Богословский Михаил Андреевич, священник

Родственники

  • отец  —  Богословский Андрей Михайлович, протоиерей
  • мать  —  Хиония Леонтьева (1754 – не ранее 1813), просфорница церкви Никиты за Яузой в Москве (после 1802)
  • жена  —  Богословская (Платонова) Александра Афанасьевна (род. в 1803). В 1881 жила с дочерью Варварой в приходе Неопалимовской церкви в доме сына своего, статского советника Михаила Богословского
  • тесть  —  Боголепов-Платонов Афанасий Васильевич, священник
  • сын  —  Богословский-Платонов Ипполит Михайлович, протоиерей
  • сын  —  Богословский Михаил Михайлович (8.5.1826–11.2.1893), выпускник Московской духовной семинарии. Статский советник. Старший бухгалтер сохранной казны Московского опекунского совета. После выхода в отставку — управляющий домами Д. А. Олсуфьева в Москве. Член правления эмеритальной кассы, одним из основателем которой был его брат, протоиерей И. М. Богословский-Платонов. Староста храма Троицы на Арбате. Жена: Мария Серафимовна (4.9.1842–23.12.1914). Их дети: Михаил Михайлович Богословский (13.3.1867–20.4.1929), историк, академик Российской академии наук (1921), преподаватель Московской духовной академии (1910–1917); Мария Михайловна Богоявленская (Богословская) (1877–1949), пианистка, была замужем за Сергеем Константиновичем Богоявленским (1872–1947), историком, членом-корреспондентом Академии наук СССР (1929)
  • другие члены семьи  —  Богоявленский Константин Иванович, протоиерей (отец мужа внучки)
  • дочь  —  Богословская Варвара Михайловна (4.10.1827–17.2.1887, Москва, похоронена вместе с братом Ипполитом на Дорогомиловском кладбище), надзирательница 1-й Московской женской гимназии
  • дочь  —  Павловская (Богословская) Елизавета Михайловна (1829 – не ранее 1902)
  • зять  —  Павловский Лаврентий Владимирович, протоиерей
  • сын  —  Богословский Андрей Михайлович (14.3.1832–12.4.1883, похоронен на Дорогомиловском кладбище Москвы вместе с братом Ипполитом). После окончания Московской духовной семинарии (1852), учился на медицинском факультете Московского Императорского университета. Врач, субинспектор Московского университета
  • сын  —  Богословский Николай Михайлович (род. в 1834)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1801
1814
Троицкая Лаврская духовная семинария
окончил 4-м в списке студентов богословия, «которые признаются способными поступить в академию вновь образуемую»
1814
1818
Московская духовная академия
окончил курс (1-й выпуск воспитанников) со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1820
рукоположен во диакона
1830
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1820
1830
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь преподобного Пимена Великого в Старых Воротниках, диакон. Участвовал в «преподавании христианских поучений»
1830
1836
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Сошествия Святого Духа, что у Пречистенских ворот, священник, настоятель
Показать все

Другие сведения

30 сентября 1801 года в возрасте 10 лет Михаил Богословский поступил в Троице-Лаврскую семинарию (ТЛС)[1]. В 1814 г. (13 лет спустя!) среди пяти лучших выпускников семинарии он был принят на первый курс, преобразованной и переехавшей в Сергиев Посад Московской духовной академии (МДА), в которой проучился еще 4 года. Обучение длиной в 17 лет далеко не рекорд. Обучались и по 20.

Имя Михаила Богословского многократно упоминается в бумагах ТЛС и МДА. В 1814 г. вместе с остальными студентами согласно завещанию митрополита Платона он, как сын[2] «умершего священника», имеющий «больную мать», получил 15 руб.

С 1807 по 1814 г. Михаил Андреевич был регентом, «обучал голоса» в семинарском хоре. Сдавая дела в мае 1814 г., он, в том числе, представил «реэстр IV-й книгам, мною составленным», в котором перечислены десятки написанных им «пиэс». На его «репорте» читаем резолюцию:

За отличное образование голосов и долговременные труды выдать регенту Богословскому из суммы, завещанной митрополитом Платоном, пятьдесят рублей.

30 августа 1816 года государь Александр Павлович посетил Троице-Сергиеву лавру, где при обеденном столе ему служили воспитанники академии[3], в том числе и Богословский, за что им было пожаловано по 100 руб.

Михаил Андреевич участвовал в деятельности первого российского философского общества «Ученые беседы», учрежденного студентами МДА[4]. В архиве его близкого друга и однокурсника, выдающегося русского философа Федора Александровича Голубинского (1797–1854) сохранился текст «Рассуждения» Богословского на заседании общества[5], касающегося посмертной судьбы души человеческой.

М. А. Богословский окончил МДА в сентябре 1818 г. со степенью кандидата богословия. Как правило, выпускники определялись на преподавательские должности в семинарии или духовные училища... При отсутствии мест случалось назначение сразу в епархиальное ведомство. Положенное священническое место не нашлось, и в феврале 1820 г. Михаил Богословский обратился к митрополиту Серафиму (Глаголевскому) с прошением[6]:

Сколько я не имел счастия утруждать Ваше Высокопреосвященство моею покорнейшею просьбою для занятия священнического места, просьбы мои оставались безуспешными, ибо на оные назначались достойные диаконы. А я остаюсь до сего времени без места, без состояния и без содержания. Но как ныне открывается диаконское место, Никитского сорока при Церкви преподобного Пимена, что в старых Воротниках… По сему и смею утруждать Ваше Высокопреосвященство моею покорнейшею просьбою, обратить особенное внимание на мое состояние и произвесть меня Богословского во диакона к означенной церкви.

Пименовская, в Старых Воротниках, церковь находилась между Тверской и Малой Дмитровкой, ближе к Садовому кольцу. В 30-х годах XX века была снесена.

О деятельности Михаила Андреевича известно немного. Так, он участвовал в «преподавании христианских поучений». 30 декабря 1821 года митрополит Филарет, рассмотрев представленный им план, дал резолюцию: «В расположении главных предметов есть последование. Внутренний состав бесед не определен. Можно вступить в дело по сему»[7]. Десятки похожих резолюций можно найти в 1821–1823 гг., так что ничего необычного в этом не было.

Необычным у Михаила Андреевича был круг общения. Его дети имели по четыре восприемника, причем из высшей аристократии (обычно было два). Согласно метрической записи[8], восприемниками его первенца, Ипполита, 31 января 1821 года были:

отставной гвардии полковник и кавалер Николай Аполлонович Волков;
полковник и кавалер Александр Николаевич Соймонов;
генерал-майорша, вдова Анна Ивановна Лобкова и
коллежского советника Ивана Сергеевича[9] жена Мария Дмитриевна Сафонова.

А. Н. Соймонов и А. И. Лобкова (она на самом деле «бригадирша») — родители близкого друга А. С. Пушкина, С. А. Соболевского.... Жили неподалеку[10]. В доме Соймонова устраивались музыкальные вечера. Возможно, Михаил Андреевич — музыкант, певец, композитор — принимал в них участие.

Среди крестных других детей Богословских отметим:

Петр Андреевич Лопухин, генерал, предводитель дворянства;
Елевферий Иванович Звалинский, полковник, драматург;
Прасковья Алексеевна Синявина, генеральша;
княжна Анастасия Ивановна Ухтомская;
Иоанн Иоаннович Русинов, настоятель Архангельского собора в Кремле;
Александра Матвеевна Соловьева, жена протоиерея Успенского храма в Гончарах Даниила Алексеевича Соловьева.

В 1830 г. Михаил Андреевич наконец получил священническое место: он стал настоятелем церкви Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот[11].

14 июня 1836 г. Ф. А. Голубинский написал в своем месяцеслове «скончался любезнейший друг мой». Ему же принадлежит эпитафия[12] на могиле Михаила Андреевича на Ваганьковском кладбище:

Чем далее он жил, тем более смирялся
И тем живей огонь любви в нем разгорался. 
Делиться с ближними душой;
Для них позабывать себя и свой покой;
Советом, помощью, поддерживать скорбящих;
Заразы не страшась, спешить к одру болящих;
Собрату бедному последнее отдать,
На вечную любовь всем сердцем уповать,
И орошать стопы Спасителя слезами;
О благости Его беседовать с друзьями,
Благоговеть о Нем в кругу своей семьи —
Вот в чем он находил все радости свои!

К концу XIX в. надпись на гробнице черного мрамора была уже так подпорчена временем, что прочитать ее было невозможно.

___________________

[1] ОР РГБ. Ф. 757. К. 84. Д. 16. Л. 21.

[2] Дело о раздаче семинаристам денег по завещанию митрополита Платона // ОР РГБ. Ф. 757. К. 94. № 21. Л. 3 об. – 4.

[3] Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода : (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. С. 67.

[4] «В свободные часы сходились на беседу, философствовали, спорили, помогали друг другу в понимании Кантова учения, трудились над переводом его терминов и разбирали системы его учеников» (Голубинский Ф. А. История общества, составившегося под названием «Ученых бесед» в МДА // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 4).

[5] Дневник собраний студенческого общества МДА с 1.3–31.5.1816 // ОР РГБ. Ф. 76. Оп. 7. Д. 12. Л. 5.

[6] ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 8081.

[7] Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского … М. 1903. Т. 1. С. 607. № 1382.

[8] Метрическая книга церкви Пимена в Старых воротниках за 1821 г. // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 232. Л. 267 об.

[9] Впоследствии действительного статского советника.

[10] Особняк Анны Ивановны в Козихинском переулке ныне — Институт искусствознания. Дом А. Н. Соймонова неподалеку, на Малой Дмитровке.

[11] Сто лет спустя ее снесли, на ее месте теперь вестибюль станции метро Кропоткинская (на бульваре), нижний ярус которой, по-видимому, сохранил черты церковного подклета.

[12] Марков В. С. Надгробная надпись, достойная внимания: Эпитафия священника Михаила Андреевича, составленная протоиреем Феодором Александровичем Голубинским // Богословский вестник, 1916. Т. 3. № 10/11/12. С. 241 (2-я паг.)

 

Текст: Маркова Н. А. Богословские из Сынкова. [М.], 2021

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию