Мечёв Сергей Алексеевич, протоиерей, священномученик

Сын «московского Батюшки», святого праведного Алексия Мечёва, <...> в годы набирающих силу гонений продолжил дело отца, сохранив и преумножив его пастырское наследие. Община храма свт. Николая в Клённиках, возглавляемая им, оказалась одним из самых удивительных явлений русской церковной истории ушедшего столетия. Сохранившись и в годы гонений, она стала той «солью» церковной жизни, благодаря которой множество людей открыли для себя веру и Церковь («Друг друга тяготы носите...»).

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 24 декабря/6 января (день мученической кончины), 7/20 августа (день прославления), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Неделя 25 января/7 февраля или ближайшая после этого дня), Соборе Московских святых (Неделя перед 26 августа/8 сентября), Соборе Ростово-Ярославских святых (23 мая/5 июня)

Родственники

  • отец  —  Алексий Московский (Мечёв Алексей Алексеевич), протоиерей, святой, праведный
  • жена  —  Мечёва (Шафоростова) Евфросиния Николаевна (28.12.1890–6.2.1959), из благочестивой купеческой семьи. Бракосочетание состоялось в 1918. В день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, 11.2.1918 их обвенчал отец Алексий Мечёв, за несколько лет до того предсказавший этот брак и всегда очень жалевший и любивший свою невестку. Была арестована в апреле 1932, осуждена на 3 года ссылки. Погребена на Введенском (Немецком) кладбище Москвы
  • дочь  —  Мечёва Марина Сергеевна (род. в нач. 1919, ум. во младенчестве)
  • дочь  —  Мечёва Ирина Сергеевна (род. в 1920, ум. 19.3.2006). После окончания средней школы поступила в медицинский институт, который в связи с началом Великой Отечественной войны окончила досрочно, – уже в октябре 1941 была зачислена на должность зауряд-врача в Московский областной научно-исследовательский туберкулезный институт (в 1942–1943 — эвакогоспиталь № 5021) и одновременно обучалась в ординатуре. Помогала отцу во время тайного совершения на дому богослужений и в Кадникове, и в Калинине, и в Рыбинске. С января 1950 и до выхода на пенсию (1984) трудилась в Московском государственном НИИ туберкулеза. В 1953-м защитила кандидатскую диссертацию. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «В память 800-летия Москвы». Ветеран труда
  • сын  —  Мечёв Алексей Сергеевич (23.10.1921–21.6.1988). С отличием окончил школу (1939) и поступил на механико-математический факультет Московского университета. Осенью того же года был призван в ряды Красной Армии. В июне 1941-го воинская часть, в которой он служил, дислоцировалась под г. Гродно, недалеко от границы. 22.7.1941 получил тяжелую контузию и попал в плен. В начале 1944 был осужден на десять лет лагерей. Срок отбывал на тяжелейших работах под Соликамском, а затем, за полгода до освобождения, был переведен в закрытое конструкторское бюро в Подмосковье. Похоронен на Немецком (Введенском) кладбище рядом с матерью
  • дочь  —  Мечёва Елизавета Сергеевна (1923–1996). Окончила среднюю школу и ускоренные медицинские курсы. Некоторое время работала лаборанткой в Московском НИИ туберкулеза. Навещала брата Алексея в лагерях, ухаживала за больной матерью, многократно ездила в Ташкент к архимандриту Борису (Холчеву). На склоне лет проживала в доме причта при храме Николы в Клённиках
  • дочь  —  Крупянская (Мечёва) Анна Сергеевна (1925–2004). По образованию — библиотекарь. Став женой кадрового офицера, уехала вслед за ним из Москвы. Семья, в которой родилось трое детей – дочь и два сына, по долгу службы мужа многократно меняла места жительства. Умерла в Петрозаводске
  • зять  —  Кишкин Александр Николаевич
  • сестра  —  Мечёва Анна Алексеевна, певчая церковного хора
  • жена  —  Мечёва Ефросинья Николаевна
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1902
1910
3-я Московская мужская гимназия
окончил с серебряной медалью
1910
1917
Императорский Московский университет
обучался на медицинском факультете, затем перевелся на словесное отделение историко-филологического факультета
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

