Даниил (Троицкий Дмитрий Алексеевич), архиепископ

  • Дата рождения: 6.10.1887
  • Место рождения: Тульская губ., Каширский уезд, с. Липицы (ныне село Серпуховского р-на Московской обл.)
  • Дата смерти: 17.3.1934
  • Место смерти: Западная обл., г. Брянск; погребен на небольшом кладбище в Володарском р-не г. Брянска. В 1950-х кладбище было ликвидировано, на его месте устроили двор жилого дома; могилы были осквернены и разграблены

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1898
1902
Тульское духовное училище
1902
1909
Тульская духовная семинария
1909
1913
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
1911
1913
Санкт-Петербургский археологический институт
окончил с аттестатом (дипломом) на звание действительного члена института
Поскольку Д. Троицкий окончил Институт в 1913 со званием действительного члена, а срок обучения в Санкт-Петербургском археологическом институте для действительного слушателя составлял 2 года, то год поступления предположительно указан 1911
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

28.9.1913
пострижен в монашество архиепископом Холмским и Люблинским Евлогием (Георгиевским)
30.9.1913
рукоположен во иеродиакона
1.10.1913
рукоположен во иеромонаха
25.4.1918
возведен в сан архимандрита «за отлично-усердное служение»; награжден саном к празднику Св. Пасхи
30.4.1921
хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея России свт. Тихон
3.1.1934
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
16.8.1913
26.8.1914
Холмская духовная семинария, иеромонах, преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей, классный воспитатель. С нояб. 1913 по март 1914 — исполняющий обязанности члена Холмской духовной консистории, с янв. 1914 — член Епархиального миссионерского совета
26.8.1914
28.9.1917
Тульская духовная семинария, иеромонах, преподаватель по кафедре Свящ. Писания. С янв. 1916 по май 1917 — член Епархиальной комиссии по испытанию лиц, ищущих священного сана. Участник Всероссийского съезда ученого монашества (7–14.7.1917)
28.9.1917
30.4.1921
Орловская и Севская епархия, Орловская губ., Болховский уезд, Оптин Рождества Богородицы и Святой Троицы монастырь, архимандрит, настоятель. Назначен по ходатайству епископа Орловского и Севского сщмч. Серафима (Остроумова). С нояб. 1917 до нач. 1918 — председатель Болховского Макариева отделения Орловского церковного историко-археологического общества, с мая по авг. 1919 — член Епархиального совета
30.4.1921
ок. 14.9.1921
Орловская и Ливенская епархия, Елецкое викариатство, епископ. В связи с проведением разследования по несправедливому обвинению в краже монастырского имущества на место служения не выехал, был вынужден жить в Болховском Троицком монастыре
14.9.1921
28.10.1922
Орловская и Ливенская епархия, Болховское викариатство, епископ. Председатель Орловского Церковного историко-археологического общества. С 17.5.1922 — управляющий Орловской епархией (по просьбе собрания градского духовенства 1-го и 2-го округов, с участием представителей уездного духовенства Орловской епархии), в связи с арестом еп. Орловского и Севского Серафима (Остроумова). С 28.10.1922 епархией не управлял
1.2.1928
11.5.1928
Свердловская и Ирбитская епархия, Шадринское викариатство, епископ (в должность, по-видимому, не вступил); с 1.2.1928 по 22.2.1928 — временно управляющий Свердловской епархией
29.4.1931
17.3.1934
Показать все

Награды

1915
право ношения набедренника
1916
право ношения наперсного креста
Показать все

