Кутневич Василий Иванович, протопресвитер
Общественный и религиозный деятель Российской империи, богослов, просветитель, главный священник армии и флота (1832–1865), член Святейшего Синода (с 1849). По воспоминаниям духовного писателя Морошкина, протопресвитер «Кутневич имел твердый и ясный ум, убеждения благонамеренные и просвещенные. Присутствие его в Синоде ознаменовалось самым живым участием во всех возникавших вопросах, и едва ли кто другой из членов Синода был знаком так, как он, с делами синодальными» (Русский биографический словарь ...Т. 9. С. 618).
- Дата рождения: 6.4.1787
- Место рождения: Могилёвская губ., Чаусский уезд, с. Гладково
- Дата смерти: 2.4.1866
- Место смерти: г. Санкт-Петербург. Погребен на Волковском кладбище (могила утрачена)
Родственники
- отец — Кутневич Иоанн Дионисьевич, протоиерей
- мать — Кутневич Марианна Петровна (1763/1764 – не ранее 1834)
- муж сестры — Голубинский Федор Александрович, протоиерей
- жена — Кутневич Устинья Васильевна (1800–1864)
- дочь — Тяжёлова (Кутневич) Мария Васильевна (род. 17.7.1815), на склоне лет проживала в доме причта при храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной, в Санкт-Петербурге (1868)
- зять — Тяжёлов Павел Иванович, священник
- сын — Кутневич Василий Васильевич (род. ок. 1817), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (окончил по 2-му разряду в 1839)
- сын — Кутневич Сергей Васильевич (род. 6.7.1820), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (окончил по 1-му разряду в 1841), майор
- сын — Кутневич Александр Васильевич (род. 18.7.1824), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (1845), диакон Троицкой Гаванской церкви (с 8.11.1845), священник Кронштадтской Богоявленской церкви (с 13.12.1848) и домовой церкви главного священника армии и флота (с 21.5.1861)
- дочь — Кутневич Софья Васильевна (7.9.1826, г. Москва – 28.5.1827, г. Москва)
- сын — Кутневич Дмитрий Васильевич (21.3.1829–14.4.1829)
- сын — Кутневич Николай Васильевич (5.5.1830–22.5.1861), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (окончил по 1-му разряду в 1853), священник домовой церкви главного священника армии и флота (до 1861). Жена: Надежда Петровна. Сын: Василий Николаевич Кутневич (род. 10.9.1854), в 1866–1874 обучался в школе Карла Мая (г. Санкт-Петербург)
- сын — Кутневич Михаил Васильевич (род. в 1833), выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии (окончил по 1-му разряду в 1855), священник Адмиралтейского собора (1859–1870, 1871–1885); «за совершение браков не по чину сначала переведен в Кронштадт, а затем уволен от службы». Жена: Елизавета Васильевна. Сын: Василий Михайлович Кутневич (10.2.1860, г. Санкт-Петербург – 8.3.1913), генерал-майор (с 10.12.1912)
- дочь — Флёрова (Кутневич) Варвара Васильевна (30.8.1834–5.9.1913). В 1904–1913 проживала в Доме призрения вдов и сирот придворного духовенства императора Александра III (Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 36). (Весь Петербург на 1913 год ...С. 642). Погребена на Волковском кладбище
- зять — Флёров Иван Ефимович, священник
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
![Главный священник армии и флота Российской империи Василий Кутневич. Гравюра П. Ф. Бореля. 1865.<br>Ист.: Портретная галерея русских деятелей : [В 2-х т.] / А. Э. Мюнстер. СПб., 1864–1865. Т. 1. С. 39](/media/cache/11/3c/113cc2f92e592feec16601813beae6dc.jpg)
Ист.: Портретная галерея русских деятелей : [В 2-х т.] / А. Э. Мюнстер. СПб., 1864–1865. Т. 1. С. 39
![Портрет протоиерея В. И. Кутневича. 1854 г. Холст/масло. Художник
К. И. Корсалин. Государственный Эрмитаж.<br>Ист.: [Главный священник армии и флота протопресвитер Василий Иванович Кутневич] ...](/media/cache/9c/c5/9cc5dab71046c8d3b0ea29ee61e8c4c6.jpg)
Ист.: [Главный священник армии и флота протопресвитер Василий Иванович Кутневич] ...
![Портрет жены протоиерея В. И. Кутневича. 1854 г. Холст/масло. Художник
К. И. Корсалин. Государственный Эрмитаж.<br>Ист.: [Главный священник армии и флота протопресвитер Василий Иванович Кутневич] ...](/media/cache/7d/f3/7df3068ba8c8410a068fc1f711e30df3.jpg)
Ист.: [Главный священник армии и флота протопресвитер Василий Иванович Кутневич] ...

Ист.: geni.com
Другие сведения
Будущий протопресвитер Василий Иванович Кутневич родился 6 апреля 1787 года[1] в селе Гладково Чаусского уезда Могилевской губернии в семье протоиерея Иоанна Дионисьевича Кутневича.
Окончив в 1804 году Могилевскую духовную семинарии, он поступил в Александро-Невскую академию, а в 1809 — в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую спустя пять лет окончил со степенью магистра богословия.
В октябре 1814 года он был направлен бакалавром физико-математических наук в Московскую духовную академию: читал на 1-м курсе геометрию, затем алгебру и высшую геометрию (до марта 1816), а позже и немецкий язык[2]. 25 августа 1815 года Комиссия духовных училищ удостоила его звания профессора[3].
В своих лекциях Василий Иванович стремился дать студентам представление о современном состоянии философской науки, для чего он внимательно изучал труды Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби, выписывал книги современных западноевропейских авторов, в частности, труды немецких философов, которые по его настоянию были приобретены для академической библиотеки[4]. При этом, по воспоминаниям одного из воспитанников академии Ф. Ф. Исмайлова (Взгляд на собственную прошедшую жизнь. М., 1860. 165 с.), профессор Кутневич в своих лекциях опирался на платонизм и неоплатонизм. «Своими лекциями он дал понять своим слушателям высокое значение науки, способствовал развитию в них строгого и основательного мышления и сообщил доброе направление их умственной деятельности ...»[5].
Свои лекции, как было принято в то время, профессор читал только на латыни. Об их содержании можно судить по вступительной лекции, открывающей курс философии в 1818 году, и переведенной на русский язык для публикации в Прибавлениях к Творениям Святых Отцов[6]. «По данной лекции Кутневича можно сделать вывод о том, что каких-либо оригинальных идей, позволяющих судить о попытках создания системы философской интерпретации религиозного сознания, у него еще не было. Однако именно лекции Кутневича дали общее направление преподавательской и творческой деятельности профессоров философии МДА и тем самым положили начало «школе верующего разума», составляющей ядро российской духовно-академической философии XIX в.»[7].
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), проводивший летом 1818 года ревизию Московской духовной академии, весьма одобрительно высказался о лекциях профессора Кутневича: «Уроки философские, по недостатку для истории философской учебной книги и по недовольному совершенству учебной книги для философской системы, все обработаны профессором с основательностью, порядком и ясностью. Особенного внимания достойно в них намерение профессора подружить философию с откровенной религией и через исследования первой уготовить путь сей последней»[8].
Спустя два года, после очередной ревизии МДА, митрополит Филарет оставил следующую запись на полях своего блокнота: «Класс наук философских, образованный деятельностью нынешнего профессора [Кутневича], по здравым началам и доброму духу представляет доброе сеяние на таком поле, которое, если позволено так изъясниться, с тех пор, как прошло по нему рало критицизма, большей частию заросло дикою травою. То, что по обстоятельствам, не зависящим от произвола, не совершено в сем курсе, уповательно дополнится основательностию преподанного и тщением слушавших»[9].
17 июля 1818 года профессор Кутневич был рукоположен во диакона, 21 июля — во священника, а 4 августа того же года возведен в сан протопресвитера Московского кафедрального Архангельского собора. 5 февраля 1825 года он был назначен благочинным ружных кремлевских церквей, а 22 февраля — всех храмов Китайского сорока. Еще через год его назначают членом Московской духовной консистории, избирают в действительные члены Московской духовной академии и академической конференции. Пребывая в сане протопресвитера, он не прекращает своей научно-преподавательской деятельности: кафедру философии он занимал до 1824 года; был учителем Ф. А. Голубинского, который и сменил его на этой должности.
17 декабря 1832 года протопресвитер Василий Кутневич назначен обер-священником армии и флота (с 1858 — главным священником армии и флота). 7 июля 1833 года «Высочайше повелено ему присутствовать в Святейшем Синоде и быть членом комиссии духовных училищ». В 1848 году он также исполнял обязанности обер-священника Главного штаба Русской Императорской армии.
На поприще главного военно-духовного начальника армии и флота, протопресвитер В. Кутневич приложил немало усилий для улучшения материального обеспечения и правового положения военного духовенства. В частности, к 1853 году «обер-священники по своим административным полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без особого разрешения Синода. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему значительного числа неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархий»[10]. Другим по значимости предприятием главного священника В. Кутневича было решение им вопроса о плате за требоисправления военному духовенству в пользу последнего.
Пребывая в должности главного священника армии и флота, протопресвитер Василий Кутневич не прекращал своей научной деятельности: в 1840 году им был переведен православный катехизис на немецкий язык, а в 1843 году составлено «Наставление священнослужителям военных заведений касательно обращения воспитанников иудейского исповедания в христианскую веру»[11].
Протопресвитер Василий Кутневич пользовался большим влиянием и авторитетом. Святейшим Синодом ему было поручено увещание княгини Зинаиды Волконской, перешедшей в католичество, и проведение переговоров с Пальмером, подававшим надежду на соединение части англиканской церкви с православною. В ознаменование «долговременного и всегда достойного служения Церкви и Отечеству, и полезные труды по званию члена Святейшего Синода, и управлению вверенными церквами и духовенством Армии и Флотов», в августе 1856 года он был награжден орденом св. Владимира 2-й степени с вручением Высочайшего рескрипта, а в апреле 1864 удостоен одной из высших наград Российской империи — ордена св. Александра Невского.
Умер в апреле 1866 года[12] в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.
______________
[1] В «Русском биографическом словаре» А. А. Половцова (Т. 9. С. 618) указана иная дата рождения: 1 января 1787 года.
[2] Дело (№ 50) об отправлении бакалавра немецкого языка иеромонаха Владимира в Тверскую семинарию и препоручении его класса бакалавру Василию Кутневичу : [Рукопись] // Правление Московской духовной академии. [Б. м.], 1815. 4 л. + 2 л. обл.
[3] Дело (№ 51) об увольнении из Академии и духовного ведомства в светское магистра Ивана Носова и о замещении его должностей В. Кутневичем, П. Розановым и иеромонахом Феоктистом : [Рукопись] // Правление Московской духовной академии. [Б. м.], 1815. 20 л.
[4] Правление МДА. Дело № 85. О выписке из Комиссии духовных училищ книг для проф. Кутневича // Архив МДА. ОР РГБ. 172 /II. № 100.
[5] Смирнов С. К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814–1870) ... С. 47.
[6] Кутневич В. И. Вступительная лекция по философии // Прибавления к Творениям Святых Отцов. Ч. 23. 1864.
[7] Цвык И. В. Преподавание философии в Московской духовной академии XIX в. // Вестник РУДН, серия «Философия». 2013. № 1. С. 49.
[8] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. СПб, 1885. Т. I. С. 408.
[9] Там же. Т. 1. С. 469.
[10] Военное и морское духовенство в России // Древо : открытая православная энциклопедия. URL: drevo-info.ru/
[11] Русский биографический словарь. СПб., 1903. Т. 9. С. 618.
[12] По сведениям «Биографического словаря А. А. Половцова» отец Василий скончался 2 апреля 1866 года; по данным «Истории Московской духовной академии до ее преобразования» и биографического справочника «Московские профессора XVIII – начала XX веков» его не стало 26 апреля/
Некоторые сведения о родственниках взяты 25.9.2019, 29.9.2019 с недоступного в настоящее время сайта geni.com (geni.com/
Сочинения
-
Рассуждение, в котором противу новейших вольнодумцев доказывается, что Моисей точно существовал; что чудеса, им произведенные, в самом деле происходили и были истинные чудеса; что он был посланник Божий; что деяния, в первых трех главах Бытия повествуемые, на которых основывается христианская религия, суть неоспоримые истины / [Соч. студента Александро-Невской академии Василия Кутневича]. В Москве, 1808
-
Рассуждения о религии патриархов до закона живших, и о пользе и важности церковной истории / Читанные в Александро-Невской академии при публичном испытании студентами богословия Василием Кутневичем и Андреем Скородумовым. В Санкт-Петербурге : При Святейшем Правительствующем Синоде, 1807. С. 1–26, паг. 1-я
Литература
-
Адрес-календарь Санкт-Петербургских жителей, составленный по официальным документам и сведениям К. Нистремом : Т. 1–3. Санкт-Петербург, 1844. 2 т. : Календарь служащих чиновников. С. 215