Семен Архипович о возрастном ограничении для восприемников, установить невозможно, а вот то, что он не соблюдал его и в других случаях, это точно. Свидетельством тому запись в метрической книге Никольской церкви от 8.6.1841 (о рожденных)[3]: "Владимир, села Дарищ, [сын] местного священника Симеона Архипова и его законной супруги Марии Ивановой. Оба православного исповеданья.
Молитствовал местный священник Симеон Архипов, дьячок Степан, пономарь Иван Лазарев.
Восприемники: села Черкизова Успенской церкви священник Сергей Петров Гиляров и Дарищенского священника Симеона Архипова дочь девица Ольга Симеонова".
Ольге Семеновне в 1841 году было 10 лет.
Справедливости ради необходимо упомянуть и о положительных явлениях в дарищенском причте и, в частности, заслугах его настоятеля: "За учреждение детской школы в собственном доме для образования крестьянских детей, от его Высокопреосвященства Филарета митрополита Московского и Коломенского объявлено ему благословление 14.11.1841. В течение 1843 года говорил шесть проповедей". Школа в сельской глубинке в 40-х годах была явлением редким. Проповеди, также, в основном, были привилегией городских церквей» (Там же. С. 50–54).
____________
[1] ЦГА Москвы. Ф. 204. Оп. 746. Д. 848.
[2] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 559. Д. 74.
[3] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1556. Л. 143 об.
В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные исследователем Натальей Александровной Марковой.
Некоторые сведения о родственниках взяты 6.1.2019 с недоступного в настоящее время сайта geni.com (geni.com/people/Семён-Архипович-Марков/6000000023199889318).
Архивные источники
-
Дело о наказании священника с. Дарищ Архипова С. за неслужение в праздник Живоначальной Троицы : (1843) // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 848
-
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 559. Д. 74
-
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1556. Л. 143 об.
Литература
-
Храмы Коломенского, Озерского и Луховицкого районов, часть 2. Владимир, 2012. С. 151