Преследования

1920
подвергался следствию Болховского уголовного розыска по делу «о сокрытии от представителей Советской власти драгоценностей монастыря и их хищении», обыску, была взята подписка о невыезде
2.11.1921
арестован по обвинению в «агитации против Советской власти и Коммунистической партии» во время проповедей, а также в «нелегальном существовании историко-археологического общества» (на основании обнаруженной при обыске печати общества)
2.11.1921 – не позднее 7.12.1921
находился в заключении в тюрьме г. Болхов, затем переведен в тюрьму г. Орла
нояб. 1921 или дек. 19218.4.1922
находился в заключении в тюрьме г. Орла, с 7.12.1921 — в одиночной камере без права получения передач. Освобожден после многочисленных обращений верующих под подписку о невыезде из пределов Болховского и Мценского уездов и под запретом присутствовать на богослужениях
28.10.1922
арестован Орловским губернским отделом ГПУ по обвинению в «контрреволюционной агитации и умышленном сокрытии от Советской власти церковных ценностей»
28.10.1922 – кон. 1922
находился в заключении в тюрьме г. Орла
27.12.1922
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на высылку в г. Хиву на 2 года
Архив УФСБ по Орловской обл. Д. 3871-П
1923
находился в ссылке в Пенджикенте (Бухарская НСР)
апр. 1926
арестован в г. Москве
апр. 1926 – ок. сент. 1926
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
сент. 1926
выслан по устному распоряжению Тучкова в г. Кинешму Костромской губ.
сент. 1926
находился в ссылке в г. Кинешме Костромской губ.; вероятно, в сентябре переехал в Решму, где поселился при Макариево-Решемском монастыре
сент. 1926(?) – 1928
находился в ссылке в с. Решме Кинешемского уезда Костромской губ.; прожил в Решме около двух лет. В 1928 освобожден из ссылки без права жительства в 6 главных городах страны
ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Л. 79, 119 об.
Показать все

Подробная биография

Архиепископ Даниил (в миру Димитрий Алексеевич Троицкий) родился 6 октября 1887 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии (ныне Серпуховский район Московской области) в семье священника Алексия Петровича Троицкого и его супруги Варвары Васильевны. В 1902 году окончил по второму разряду Тульское духовное училище, в 1909 году — Тульскую духовную семинарию со званием студента, в 1913 году — Императорскую Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия второго разряда. Его курсовое сочинение на тему «Происхождение и состав русского иконописного подлинника» в ряду обративших «на себя особое внимание своими достоинствами» было удостоено почетных отзывов заслуженного ординарного профессора Н. В. Покровского и профессора-протоиерея А. П. Рождественского[1]. В 1911–1913 годах обучался также в Императорском Санкт-Петербургском археологическом институте, который окончил со званием действительного члена[2].

С 16 августа 1913 года Димитрий Троицкий был определен на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Холмскую духовную семинарию[3]. Архиепископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский; 1868–1946) 28 сентября 1913 года совершил постриг Димитрия в монашество с именем Даниил (в честь пророка Даниила), 30 сентября рукоположил его во иеродиакона и 1 октября — во иеромонаха.

Благодаря усердию нового преподавателя литургики и гомилетики 25 января 1914 года при Холмской духовной семинарии был основан пастырско-проповеднический кружок. В своей речи при открытии кружка «Проповедь в пастырстве» иеромонах Даниил говорил: «Может ли пастырь Церкви равнодушно смотреть, как его пасомые страдают и мучатся? Может ли он остаться безмолвным при виде этих алчущих и жаждущих правды? Чистое, живое, убежденное проповедническое слово должно утешить скорбящих, поддержать падающих, научить неведущих, наставить заблудших»[4].

26 августа 1914 года иеромонах Даниил был перемещен на должность преподавателя в Тульскую духовную семинарию по кафедре Священного Писания. В «Тульских епархиальных ведомостях» опубликованы его статьи: библиографические — о новых изданиях; о новом предмете в духовных семинариях (церковной археологии), а также проповедь. При служении Акафиста Страстям Христовым 27 марта 1916 года он произнес слово «Распни Его!», в котором говорил: «Почему в настоящее время служители Церкви подвергаются насмешкам, оскорблениям? Потому что теперь все более и более начинают ненавидеть Христа Спасителя. И кто знает, может быть, приближается время, когда эта ненависть от скрытой, тайной перейдет в явную и открытую. Тогда возвратятся времена первых веков христианства с мученичеством за Христа с дерзновенным исповеданием Его имени»[5].

В 1915 году иеромонах Даниил был награжден набедренником, в 1916 году — наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым[6].

По ходатайству священномученика Серафима (Остроумова; 1880–1937), в то время епископа Орловского и Севского, определением Святейшего Синода от 28–29 сентября 1917 года будущий архипастырь был назначен настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии, с освобождением от духовно-учебной службы[7].