30.3.1919
рукоположен во диакона
4.4.1919
рукоположен во священника епископом Феодором (Поздеевским), настоятелем Данилова монастыря
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1914
июнь 1916
Курляндская губ., г. Митава, санитар-доброволец. Нес службу в прифронтовой зоне — во 2-м подвижном лазарете Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества, совмещая обязанности санитара и брата милосердия
1917
1918
г. Москва, вольноопределяющийся в дивизионе тяжелой артиллерии. Демобилизовался по состоянию здоровья. Член комиссии Русской Православной Церкви по сношению с гражданской властью (1917)
1918
1919
г. Москва, педагог-инструктор по дошкольному образованию в Наркомпросе. Принимал участие в работе делегации Высшего церковного управления (ВЦУ) для защиты перед правительством имущественных и иных прав Православной Церкви (1918). Присутствовал на Всероссийском Поместном Соборе (1917–1918), где произошло его знакомство с Патриархом Тихоном
30.3.1919
июнь 1923
Московская епархия, г. Москва, церковь святителя Николая в Кленниках, протоиерей. Настоятель (с 11.6.1923, по благословению Оптинского старца Нектария). В храме помимо богослужения организовал кружок по изучению наследия святых отцов, в работе которого активно участвовала приходская молодежь. Одновременно, вплоть до 1921, являлся руководителем районного детского сада и инструктором по дошкольному воспитанию в дошкольном отделе Наркомпроса и до 1922 — секретарем медицинского журнала Мосздрава
2.9.1923
окт. 1929
Московская епархия, г. Москва, церковь святителя Николая в Кленниках, протоиерей. «Декларации» митр. Сергия (Страгородского) не признал, считая невозможным внесение политики в церковную жизнь, за что 29.10.1929 был арестован вместе с несколькими клириками и членами общины по «делу группы «Духовные дети» о. Сергия Мечёва»
1937
1940
Тверская обл., г. Калинин, фельдшер. Тайно окормлял приезжавших к нему духовных детей
1940
нояб. 1940
Ярославская обл., г. Рыбинск, фельдшер поликлиники им. Семашко. С ноября 1940 нелегально проживал в различных местах у духовных детей и знакомых, в том числе весной 1941 — у духовного сына тайного священника Сергия Никитина (будущего епископа Стефана) в г. Струнино Александровского р-на Владимирской обл., затем — в дер. Мишаки под Тутаевом
Показать все

Преследования

24.7.1923
арестован в Москве по обвинению в «антисоветской деятельности». Ордер на арест и обыск подписал заместитель председателя ГПУ Г. Ягода
июль 19232.9.1923
находился в заключении в камере № 60 Бутырской тюрьмы (г. Москва) «за непризнание обновленческого ВЦУ (Высшее Церковное Управление) и неподчинение ему»
29.10.1929
арестован вместе с отцом Константином Ровинским, иеромонахом Саввой (Чиркиным) и несколькими маросейскими прихожанами. Обвинен в руководстве «деятельностью им созданного специального объединения, так называемого "братства", члены которого распространяли антисоветские документы и тенденциозную антисоветскую литературу»
1929
осужден на 3 года ссылки в Северный край
11.11.19291932
находился в ссылке в Архангельске, а с нач. 1930 — в г. Кадникове Вологодского округа Северного края
7.3.1933
арестован в г. Кадникове Вологодского округа Северного края вместе с отбывавшим там же ссылку протоиереем Петром Чельцовым по обвинению в том, что "являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию"
1933
находился в заключении в тюрьме г. Вологды. Из-за высокой смертности в связи с голодом, 25.5.1933 получил временное разрешение жить вне тюрьмы на частной квартире
1.7.1933
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю на 5 лет ссылки, по ст. 58-10 («групповое дело Чельцова П. А., Мечева С. А. и др., г. Кадников, 1933 г.»)
19331937
находился в ссылке на Севере, сначала на Кубенском озере на лесопилке (авг. 1933), затем на реке Шелекса, позже в Усть-Пинеге. В 1935 его перевели в г. Лодейное Поле, где помещалось главное управление Свирских лагерей. Затем этапировали под Рыбинск (станция Переборы), на строительство плотины
7.7.1941
арестован в д. Мишаки под Тутаевом в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по обвинению в том, что «ведет работу по созданию подпольных т. н. "катакомбных церквей", насаждает тайное монашество по типу иезуитских орденов и на этой основе организует антисоветские элементы для активной борьбы с советской властью»
июль 19416.1.1942
находился в заключении в тюрьме г. Ярославля
22.11.1941
приговорен военным трибуналом войск НКВД Ярославской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
6.1.1942
расстрелян в г. Ярославле
1989
реабилитирован, по году репрессии: 1929 и 1933, по Указу Президиума ВС СССР от 16.1.1989
1989
реабилитирован Ярославским областным судом, по году репрессии: 1941
Показать все

Другие сведения

Сын настоятеля московского храма святителя Николая в Клённиках на Маросейке, «старца в миру», святого праведного Алексия Мечёва, Сергей Алексеевич принял священный сан в годы Гражданской войны, общественного неустройства и разрухи, когда и в без того не пустовавшую Николо-Клённиковскую церковь устремились за помощью и советом сотни растерявшихся людей. Они искали Дома Отчего — и нашли его на Маросейке, где по благословению Патриарха Тихона была создана община, трудами отца Алексия, а после него — отца Сергия превратившаяся в покаяльно-богослужебную маросейскую семью («Друг друга тяготы носите…»... Кн. 1. С. 5).

Требования указа о богослужебном поминовении государственной власти от 21 октября 1927 года клённиковский настоятель «выполнить <...> отказался и уклонился от молитвенного общения с митрополитом Сергием и его последователями. <...> Говорил, что не мог [бы] сохранить мира совести, если бы пришлось служить вместе с "сергианами". <...> Не принимал отец Сергий и церковной молитвы за неверующих, особенно за воинствующих безбожников, считая, что дело обращения к Богу каждого человека есть дело его свободной воли и что нельзя молиться за тех, кто этого не хочет, в особенности за литургией, которая есть богослужение только верных». (Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечёва... // Надежда : Душеполезное чтение. Базель ; Москва, 1993. Вып. 16. С. 127)

Дело было в г. Лодейное Поле, где помещалось главное управление Свирских лагерей. Однажды в качестве эксперта-психиатра мне пришлось произвести две экспертизы в один день. Первым был мною освидетельствован известный всей Москве профессор протоиерей о. Сергий Мечёв. У него оказалось реактивное состояние после допросов, на которых ему сообщили о расстреле его жены и детей. Мне удалось содействовать его отправке в тюремную больницу им. Гааза на испытание к гуманному профессору Оршанскому, который, как я надеялся, смог бы устроить о. Сергию Мечёву свидание с его родными (я был убежден, что его родные не были расстреляны, а ложным сообщением об их смерти только мучили священника) (Профессор И. С. «Большевизм в свете психопатологии». Журнал «Возрождение». Париж, 1949. № 9).

Из текста обвинительного заключения от 11 ноября 1941 г.: «Арестованный в 1939 году нелегал епископ Мануил Лемешевский, признав себя виновным в антисоветской деятельности, показал, что антисоветскую работу он проводил по заданиям Мечёва. <...> [С. А. Мечёв] на протяжении ряда лет являлся руководителем антисоветского церковного формирования...». К расстрелу отца Сергия приговорили «без конфискации имущества за отсутствием имущества у осужденного». (УФСБ РФ по Ярославской области. Д. С-12434. Л. 120, 135, 150)

Чин отпевания протоиерея Сергия был совершен после того как удалось в неофициальном порядке узнать в Центральном архиве КГБ о гибели его в тюрьме... Заочное отпевание было совершено 29 декабря 1950 г. в Крестовой церкви архиерейского дома в г. Ташкенте архимандритом Борисом (Холчевым), разрешительную молитву прочел епископ Гурий (Егоров). (Епископ Стефан (Никитин) : жизнеописание, документы, воспоминания...)

Священномученик Сергий (Мечёв), проповедуя в годы гонений на Церковь, говорил: «Когда мы пришли поклониться нашему Владыке, возлежащему в яслях, пришли вместе с ангелами, пастырями и волхвами, нам надо понять, чьи же мы. И если мы хотим идти за Христом, то пора идти» (Рождественское послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия).

В предисловии к сборнику духовных бесед и писем священномученика Сергия Мечёва, изданному в 2001 году московским храмом святителя Николая в Клённиках на Маросейке, настоятель протоиерей Александр Куликов писал: «Сегодня <...> когда многие от неведения истины и безверия обращаются ко Христу и Церкви Его, вдохновенные слова отца Сергия, несомненно, принесут большую пользу. Хочется верить, что они будут восприняты каждым, кто ищет не поверхностного, не формального, а истинного пути ко Христу» (Серrий (Мечёв), сщмч. Тайны богослужения : Духовные беседы, письма из ссылки. М.: Русский Хронограф, 2001. С. 4).

* * *

Из писем отца Сергия маросейским братьям и сестрам, написанным в кадниковской ссылке в 1929–1933 годах

«...Не скорбите о себе, ибо у вас еще остается величайшее, чего лишены многие, в том числе и я, — богослужение храмовое; берегите его, вот моя заповедь вам, не только моим детям, но и друзьям. Берегите богослужение, берегите священнослужителей родных по духу, связанных с Батюшкой крепкими узами преемственности.

Не ищите нормального духовного руководства, не такое сейчас время; и не найдете, если найдете, то на мгновение. Переключайтесь друг на друга, назидайтесь друг от друга, укрепляйтесь друг другом, утешайте друг друга. Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6:2). Помните, что можете остаться совсем без иереев Божиих» (Письмо первое)[1].

«...Уж не я, отец ваш, а иные иереи Божии совершают с вами, детьми моими, вхождение во святый Великий пост. Знаю, Господи, что не в воле человека путь его... (Иер. 10:23), но по-человечески хотелось именно этот пост... провести в родной моей покаяльной семье. Чувствуете ли вы, мои милые, как утренюет дух мой ко храму нашему и как... устремляется душа моя к каждому из вас? С вами соединил меня Господь... Вы — мое дыхание, вы — моя жизнь, вы — мое радование. Вы не заслоняете мне Господа, а показуете... Через вас я познал Господа, в вас Он открылся мне... Служа вам, служил Ему... Вы — мой пуrь ко Христу» (Письмо третье)[2].

«…Мы не только покаяльная, но и богослужебная семья, я не только отец ваш, но и предстоятель церкви вашей, вы не только дети мои, но и сослужители. В нас редчайшая полнота, почти не встречающаяся, — полнота покаяльно-богослужебной семьи. Я не нахожу ни в себе, ни в богослужении моего и вашего — все переплелось, все составило новый организм соборно совершающей служение духовной семьи.

Я жил вами, вы мной, все вместе через Божию Матерь, святых угодников наших и приснопамятного Батюшку — во Христе. Разве можно нас поделить?» (Письмо четвертое)[3].

«…Скоро год, как вы не имеете в среде своей предстоятеля и отца духовного, а это для многих из вас немалый крест. Умоляю вас, последуйте отцу вашему. Войдите во внутреннюю клеть и... разберите каждый жизнь свою. Найдите в ней источник нечистоты, вызвавший необходимость очистительных страданий, вам ниспосланных; пересмотрите и отношение к покаяльной семье своей — не вы ли грехами своими привели ее к разделению? Понимали ли вы по-настоящему, что такое покаяльно-богослужебная семья? Сознавали ли, как добро и красно жить вкупе с ней, исполняли ли свои обязанности по отношению к ней и отдельным ее членам? Или, связанные с отцом, вы зачастую отделяли себя от семьи, не служили ей, осуждали ее, поносили ее, забывая, что это наша общая семья?.. Господь сочетал нас в ней воедино: в ней мы родились духовно, в ней воспитались, в ней купно живем, с ней, не иначе, пойдем и туда, к Богу...

Пойдемте... к великим и поучимся у них отношению к духовной семье... Господь наш... Сам имел на земле покаяльно-богослужебную семью — апостолов Своих... Моисей, получив семью свою, народ израильский, от руки Господа, не оставляет его и в тот момент, когда карающая десница Господня поднялась для уничтожения Израиля за поклонение золотому тельцу. Пребывая до конца в служении народу своему, он чувствовал, что не может быть с Богом без него… Преподобный Феодор Студит в служении семье, в непрестанном купножительстве с ней видит путь приобщения к вечной жизни. Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе; в сем бо Господь обеща живот вечный...

Дети мои! Ведь и наша семья от Господа!.. Молитесь Господу, просите Его, чтобы снял с вас тесноту, замыкание в себе, чтобы получили вы расширенное сердце!.. Тогда не глазами плоти, а очами сердца увидите вы собранных Господом вокруг вас чад Его, вашу семью... ,"Любите семью, служите ей", — так учил нас Батюшка» (Письмо пятое)[4].

«...Большая чуткость духовная дана вам от Господа. Сердце ваше привело вас не туда, где блистало великолепие службы... В маленький убогий храм [Николая Чудотворца в Кленниках] вошел в свое время каждый из вас, в нем почувствовав правду святоотеческого пути» (Письмо шестое)[5].

____________

[1] «Друг друга тяготы носите...» : Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва... М., 2017. Кн. 2. С. 441–442

[2] Там же. Кн. 2. С. 443–444

[3] Там же. Кн. 2. С. 445

[4] Там же. Кн. 2. С. 450–452

[5] Там же. Кн. 2. С. 458

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию