Астраханская и Енотаевская епархия,
Астраханская губ.,
Царевский уезд,
с. Пришиба, Казанская церковь, священник, настоятель. Законоучитель в Пришибинской Казанской церковно-приходской школе, двухклассном училище, одноклассной женской школе Министерства Народного Просвещения. Член Астраханского отдела Православного миссионерского общества (1884–1886, 1891). Наблюдатель церковно-приходских школ 12-го благочиннического округа (с 02.09.1885). Член Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества (1885–1888). Депутат ХХ (сентябрь 1886) и XXI (сентябрь 1887) епархиальных съездов духовенства Астраханской епархии от 12-го благочиннического округа. Член уездного отделения епархиального училищного совета (1891)
5.9.1891
4.10.1907
Астраханская и Енотаевская епархия,
Астраханская губ.,
Царевский уезд,
священник, бесприходный епархиальный миссионер 3-го участка с штаб-квартирой в с. Пришибе, причислен к Царевскому Христорождественскому собору с правом совершения церковных служб в храмах своего участка и домах прихожан, но без права получения доходов. С 07.04.1905 — протоиерей. Ключарь (с 1905). Законоучитель в двухклассном министерском училище (1893–1896). Член Астраханского отдела Православного миссионерского общества (1891–1904), уездного отделения епархиального училищного совета (1891–1900), Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества, с 1894 — братства (1891–1898). Депутат ХХV епархиального съезда духовенства Астраханской епархии от 4-го благочиннического округа и на съезде — член комиссии по обсуждению вопроса об учреждении общества «взаимной братской помощи» (сентябрь 1897). Член комиссии по мужскому духовному училищу на ХХХ епархиальном съезде духовенства Астраханской епархии (21.08.1907). Председатель местного монархического кружка (до 27.09.1907)
Астраханская и Енотаевская епархия,
г. Астрахань,
протоиерей. Председатель комитета по постройке плавающей церкви (1908). Лектор по обличению раскола и сектантства на Астраханских богословских курсах (с 01.11.1908)
12.1.1909
9.3.1910
Астраханская и Енотаевская епархия,
г. Астрахань,
протоиерей, епархиальный миссионер-проповедник 1-го участка. Действительный член попечительства о благолепии семинарского храма и бедных учениках Астраханской духовной семинарии (1909). Лектор по обличению раскола и сектантства на Астраханских богословских курсах. Член комиссии по выработке мер к оживлению приходской жизни и редакционной комиссии на ХХХII епархиальном съезде духовенства Астраханской епархии (август 1909)
9.3.1910
16.5.1918
Астраханская и Царёвская епархия,
г. Астрахань,
Благовещенский женский монастырь, протоиерей (определен на 2-ю священническую вакансию). Епархиальный миссионер 1-го участка, ответственный за борьбу с сектантством (с 11.04.1910). Председатель совета Астраханского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства (с 20.03.1910). Член правления попечительства о благолепии семинарского храма и бедных учениках Астраханской духовной семинарии (1910–1917). Член комиссии по выработке мер к оживлению приходской жизни на ХХХIII епархиальном съезде духовенства Астраханской епархии (27.08.1910).Член епархиального кружка ревнителей трезвости (1912). Член епархиального историко-археологического комитета (с 04.03.1914). Член епархиального комитета по призрению беженцев в г. Астрахани (27.08.1915). Вр. и. о. члена духовной консистории (с 01.11.1915)
Показать все
Награды
19.10.1888
право ношения набедренника
5.3.1890
право ношения скуфьи
май 1896
благословение Святейшего Синода с грамотой
3 или 9 апр. 1898
право ношения камилавки
24.4.1902
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
3.2.1906
орден св. Анны 3-й степени
19.12.1907
архипастырское благословение со внесением в формулярный список архиепископом Астраханским и Енотаевским Георгием (Орловым) «за 16-летние полезные миссионерские труды»
Протоиерей Петр Горохов начал свою пастырскою деятельность в 1884 г. в с. Пришиба Астраханской губ., где в то время были представители всех оттенков молоканства, откуда расходились по всем направлениям пропагандисты сектантства, куда, прежде всего, спешили разного рода бродячие лжеучители. Епископ Евгений (Шерешилов), предоставляя отцу Петру священническое место в с. Пришибе, внушил ему помнить, что в с. Пришибе священник должен быть в первую очередь миссионером.
В отчете за 1888 г. о своей миссионерской деятельности Горохов сообщает: «Частных бесед… сделано мною более 70. Большая часть сих бесед происходила у меня на дому… Каждый присоединяемый был оглашаем в продолжении месяца и с каждым из них сделано не менее 12-ти бесед, а с некоторыми… более 16-ти… По желанию оглашаемых беседы приходилось переносить и в их молоканские семьи... С Евдокией Горемыкиной, уклонившейся в молоканскую ересь, беседы мною ведены были с 12-го ноября до Р. Христова. Всех бесед с нею было около 10-ти. Горемыкина — старуха лет под 50… Отец, мать и вся братья ея — молокане... После каждой из бесед стереотипной ее фразой было: "И храм надоть, и все надоть, только иконы не надоть". Так и осталась старуха с тем, что "иконы не надоть"… Но Господь благоволил для некоторых сделать большее — 8 человек заблудших приведены в лоно Православной Церкви. Самым важным присоединением было присоединение семьи начетчика евангелической секты Егора Васильевича Шалаева…» (Астраханские епархиальные ведомости. 1888. № 24, прил. С. 125–129).
В своей автобиографии Е. В. Шалаев так рассказывает о Петре Горохове: «Я с ним много беседовал… Объяснения о. П. Горохова были ясны, просты и весьма убедительны. Чем больше я беседовал, тем больше рассеивалось во мне недоверие к учению Православной Церкви, вселенное в меня моими воспитателями с детства, тем более я сознавал ложность прежних своих понятий. После бесед… я решился со всем домом принять Православие. Ранее своего присоединения я пожелал окрестить троих своих детей. Крещение их совершилось в 1888 г. 3 января в церковно-приходской школе. При крещении детей я был в весьма непонятном и весьма приятном для меня состоянии: училище для меня в это время перестало быть простым училищем, а казалось чем-то неземным; священник о. П. Горохов, совершавший крещение с чувством благоговения, проникнутым духовною радостью, казался ангелом, голос певчих — не земным, а небесным, дети мои тоже казались какими-то неземными…» В марте 1888 г. Егор Шалаев был назначен помощником епархиального миссионера и впоследствии стал православным священником.
В сентябре 1891 г. состоялось прощание прихожан с. Пришиба со своим пастырем в связи с переходом его на бесприходную миссионерскую службу. Из адреса, поднесенного прихожанами: «…Наши дети, с коими вы, отец Петр, с таким редким усердием и любовью занимались… не перестают радовать наши сердца! А мы сами?! Как во многом мы изменились под вашим пастырским руководством. Постоянно строгий к самому себе вы были мудро строги и к нам… и теперь о неблагопристойностях в храме и около храма, столь обычных прежде, осталось только одно предание. Своими поучениями, глубоко благоговейною, исполненною силы и выражения, службою вы пробудили в нас живую любовь к св. храму и службе Божией…» (Астраханские епархиальные ведомости. 1891. № 23, часть неофиц. С. 498–499).
О деятельной миссионерской деятельности отца Петра в те годы можно судить по материалам из епархиальных ведомостей: «С 20 декабря 1892 г. по 25 марта 1893 г. епархиальным миссионером III участка Петром Гороховым в селе Пришиба… присоединено к Православной Церкви из различных сект 15 человек: 12 — из баптистов, 2 — из субботников и 1 — из штундистов. Готовятся к присоединению 10 человек: 6 — из штундистов, 8 — из молокан-уклеинцев и 1 — из лютеран… В числе присоединенных находятся два известных в сектантском мире начетчика: один из баптистов, другой из штундистов» (Астраханские епархиальные ведомости. 1893. № 9, отд. неофиц. С. 283).
На XXVI епархиальном съезде духовенства (1900 г.) отец Петр сделал словесное заявление о необходимости увеличения сумм на разъезды по миссии, которые не повышались 10 лет, в связи с тем, что за это время, кроме того, что увеличилась поверстная плата за пару лошадей на 1 копейку, «прибавилось много новых мест миссионерского нахождения в III-м участке, например… луговые хутора и киргизские степи совершенно не входили в область миссионерского наблюдения, а теперь… требуют миссионерского воздействия, а в Киргизские степи, из-за ежегодного расширения их культуры, приходится углубляться на 40–50 верст; вновь открытые приходы Казанка и Таловка тоже требуют миссионерского наблюдения, а эти два пункта отстоят от участкового миссионера на 450–500 верст». (Астраханские епархиальные ведомости. 1900. № 15. С. 628–630).
Очень трогательно описана миссионерская работа священника Петра Горохова в статье «Присоединение к православию нововеров (еноховцев) в с. Заплавном, Царевского уезда» (Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 19. С 975–978): «Присоединялись крестьяне с. Заплавного: Николай Гущин, Евдокия Мартынова… Этот факт присоединения особенно радостен, потому что означенные лица были весьма ярые последователи вредного лжеучения еноховцев, и при том, Гущин изображал из себя, по мнению нововеров, истинного священника истинной соборной апостольской церкви, которая, как уверяют нововеры, должна явиться и явилась перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю для суда.
Приготовление означенных лиц… началось месяца за полтора. В это время мы часто беседовали с ними у них на дому... Неоднократно также приезжал и епархиальный миссионер о. Петр Горохов, который окончательно утвердил их в истинах Православной Церкви и убедил в необходимости публичного отречения, на которое раньше они не соглашались. Накануне присоединения опять приехал о. епархиальный миссионер, беседовал с ними, читал им вечернее правило, так как на следующий день они принимали Св. Дары, а потом и утреннее правило. Перед литургией сам совершил присоединение, а во время литургии они сподобились принять Св. Дары. Торжественны и трогательны были минуты, когда пять человек во всеуслышание, при большом стечении народа, твердо и решительно произносили: отрицаюсь, отрицаюсь, отрицаюсь — от своего лжеучения; признаю, признаю, признаю — учение Православной Церкви. Молящиеся в церкви не могли без слез слушать отречение от того лжеучения, которым в одно время было возмущено почти полсела… Отстояв литургию и причастившись Св. тайн, которых они не причащались целых семь лет, они выслушали благодарственные молитвы, прочитанные тем же епархиальным миссионером, а по окончании литургии они взяли иконы и, в сопровождении о. Петра Горохова, свящ, В. Смирнова… с пением священных песнопений, отправились в свой дом, где отслужен был благодарственный молебен…».
В начале октября 1907 г. отец Петр был вынужден (в связи с болезнью супруги) переехать в г. Царев. На его проводах местными священниками было сказано много добрых слов. Из памятного адреса: «…перед нами деятель добрый, прямой, честный, трудолюбивый, работавший среди нас за десятерых, направляемый епархиальным начальством туда, где по миссии предвиделась особенная тяжесть труда, ставимый там, где требовалась особенная сила сказать слово мощно от Св. писания, к утверждению нашего сокровища — Православия и к вразумлению сектантов и колеблющихся». Из слова, сказанного отцу Петру одним из священников: «…ты печалился вместе со мною, ты плакал, ты утешал, ты молился — как любящий отец о своем несчастном сыне…».
В сентябре 1907 г. священник Петр Горохов вернулся в Астраханскую и Енотаевскую епархию и был назначен председателем комитета по постройке плавающей церкви. В апреле 1910 г. епископом Георгием (Орловым) в сослужении протоиерея Петра было совершено малое освящение плавучей церкви во имя Св. Николая (Астраханские епархиальные ведомости. 1910. № 8, отд. неофиц. С. 335–336) — первой и единственной в то время в России. Церковь была предназначена для обслуживания 12-ти футового рейда в Каспийском море и островов, лежащих около его берегов и в дельте р. Волги (Астраханские епархиальные ведомости. 1911. № 7/8, отд. неофиц. С. 335–336). В Великую пятницу 1910 г. отец Петр впервые вышел на рейд на борту плавучей церкви для совершения служб страстной и пасхальной седмиц и затем выходил в рейсы неоднократно. Он описал это в своих путевых заметках «С 12-ти футового рейда...» и «С плавучей церкви» и сделал вывод, «что святое дело религиозного обслуживания рыбаков в северном Каспии имеет за собою будущность».