Иеромонах Даниил стал действительным членом Орловского церковно-историко-­археологического общества и председателем его Болховского Макарьевского отделения, наименованного в честь погребенного в Болховском Оптине монастыре архимандрита Макария (Глухарева; 1792–1847), в 2000 году прославленного в лике преподобных[8].

После большевистского переворота начались открытые гонения на Русскую Православную Церковь. 10 февраля 1918 года иеромонахом Даниилом было прочитано в Болховском Оптином монастыре Послание Святейшего Патриарха Тихона (1865–1925) от 19 января / 1 февраля в связи с убийством священномученика протоиерея Петра Скипетрова (1863–1918) «и сказано с огромным подъемом и воодушевлением соответствующее слово. Послание Патриарха и слово настоятеля произвели на молящихся потрясающее впечатление. Женщины рыдали, мужчины, с загоревшимися гневом глазами, категорически заявили: "Не отдадим извергам на поругание храмы Божии и святыни!"»[9]. По примеру Петрограда и Москвы, в городе Орле 15 февраля был устроен грандиозный крестный ход, в котором участвовало до 20 тысяч верующих. В конце молебна иеромонах Даниил произнес слово, в котором «призывал православный народ стать на защиту своей Матери-Церкви и дать в этом торжественную клятву пред лицом архипастырей. В ответ на призыв со всех сторон раздалось громкое "Клянемся"»[10]. 11 февраля 1931 года один из свидетелей хода показывал, как он слышал, «что епископ Даниил в своей речи [15.02.1918] громил безбожник[ов] и что его речь была потрясающая и соответственно подействовала на толпу»[11].

В 1918 году ко дню Святой Пасхи иеромонах Даниил «за отлично-усердную его службу» был награжден саном архимандрита[12]. В сентябре того же года он отправился в отпуск, затем пребывал в городе Орле, временно исполняя обязанности члена Епархиального совета, после чего по причине отступления Красной армии и эвакуации Болхова вынужден был скрываться и вернулся в монастырь 8 ноября 1919 года[13].

В октябре 1917 года иеромонах Даниил обнаружил в ризнице монастыря предметы большой ценности и принял решение, ввиду совершавшихся в то время повсеместно грабежей, хранить их в потайных местах. Иеромонаху Ксенофонту было поручено спрятать вещи. В декабре 1918 года во время длительного отсутствия в монастыре настоятеля сдачу монастырского имущества представителям власти и передачу их религиозной общине при монастыре производил иеромонах Ксенофонт, который скрыл от представителей власти и от общины спрятанные им предметы церковной утвари. Летом 1920 года обстоятельства хищения вскрылись. Следствие первоначально велось болховской милицией. Епархиальная следственная комиссия провела самостоятельное расследование и пришла к выводу, что к пропаже вещей причастен только иеромонах Ксенофонт, который скрылся. Архимандрит Даниил с 25 февраля 1921 года находился под подпиской о невыезде[14].

Пришло время, когда Господь призвал Своего верного служителя на архипастырский подвиг. Ему пришлось 14 апреля 1921 года получить разрешение болховского угрозыска на отлучку в Москву «на хиротонию во епископа» сроком до 15 мая. В период пребывания в Москве архимандрит Даниил жил вместе с братом священномучеником Иларионом (Троицким; 1886–1929) на квартире протоиерея Владимира Страхова (1883–1938) рядом с храмом Живоначальной Троицы в Листах. В дни перед хиротонией он молился с епископом Иларионом в Сретенской обители. Московский житель Никита Потапович Окунев писал в дневнике, что на службе со среды на четверг Страстной седмицы в Сретенском монастыре объявился «удивительный канонарх <...>. И голос, и чинность, и симпатичнейшая наружность действительного девственника заставили меня расспросить: да кто же это? И я узнал, что это родной брат Илариона архимандрит Даниил»[15].

В крестовом храме преподобного Сергия Радонежского Патриаршего Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон возглавил 26 апреля 1921 года, в Великий Вторник, наречение архимандрита Даниила во епископа Елецкого, викария Орловской епархии, и 30 апреля, в Великую Субботу, хиротонию. В речи при наречении во епископа, записанной Николаем Борисовичем Кирьяновым (1902–1988), иподиаконом священномученика Илариона, архимандрит Даниил говорил: «Не страшны мне гонения, воздвигнутые на Церковь Христову, не страданий боюсь [я] — я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего, но только бы знать, только верить, что мои страдания принесут пользу Святой Церкви...»[16].

После хиротонии епископ Даниил должен был вернуться в Болхов, так как следствие продолжалось. Сохранились свидетельства о почитании архипастыря духовенством и прихожанами. Священник Сергий Бутузов, служивший в Николо-Гончарском храме города Болхова, обращался с таким приветствием: «Дорогой Владыко, видя тебя, окруженного народом, любящим тебя и жаждущим хотя бы одного твоего ласкового слова или взгляда, приветствуем тебя как святителя Божия, вместе с народом радуемся приходу в наш храм и вместе с народом просим твоего благословения и молитв пред Престолом Божиим»[17]. Прихожанка из Ельца сообщала в письме: «Сколько счастья и радости пришлось пережить мне в далеком Болхове за вашими службами, особенно за всенощной под Успение. <...> Что может дать душе такая живая служба! <...> Многие и за одну неделю успели полюбить вас и будут любить и радоваться за вас где бы вы ни были»[18].

После архиерейской хиротонии владыка Даниил продолжал жить в Болховском Оптине монастыре. К 14 сентября 1921 года в Орловской епархии было учреждено Болховское викариатство, и он был переведен на Болховскую кафедру[19]. В его ведении находился также Мценский уезд.

2 ноября 1921 года, после обыска, архипастырь был арестован и заключен в Болховский арестный дом, 21 ноября доставлен в Орел. Первоначально его содержали на общих основаниях; 7 декабря перевели в Орловскую центральную изоляционную тюрьму и содержали по первой категории — без права передачи и свиданий. Владыке было отказано в посещении тюремного Спасского храма. 4 апреля 1922 года в секретно-оперативную часть Орловской губчека поступило переданное по инстанциям заявление «граждан Ольги Алексеевны и Илариона Алексеевича Троицких» от 3 марта того же года в Наркомюст, в котором они просили расследовать дело и освободить брата или перевести его в Москву, где они могли бы о нем заботиться. Епископ Даниил был освобожден 8 апреля 1922 года под подписку о невыезде из пределов Болховского и Мценского уездов.

В июне 1922 года в Орле состоялся процесс над «церковниками» по обвинению в активном сопротивлении изъятию церковных ценностей. Ввиду ареста правящего епископа Серафима, который пробыл в заключении до 1924 года, епископ Даниил 17 мая 1922 года вступил во временное управление епархией и поручил представителям епархиального духовенства испросить благословения у Высшего Церковного Управления на временное управление епархией[20]. До дискредитации термина «Высшее Церковное Управление» обновленцами он использовался в Русской Православной Церкви для обозначения высшей церковной власти[21]. Епископ Даниил, поручая «испросить благословение у Высшего Церковного Управления», имел в виду православный орган высшей церковной власти. Но посланные от Орловской епархии с резолюцией владыки приехали в Москву к тому времени, когда наименование «Высшее Церковное Управление» было присвоено обновленцами своему органу власти. Представители епархии, не зная об истинном положении дел, к 23 мая передали документ в обновленческое ВЦУ, которое использовало его для необоснованного провозглашения епископа Даниила своим сторонником. Митрополит Мануил (Лемешевский; 1884–1968) так пишет об этом: «В обновленческом журнале "Сибирская церковь" за 1922 г. № 2, стр. 16 помещена памятка живоцерковников, в которой они пытались считать архиепископа Даниила сторонником обновленческого течения, но данные не подтвердились. Он остался верен Православию»[22].

На основании послания Патриаршего заместителя митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского; 1854–1928) от 18 июня 1922 года епископ Даниил временно перешел на самостоятельное управление епархией и повел непримиримую борьбу с обновленчеством. В сводке 6-го отделения секретного отдела ГПУ от 14 сентября 1922 года, составленной по материалам, полученным с 15 июля по 20 августа, о положении в городе Орле сообщалось следующее: «В борьбе две группы духовенства: обновленческая[,] возглавляемая прот[оиереем] Крыловым[,] и реакционна[я] — еп[ископом] Даниилом. <...> Еп[ископ] Даниил намеривает[ся] съорганизовать (sic) свое епархиальное управление из верных ему людей, для чего делает попытки к устройству собрания духовенства. Отношение городского орловского духовенства к группе Крылова недоверчивое и враждебное»[23].

В сентябре 1922 года священномученик Иларион писал из ссылки родным: «Даниилу предложили быть архи-[архиепископом] в Орле, но с условием единения с ЖЦ [живоцерковниками], и дали неделю срока. Он отрекся от этой "чести" и уехал в Болхов, где объединил оо.[отцов] на своей платформе и пока живет там»[24]; «Наладил я связь письменную с Даниилом. Он со 2-го авг[уста] в Болх[ове]. Когда приезжают из Орла ЖЦ [живоцерковники] — он их не принимает, за своей службой не позволяет слова сказать. Пока держится»[25].

28 октября 1922 года владыку Даниила вызвали в губполитотдел и арестовали. Виновным себя в контрреволюционной агитации против советской власти он не признал. В обвинительном заключении Орловского губотдела ГПУ от 15 ноября 1922 года говорилось: «...и тюремное заключение его ничуть не исправило, т. к. он по выходе на свободу стал опять вести такого рода агитацию, в силу которой он, Троицкий, пользуется большой популярностью среди верующих и буржуазного слоя во всей Орловской губ. и [с?] ее окрестными губернскими городами, а также выяснилась его политфизиономия во время обновленческого движения, когда он, Троицкий, видя то, что обновленческое движение может обнаружить многовекового духовного порабощения (sic) трудящихся, повел усиленную агитацию среди верующих против обновленческого движения, стараясь поддерживать черносотенное духовенство»[26].

На заседании Комиссии НКВД по административным высылкам 27 декабря 1922 года по докладу Е. А. Тучкова постановили: выслать епископа Даниила «в Хиву на 2 г. Дело прекратить и сдать в архив 6 отд. СОГПУ»[27].

В почтовой открытке, посланной епископом Даниилом с этапа сестре Ольге, он писал: «Еду этапом, будет очень трудно, но Господь поможет». В ссылке жил в городе Пенджикенте, где с епископом Суздальским Василием (Зуммером; 1885–1924) совершил архиерейскую хиротонию священноисповедника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого; 1877–1961), который подробно описывает это событие в своей автобиографии[28].

С 1925 года (не ранее середины апреля) епископ Даниил жил и служил в Москве. После высылки в Среднюю Азию владыке Даниилу власти не разрешили вернуться на Болховскую кафедру, он был выслан (удален от места, где должен был находиться по церковному послушанию) теперь уже в Москву, под надзор, без права выезда, как и многие другие архипастыри. В «Подготовительных материалах для биографического словаря выпускников Санкт-Петербургской духовной академии» 1914 года на листах об иеромонахе Данииле (Троицком) имеются сведения: «В 1925 г. возвратился в Москву»[29].

По воспоминаниям протоиерея Василия Евдокимова (1903–1990), который в то время был иподиаконом священномученика Димитрия (Добросердова; 1865–1937), «вечером 23 ноября (6 декабря) [1925 г.] владыка [Димитрий] вместе с иподиаконами поехал в церковь великомученицы Екатерины на Ордынке, где был престольный праздник. Всенощную совершал митрополит Петр[30], Местоблюститель Патриаршего Престола, в сослужении архиепископа Димитрия [Добросердова] и епископа Даниила Болховского»[31].

В этот период архипастырь стал духовным наставником будущего Патриарха Пимена (1910–1990), который 4 декабря 1925 года был пострижен в Сретенском монастыре в рясофор с именем Платон. «В конце 1925 года Сретенский монастырь закрыли, и инок Платон по приглашению епископа Даниила (Троицкого) начал регентовать в храме Спаса Преображения в Пушкарях, который был недалеко от монастыря на Сретенке. Но вскоре владыку Даниила выслали в Кинешму. <...> Большой портрет архиепископа Даниила долго висел в покоях Святейшего Патриарха Пимена»[32], который почитал его как своего духовника и в 1977 году благословил поиск его честных останков.

Сергей Николаевич Лисевицкий[33] пишет: «Богослужения в [Спасо-Преображенском] храме [в Пушкарях] возглавлял преосвященный Даниил... <...> Особенно много народу и молодежи было в храме по вторникам — после краткой вечерни владыка Даниил произносил проповедь или, вернее, лекцию, в которой раскрывал сущность библейских сказаний и Нового Завета, затем благословлял многочисленных верующих, а хор в это время прекрасно исполнял концерты духовной музыки. <...> Все это... пользовалось популярностью не только у верующих, но и духовенства, особенно у той его части, которая не имела семинарского образования. Естественно, что такая открытая пропаганда христианства вызвала недовольство властей — епископ Даниил вскоре был сослан...»[34].

До 2 апреля 1926 года епископ Даниил в числе 25 архипастырей подписал письмо Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, в котором поддерживались канонические меры прещения в отношении ВВЦС[35].

3 июля 1926 года в заседании Комиссии по проведению декрета об отделении Церкви от государства постановили: признать пребывание в Москве около 50 ­епископов «политически вредным и поручить ОГПУ (т. Тучкову), не прибегая к арестам, путем предложения каждому в отдельности, — принять меры к выезду наиболее вредных для жительства в монастырях по его (ОГПУ) усмотрению»[36].

Епископ Даниил жил на высылке в слободе Решма Кинешемского уезда, служил в Макариевом Решемском женском монастыре до его закрытия в конце 1927 года. По воспоминаниям бывшей насельницы монастыря Дарьи Федотовны Галашевой, которая пережила заключение в лагере, после приезда владыки в монастыре стали регулярно проходить архиерейские богослужения. «В Решме жил владыка Даниил, сослан за проповеди, — рассказывала Дарья Федотовна. — Каждый день ходил отмечаться в [Нагорновский] сельсовет. Ему была вольная высылка. Простой-простой, душевный»[37].

Архипастырь постоянно стремился поддерживать связь с находившимся в заключении братом, священномучеником Иларионом. Он не отделялся от митрополита Сергия (Страгородского; 1867–1944) после выхода «Декларации» 1927 года. 1 февраля 1928 года назначен епископом Шадринским, викарием Свердловской епархии, с поручением ему управления Свердловской епархией[38]. Из последующих назначений следует, что в эту должность владыка Даниил не вступил. В заседании Священного Синода от 11 мая 1928 года оставлен на кафедре епископа Болховского[39].

По имеющимся к настоящему времени сведениям можно предположить, что архипастырь был вновь выслан в административном порядке — на этот раз в Крым. Священномученик Иларион упоминает о нем в письмах в 1929 году: 23 марта [ст. ст.] — «Даниил мне пишет с берегов Черного моря»[40]. Епископ Никон (Дегтяренко; 1884-1937), находясь в заключении в Мариинских лагерях и узнав о кончине архиепископа Даниила, вспоминал об общении с ним в письме к епископу Тихону (Шарапову; 1886–1937) от 1 (14) мая 1934 года[41]. Биографические сведения о епископе Никоне позволяют сделать заключение о том, что он мог быть вместе с епископом Даниилом на высылке только в Крыму.

17 июля 1929 года владыка Даниил был назначен епископом Рославльским, викарием Смоленской епархии[42]. Ввиду того что в Рославле были закрыты все православные храмы, а Преосвященный Орловский Николай (Могилевский; 1877–1955) вынужденно ушел на покой, 27 февраля 1930 года епископ Даниил был назначен епископом Орловским и Мценским[43].

Предположительно в феврале 1931 года, в связи с тяжелой болезнью, епископ Даниил был вынужден выехать из Орла в Москву для лечения. С февраля по сентябрь 1931 года в Орле органами ОГПУ велось следствие, прекращенное в конце октября, по которому главное обвинение предназначалось владыке Даниилу как руководителю «к[онтр]р[еволюционной] церковно-монархической группировки»[44].

29 апреля 1931 года архипастырь был назначен на Брянскую кафедру[45]. По благословению епископа Даниила, во избежание поругания от безбожных властей произошло обретение и перезахоронение святых мощей преподобного благоверного князя Олега Брянского, которые покоились под спудом в Петропавловском женском монастыре города Брянска. В архивно-следственном деле 1937 года перечисляются лица, которые сослужили владыке Даниилу и общались с ним. Всех их обвиняли в участии в контрреволюционной организации. При этом сообщалось, что «Даниил Троицкий был руководителем и вдохновителем организации его единомышленников, группировавшихся вокруг него для борьбы с Советской властью под флагом защиты Церкви и поддержания веры у населения»[46]. 3 января 1934 года, «в воздаяние усердного служения Церкви Божией», был возведен в сан архиепископа[47]. Продолжал тяжело болеть. 17 марта 1934 года последовала его блаженная кончина, о которой он получил извещение свыше. Был погребен в Володарском районе Брянска на небольшом кладбище, которое в 1950-х годах было ликвидировано, могилы осквернены и разграблены. Память об архиепископе Данииле передавалась из поколения в поколение в годы гонений.

В проповеди времен Первой мировой войны он писал: «Возлюбленные братие, в нынешнюю годину бедствий, когда, кажется, нет ни одного уголка так называемого культурного мира, где бы не было стонов и раздоров, наиболее уместно спросить, в чем выражается тот мир, который принес, по ап. Павлу, на землю Господь наш Иисус Христос... "Той бо [Христос] есть мир наш" (Еф. 2:14)... <...> ...Эта истина... укажет тебе причину твоих страданий: ты далек от Христа; она укажет тебе, что нет мира вне Его Божественной ограды. <...> Народ русский — вот тот светоч, который должен освещать и согревать страдающий мир... тот народ, который поистине заслужил название народа-богоносца. И Россия, невзирая на свои интересы, неуклонно следовала своему призванию: помогала слабому, противилась гордому, старалась восстановить нарушенный мир, за что, наверное, и получит от Господа венец правды... <...> Будем, возлюбленные братие, почаще с Православною Церковью возносить молитвы о мире Тому, Кто Сам есть основание мира. <...> Аминь»[48].

_____________

[1] Христианское чтение. Ежемесячный журнал, издаваемый при Императорской Санкт-Петербургской духовной академии. 1914. № 3. С. 39.
[2] Вестник археологии и истории, издаваемый Санкт-Петербургским археологическим институтом. 1914. Вып. ХХII. С. 20–21.
[3] Формулярный список от 28.10.1915 // ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 18. Д. 6762. Л. 3–5. Даты по 1915 г. приводятся по данному списку.
[4] Холмская церковная жизнь. 1914. № 4, часть неофиц. С. 137–144.
[5] Тульские епархиальные ведомости. 1916. № 15/16, часть неофиц. С. 195–200.
[6] Тульские епархиальные ведомости. 1916. № 19/20. С. 215–217.
[7] РГИА. Ф. 796. Оп. 204. I отд. 5 стола. Д. 409. Л. 5.
[8] Краюхин Д. А. Лицом к лицу... (Послереволюционная судьба Орловского церковного историко-археологического общества) // Реквием. Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т. 4. Орел, 1998. С. 297–303.
[9] По нашему краю. Болхов (Хроника) // Орловский вестник. 1918, 6(19) февраля. № 29. С. 3.
[10] Крестный ход // Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 3–4. С. 89–90.
[11] Архив УФСБ РФ по Орловской обл. Арх.-след. д. 6591-П. Л. 3.
[12] РГИА. Ф. 831: 1918 г. Оп. 1. Д. 5. Л. 50.
[13] Архив УФСБ РФ по Орловской обл. Арх.-след. д. 3871-П. Л. 121 об., 183.
[14] Обстоятельства расследования хищения и репрессий 1921–1922 года в отношении еп. Даниила в Орловской губернии излагаются по материалам арх.-след. д. 3871-П.
[15] Окунев Н. П. Дневник москвича, 1917–1924 : в 2 т. Т. 2. М., 1997. С. 135–136.
[16] ЦА ФСБ РФ. Арх.-след. д. № Р-44494 по обвинению Н. Б. Кирьянова (1929 г.). Л. 58–59 об.
[17] Архив УФСБ РФ по Орловской обл. Арх.-след. д. 3871-П. Л. 295 об.
[18] Там же. Л. 207–208.
[19] Письмо Н. В. Нумерова митр. Антонию (Храповицкому) от 1(14) сентября 1921 г. // ГАРФ. Ф. Р6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 119 об.
[20] Архив УФСБ РФ по Орловской обл. Арх.-след. д. 3871-П. Л. 462.
[21] Например: Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. № 362 // Церковные ведомости, издаваемые при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви Заграницей. 1926. № 17/18. С. 6–7.
[22] Мануил (Лемешевский В. В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включ.). Т. 3. Erlangen, 1979–1989. С. 22–23.
[23] Архивы Кремля. Политбюро и Церковь, 1922–1925 гг. : в 2 кн. / подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосибирск ; М., 1997–1998. Кн. 2. 1998. С. 311, 316, 317.
[24] Письма сщмч. Илариона (Троицкого) к Архангельским. Архив К. А. Никитского (г. Тула): рукопись; машинописная копия. Л. 97–98.
[25] Там же. Л. 119–120. Дата письма уточнена по рукописи. В машинописи дата 29 сентября 1929 г. контексту письма не соответствует.
[26] Архив УФСБ РФ по Орловской обл. Арх.-след. д. 3871-П. Л. 474.
[27] Там же. Л. 478.
[28] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Я полюбил страдание : Автобиография. М, 2017. С. 55–59.
[29] ОР РНБ. Ф. 573. Архив СПб. духовной академии. Оп. 2. Ч. I. Д. 195. Вып. 1913.
[30] Священномученик Петр (Полянский; 1862–1937).
[31] Покоев К. Соль земли : Памяти отца Василия Евдокимова // Московский журнал. 1991. № 12. С. 22.
[32] «Былое пролетает...». Патриарх Пимен и его время / публ., сост. и истор. коммент. архим. Дионисия (Шишигина). М., 2010. С. 48, 595.
[33] Сергей Николаевич Лисевицкий (1915–1994) был иподиаконом митрополита Трифона (Туркестанова). После смерти владыки Трифона служил иподиаконом при Патриархах Московских и всея Руси Сергии, Алексии I и Пимене.
[34] Лисевицкий С.Н. Из воспоминаний [1993 год]: Свидетельства современников о митрополите Трифоне // Трифон (Туркестанов), митр. «Любовь не умирает...»: Из духовного наследия. М., 2007. С. 585–587.
[35] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 : в 2 ч. / сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 449–450.
[36] Протоколы комиссии по проведению отделения Церкви от государства при ЦК РКП(б) — ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353. Л. 18). М., 2014. С. 192–193.
[37] Зонтиков Н. А. Макариево-Решемский монастырь : вехи истории. Кинешма : Макариев-Решемский женский монастырь Кинешемской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2019. С. 382–383, 645.
[38] Архивная справка Архива Московской Патриархии № 29 от 11.01.2022 по источнику: Журналы Священного Синода за 1928 г., рукопись. Постановление № 24 от 1 февраля 1928 г.
[39] Архивная справка Архива Московской Патриархии № 29 от 11.01.2022 по источнику: Журналы Священного Синода за 1928 г., рукопись. Постановление № 106 от 11.05.1928.
[40] Письма сщмч. Илариона (Троицкого) к Архангельским. Архив К. А. Никитского (г. Тула): рукопись; машинописная копия. Л. 114–115.
[41] Архив ПСТГУ.
[42] Архивная справка Архива Московской Патриархии № 29 от 11.01.2022 по источнику: Журналы Священного Синода за 1929 г., машинопись. Постановление № 92 от 19.07.1929.
[43] Архивная справка Архива Московской Патриархии № 29 от 11.01.2022 по источнику: Журналы Священного Синода за 1930 г., машинопись. Постановление № 23 от 27.02.1930.
[44] Архив УФСБ РФ по Орловской обл. Арх.-след. д. 6591-П. Л. 161.
[45] Архивная справка Архива Московской Патриархии № 29 от 11.01.2022 по источнику: Журналы Священного Синода за 1931 г., машинопись. Постановление № 76 от 29.04.1931.
[46] Архив УФСБ РФ по Брянской обл. Арх.-след. д. 10877-П. Т. 1. Л. 133.
[47] Журнал Московской Патриархии. 1934. № 20–21. С. 8.
[48] Рукопись почерком архиепископа Даниила (Троицкого) в материалах архивно-след. дела 1922 г. № 3871-П (архив УФСБ РФ по Орловской обл.). Л. 275–276.


Текст: Сергия (Ежикова), игумения. «Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего...» :
Жизнь и исповеднический подвиг архиепископа Даниила (Троицкого). К 90-летию преставления //
Журнал Московской Патриархии. 2024. № 4. С. 72–81 

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию