Тверская губ., Новоторжский уезд, с. Владычня г. Москва, Покровская и Марфо-Мариинская церковь на Большой Ордынке ...
Читать далее
О проекте
Интернет-проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке» ставит перед собой цель совместными усилиями верующих создать как можно более полную биографическую базу данных о православных пастырях ХХ века и представить как можно более полное и яркое собрание материалов о их жизни и служении.
Проект является открытым, координируется Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. Принять участие в нем может каждый, кто желает внести свою лепту в общее дело сохранения памяти, усвоения и передачи бесценного опыта, явленного церковно- и священнослужителями Русской Православной Церкви в ХХ веке.
«Мы окружены ныне „ледовитым“ океаном безмолитвенного миpa, и если мы сами в себе не будем носить такую силу огня, которая побеждает даже „космический“ холод, то неизбежно погибнем вместе с этим миром»...
«Царство Божие уже существует и теперь. Не мечтать о нем нужно, а постараться войти в него. Благовременно сказать нам современным моралистам, подобно тому как некогда святой Иоанн Предтеча, а после него Христос взывали иудеям, — покайтесь! Царство Божие уже среди вас! веруйте в Евангелие!
Но как же, скажут, люди, мечтающие о золотом веке, о будущем Царстве Божием, не замечают уже существующего? Отчего это происходит?..
«В грешной природе нашей есть стремление ко злу. И на зло мы часто бываем очень мудры. Вот обидел кто-либо нас. Мы затаили в себе злобу к обидчику, строим целый план тонкой мести, радуемся тому, как мы отплатим обидчику... Или зависть мучит нас. Мы отыскиваем в другом человеке, порой весьма достойном (ибо иначе мы не завидовали бы ему), самые малые черты слабости, раздуваем их до больших размеров и злорадствуем от мнимых преступлений его...
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф 6, 33)
«Искание Царствия Божия не есть удаление в пустыню или совершенное отречение от мира. Такого требования не мог предъявить Господь, обличавший людей, что между ними много званных, но мало избранных. Удаление от мира для спасения своей души и для службы Богу — это одно, а искание Царствия Божия — другое. Отречение возможно по особому призыву Божиему вследствие ниспослания избранникам особого величайшего дара Божия. Человек не может по своему произволу отречься от мира, что подтверждается жизнью апостолов и других святых…
«Удивительное время мы переживаем! Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решенные; переоцениваются ценности, веками оцененные; пересматриваются решения, от первых веков христианства состоявшиеся. И что особенно опасно: или забывают, или даже прямо не хотят справиться о том, как и на каких основаниях решала эти вопросы, оценивала ценности, постановляла свои решения христианская древность, а иногда и сама Церковь, руководительница православной христианской мысли в те далекие от нас времена. Выходит, что наше поколение считает себя как бы умнее, талантливее и обильнее благодатными дарованиями, нежели великие мужи, носители духа христианского, жившие в веках, от нас отдаленных. Если такое самомнение сознательно, то оно преступно, свидетельствует об отступлении от Церкви, хотя пока в мысли; но хочется думать, что больше творится все это бессознательно, как грех неведения, как последствие недостаточного воспитания в духе церковности.
«От христиан требуется не только чистая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва. Она заповедана нам святым Апостолом Павлом, который писал: „непрестанно молитеся“ (1Фес 5,17), и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: „бдите убо на всяко время, молящеся“ (Лк 21,36), т. е. бодрствуйте на всякое время и молитесь!..
«В мире нравственном, как и в мире физическом, наблюдаются явления мрачные и грозные. Зло кажется торжествующим, мир — погрязшим в непотребствах.
Где же правда Божия? Вот тут-то она и видна, благая правда Божия. Она именно в том, чтобы не губить мир, а спасти его, чтобы из самого зла извлечь возможное доброе, чтобы в самом тлении и растлении возбудить искру новой лучшей жизни...
«При религиозном свете как легко разрешаются самые сложные вопросы человеческой мысли и жизни! Кто станет отрицать невероятные страдания православного христианина в наши дни. Сердце верующего разрывается ежедневно на части: он, по апостолу, умирает всякий день (1 Кор 15, 31). И что замечательно: нет ни одного уголка в нашей громадной стране, где православный христианин чувствовал бы относительный покой душе своей. В самых глухих селах и даже деревеньках неверие открыто и торжествующе нападает на веру христианскую... Почему же это случилось? Отчего Господь не дает защиты Своим рабам, молящимся Ему день и ночь?..
«Если кто ударит тебя в щеку, обрати и другую; или кто заставит тебя идти одно поприще, иди с ним и два (Ср.: Мф 5, 39–41). Здесь идет речь о внутреннем расположении нашего сердца, то есть ты никакого зла не помни, все ближнему прощай, никакой злобы на него не имей. Но это не значит — не уничтожать зла, не бороться с ним, не противиться ему. Всякое зло требует уничтожения, но только добром побеждай злое (Ср.: Рим 12,21). Самое уже неимение в сердце зла на ближнего есть его скрытое уничтожение. Но что такое добро? Кто может определить: что добро и что зло?...
«Мир всегда ненавидел праведников, несмотря на то, что последние отдавали ему не только все свои средства, но и свою жизнь. На любовь их мир отвечал издевательствами, гонениями и нередко муками и смертью. Так замучены были: Спаситель мира, Апостолы и сонмы праведников…
Праведники — суть совесть грешного мира…
«Однажды Старец [преподобный Силуан Афонский. — Ред.] беседовал с одним студентом, посетившим Афон и много говорившим о свободе. Как всегда, Старец с добрым вниманием следил за мыслями и переживаниями своего живого, симпатичного, но наивного собеседника. Конечно, его представления о свободе сводились, с одной стороны, к исканию политических свобод, с другой — возможности действовать вообще по своим побуждениям и желаниям.
Старец в ответ изложил ему свои взгляды и искания; он говорил:
„Кто не хочет свободы? Все ее хотят, но надо знать, в чем свобода, и как ее найти…
«Слово Божие говорит: „Семя свято — стояние миру“ (Ис 6, 13), то есть земля наша держится праведниками. Священная история многими повествованиями указывает, что Господь терпит грехи людей, если есть праведники на земле.
Не будем оплакивать падение внешней твердыни, ибо все это поправимо. Будем заботиться, чтоб нам развить твердыню духа Христова, чтобы каждый из нас являл собою крепость духовную. Тогда, при этой крепости духовной, разовьется и мощь физическая»
(Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси. Из слова, сказанного в Кронштадте 1918 г.).
«„...Потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного“ (1 Пар: 29, 15–15).
Как странны эти слова для людей нашего времени, которые стараются найти свою опору в человеческом гении, во внутренней своей дисциплине, в силе войск. Все человеческое неустойчиво: ни знание, ни могущество, ни красота... А что прочно? Заповеди Божии, воля Божия и все, что идет от Бога, и все, что обещает Он нам»
«Если „крестом прииде радость всему миру“, то нести крест — значит нести радость. Сердце человека, унывающего под тяготою житейских переживаний, озаряется радостью, когда он познает, какую он несет ношу. Вот почему, мне кажется, вера Христова, ничего не изменявшая в материальном и общественном положении самых первых своих адептов и вызывавшая в дальнейшем свирепые на них гонения, всегда с радостью воспринималась всеми чистыми сердцем. Если христианин в скорби впадает в уныние, это значит, что он по греховности своей отступил от Господа и утратил живую веру в благопотребность крестоношения, в силу крестной любви. „Противных силы креста страшатся начертаема на воздусе“, — говорится в крестовоздвиженском каноне. Человек, не укрепленный верою, тоже до такой степени боится всякой житейской неприятности, что во избежание ее пускается часто на дела, осуждаемые его собственной совестью. Верующий же „по нему ходит“, то есть идет за ним (за крестом), „колена преклоняюще Христу“...
«Дорогой о. Петр!
Получил от Вас Ваше письмо, где Вы испрашиваете себе право исполнять свои багочиннические дела. Охотно разрешаю Вам исполнять все дела, касающиеся санкций благочинного, и прошу Вас по-прежнему быть благочинным, на каковую должность Вы избраны были духовенством. При этом молю усердно Вас приглашать все духовенство, как Вашего благочиния, так и соседних, держаться чистого и святого православия, и ни пред какими угрозами и прещениями не уступать Святой нашей Православной, Соборной и Апостольской церкви. Внушайте всем, что исполнение всех правил и уставов Церкви заповедует нам Сам Господь Иисус Христос и святые Его апостолы и отцы Церкви. Всякое отступление от Церкви грозит нам вечной душевною гибелью и Страшным Судом Божьим, с которым могут лишь сравниться все угрозы и страхи людские. Божия благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, да поможет Вам в этом святом и добром деле… Также молю Вас употребить все свои усилия иметь мир и любовь со всеми, даже со своими врагами, ибо это есть Ваша большая и главнейшая заповедь христианская...
«Очень много совершенно ненужных терзаний и малоспасительных страданий наших, и в частности моих, проистекают оттого, что мы все не можем забыть этого: „О лес, о жизнь, о солнца свет, о счастье, слезы“ и т. д. — и плачем над щепками от леса вместо того, чтобы заставить мысль работать над тем, как и из них строить все то, на что прежде шли целые дерева. Совершенно справедливо и то, что теперь не благоуханье роз, а крепкий аромат помойки и такие чудные произрастания, как крапива, репейник — не тронь меня... и раз это так, то, конечно, вместо того, чтобы ныть и тосковать о том, „как хороши, как свежи были розы“, надо лучше подумать, как парализовать „воню“ помойки и во что надо одеться, если приходится в жизни идти не по роскошному лугу с душистой и сочной травой, а сквозь цепкие кусты репейника и не менее жгучие — крапивы...
«Архиепископ Евгений (Зернов), правящий Благовещенской епархии, прибыв на Соловки в начале 1924 г., остался старшим среди епископов по их общему согласию и после того, как сюда прибыли и более старшие по рукоположению. Это был выдающийся иерарх Церкви…
Богослужение его отличалось величием, покоем и благоговением; это чувствовали и отмечали, получая глубокое удовлетворение. Это был постник, невзирая ни на какие условия лагерной жизни, когда в пище не приходилось разбираться. Он был верен своему порядку и никогда не вкусил кусочка мясной пищи вообще, или рыбы в неположенное время. Казалось, что это человек нежного телосложения, но он носил самое грубое холщевое белье, которое и достать то в наше время было трудно. Высоко образованный вообще и богослов, компетентно рассуждавший по всякому теоретическому вопросу, он был житейски глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания наедине в самой мягкой форме, сомневающегося и неверующего провожал побежденным, скорбящего — ободренным. В нем была притягательная сила истинной духовной власти. Для остатка соловецких монахов-рабочих он являлся святейшим авторитетом, власть которого простиралась в область, которая недоступна пониманию людей внутренне недуховных. Заболел монах, которому большевистское соловецкое начальство, как неспособному к работе, предложило выехать на материк. Но на материке он также был бы никому не нужен, и там ему не было пристанища. Выяснив все это в разговоре с больным, владыка Евгений сказал ему, что ему лучше бы умереть в монастыре, как это задано по монашескому обету. Монах согласился: „Благословите и помолитесь“. „Бог тебя благословит“, — сказал владыка. И через несколько дней монах умер по молитвам своим и владыки. Необходимость этой смерти была Богу представлена и Им услышана» (Польский М., протопресвитер. Соловецкие узники и их исповедание)...
«„Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения земной жизни, велик подвиг бывает человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям, — свидетельствует о сем св. Василий Великий, — многие собрали в юности, но посреде жития бывши восставшим на них искушениям от духов лукавствия не стерпели волнения и всего того лишились. Чтобы не испытать такого превращения, надобно поставить себя как на мериле испытания и внимательно наблюдать всю жизнь за собою„.
Вот слова, которые должны особенно запечатлеться в сердцах людей молодых. Это им здесь предостережение, это им здесь Богоносным отцом раскрывается возможная будущая судьба их…
«Ещё не прошло и месяца, как я пережил четыре переброски. Я не задаюсь вопросом, почему и для чего всё это. И говорю себе постоянно: раз так происходит, то, значит, так и нужно, и всё происходящее есть самое лучшее для меня в настоящее время. А посему какие-либо колебания, недоумения, огорчения и тому подобное неуместны. Ведь весь секрет жизни в том, чтобы всё совершалось не по моей мелкой воле и не по моему жалкому умишку. Единая Премудрая и Благая Воля должна царить во всём, а наше дело не мешать ей осуществляться и в нас, и через нас. Прочее — всё понятно...
Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии
Подробнее
Участие в проекте
Приглашаем Вас внести свой вклад в создание биографической базы данных о пастырях ХХ века и стать участником проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»: