Документы Патриаршей канцелярии 1925–1927 годов : [(Ф. 3. Оп. 2)] // Вестник церковной истории. М., 2006. № 1. С. 56–73 ; № 2. С. 81–108

Развернуть

«В 2004 г. распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в "Архив истории Русской Православной Церкви в XX веке" Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" были переданы документы Патриаршей канцелярии за 1925–1944 гг. (ф. 3, оп. 2). Коллекция не является систематической и содержит разнообразные документы: указы и распоряжения Местоблюстителя Патриаршего Престола и его Заместителя, определения Временного Патриаршего Синода, письма епископов, клириков и мирян. Документы до начала 1930-х гг., как правило, рукописные (часто заверенные печатью), позже — машинописные, заверенные печатью. Значительное число документов являются автографами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" публикует документы по истории Русской Православной Церкви в 1-й пол. XX в., до сих пор остававшихся неизвестными или известными по выдержкам и пересказам. В 1-м номере "Вестника церковной истории" публикуются документы 1925–1926 гг., адресованные Патриаршему Местоблюстителю митрополиту священномученику Петру (Полянскому) и Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Тексты приводятся в соответствии с современными нормами орфографии, в квадратных скобках раскрыты сокращения, даты после февраля 1918 г. в комментариях даны по новому стилю.

Во 2-м номере "Вестника церковной истории" публикуются материалы 1926–1927 гг., преимущественно связанные со священномучеником митрополитом Агафангелом (Преображенским). В завещании, составленном Патриархом Московским и всея России Тихоном 7 января 1925 г., митрополит Агафангел был указан вторым в списке Патриарших Местоблюстителей (первым назван священномученик митрополит Кирилл (Смирнов), третьим — священномученик митрополит Петр (Полянский)). Поскольку ко времени кончины Святейшего Патриарха (7 апреля 1925 г.) митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, Местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Петр. 6 декабря того же года он составил распоряжение, в соответствии с которым исполнение обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола переходило к Нижегородскому митрополиту Сергию (Страгородскому) в случае невозможности митрополиту Петру самому находиться во главе Церкви. При этом обязательным оставалось возношение за богослужением имени митрополита Петра как Местоблюстителя Патриаршего Престола. 9 декабря митрополит Петр был арестован, 14 декабря митрополит Сергий сообщил из Нижнего Новгорода о своем вступлении во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя.

Положение Патриаршей Церкви в стране было чрезвычайно тяжелым. Она не имела легального статуса, поскольку в качестве православной Церкви России советская власть признавала обновленческую группировку во главе с ее синодом. Власти не ограничивались физическими репрессиями против православного духовенства. В их планы входило уничтожение «тихоновского» высшего церковного управления посредством организации расколов. К началу 1926 г. на высшую власть в Церкви претендовали пользовавшиеся покровительством властей обновленческое Высшее церковное управление (создано 16 мая 1922 г.) и Временный высший церковный совет (ВВЦС) во главе со Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) (создан 25 декабря 1925 г.), основной задачей которых было устранение от власти "тихоновских" архиереев.

В начале 1926 г. митрополит Сергий (Страгородский) запретил в священнослужении епископов, присоединившихся к григорианскому расколу. ВВЦС распоряжению не подчинился. В этой ситуации власти попытались организовать еще один раскол, введя в заблуждение находившегося в ссылке митрополита Агафангела. В марте 1926 г. Ярославский митрополит был доставлен в пермскую тюрьму, в апреле состоялась его встреча с начальником 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А.Тучковым. Тучков сообщил иерарху, что борьба между митрополитом Сергием и ВВЦС вызвала раскол в епископате, поэтому государственные органы не могут зарегистрировать ни митрополита Сергия, ни архиепископа Григория в качестве главы Церкви. Для преодоления раскола Тучков предложил митрополиту Агафангелу как можно скорее возглавить Высшее церковное управление. Ревнуя о прекращении распрей, 18 апреля 1926 г. митрополит Агафангел выпустил в Перми обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Церкви, в котором объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя.

Большинство православных епископов заявило, что действия Ярославского митрополита незаконны и они будут по-прежнему признавать Патриаршим Местоблюстителем только митрополита Петра. В результате личной беседы и переписки между митрополитами Агафангелом и Сергием, в ходе которых действующий Заместитель Патриаршего Местоблюстителя убеждал Ярославского митрополита отказаться от Местоблюстительства, поскольку законным Первоиерархом является митрополит Петр (Полянский), 27 мая 1926 г. митрополит Агафангел направил митрополиту Сергию телеграмму, в которой сообщал, что ради мира церковного намерен отказаться от Местоблюстительства. Спустя несколько дней митрополит Агафангел получил от митрополита Петра письмо, в котором последний соглашался с его намерением вступить в права Местоблюстителя. Ярославский митрополит сообщил об этом письме митрополиту Сергию. Однако последний считал, что полученное из тюрьмы распоряжение Первоиерарха могло быть реализовано лишь под ответственность реально правящего Заместителя, обладавшего всей полнотой информации. Столкнувшись с непреклонной позицией митрополита Сергия и единомышленных с ним архиереев, митрополит Агафангел во избежание умножения распрей 12 июня 1926 г. объявил, что отказывается от притязаний на пост Местоблюстителя. Одновременно на протяжении 1926 г. митрополит Сергий предпринимал усилия по легализации высшего управления Русской Церкви, завершившиеся образованием в мае 1927 г. Временного Патриаршего Священного Синода, тогда же зарегистрированного в НКВД.

Публикуемые документы, среди которых преобладают письма от приходских общин и мирян, отражают растерянность, царившую среди церковного народа в этот сложный период. В письмах из Ростовской-на-Дону епархии изложена позиция общин, не признавших полномочий митрополита Петра (Полянского) как Патриаршего Местоблюстителя. Документы публикуются в соответствии с современными нормами орфографии, даты после февраля 1918 г. в комментариях даны по новому стилю».

(Из предисловий к статьям)

Упоминающиеся священнослужители