Богословский-Платонов Ипполит Михайлович, протоиерей
Талантливый проповедник, общественный деятель, педагог, богослов. Принадлежал к блестящей плеяде «платоников» — удостоенных стипендии, учрежденной митрополитом Платоном (Левшиным)
- Дата рождения: 26.1.1821
- Место рождения: г. Москва
- Дата смерти: 15.12.1870
- Место смерти: г. Москва. Погребен на Дорогомиловском кладбище
Родственники
- отец — Богословский Михаил Андреевич, священник
- мать — Богословская (Платонова) Александра Афанасьевна (1803 – не ранее 1881)
- жена — Богословская-Платонова (Ловцова) Мария Мартыновна (1828–1875). Окончила Московский Екатерининский институт благородных девиц (в 1845)
- тесть — Ловцов (Ловцев) Мартин Леонтьевич, протоиерей
- дочь — Соколова (Богословская) Ольга Ипполитовна (17.1.1849–1915), выпускница Московского Мариинского епархиального женского училища (1865). Венчание состоялось в мае 1867. Муж: Николай Кириллович Соколов (18.3.1835–28.10.1874), выпускник Московской духовной академии (1858), профессор духовной академии (1858–1866) и Московского Императорского университета (его кузен — Александр Васильевич Горский (1812–1875), протоиерей, ректор Московской духовной академии (1862–1875)). Их дочь: Лидия (род. в 1875), была замужем за Николаем Александровичем Заозерским (1851–1919), выпускником Московской духовной академии (1876), профессором академии (1878–1911), церковным правоведом, редактором «Богословского вестника»
- сын — Богословский Сергей Ипполитович (1850/1851 – не ранее 1875), окончил 1-ю Московскую гимназию (в 1868) и юридический факультет Московского Императорского университета (в 1874)
- дочь — Богословская Елена Ипполитовна (1852 – ок. 1900), выпускница Московского Мариинского епархиального женского училища (1870), учительница
- дочь — Маркова (Богословская) Мария Ипполитовна (1853 – в нач. 1920-х), окончила Московское Филаретовское епархиальное женское училище со званием учительницы (1880). Венчание состоялось в 1871
- зять — Марков Владимир Семенович, протопресвитер
- дочь — Соколова (Богословская) София Ипполитовна (1854 – не ранее 1916), окончила Московское Филаретовское епархиальное женское училище со званием учительницы (1880). Муж: Василий Александрович Соколов (1851–1918), выпускник Московской духовной академии (1874), преподаватель академии (1874–1905), историк церкви, редактор «Богословского вестника». Его родной дядя — Николай Кириллович Соколов — женат на родной сестре Софьи Ипполитовны, Ольге. Его зять — муж дочери Любови (24.9.1878 – не ранее 1927) — Павел Васильевич Тихомиров (1868–1937), выпускник Московской духовной академии (1893), преподаватель академии (1894–1906) и Московского Императорского университета, философ
- сын — Богословский Дмитрий Ипполитович (1856 – не ранее 1911), в 1870 обучался в 1-й губернской гимназии, позже — контролер городской управы. Жена: Елизавета Алексеевна Богословская
- сын — Богословский Андрей Ипполитович (1859–1896), окончил 1-ю Московскую гимназию (в 1878) и юридический факультет Московского Императорского университета (в 1882). Гласный Московской городской думы (1893–1896). Жена: Елизавета Николаевна Богословская (Фрезе). Их дети: Нина (ум. не ранее 1912) и Борис (11.11.1882 – не ранее 1953)
- сын — Богословский Владимир Ипполитович (1862 – не ранее 1920), выпускник 1-й Московской гимназии (1876–1880) и юридического факультета Московского Императорского университета (1880–1884). Присяжный поверенный, музыкант (виолончелист), композитор, организатор концертов. Жена: Анна Дмитриевна Богословская (Кастальская) (1867–1943). Их дети: Валерия, Евгения, Николай, Елена (в замужестве Романова; ум. в 1964) и Ольга (в замужестве Кипарисова-Богословская; 1889 – ок. 1978)
- отец невестки — Кастальский Дмитрий Иванович, протоиерей
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Фото из семейного архива Н. А. Марковой Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах, место службы священника Ипполита Богословского-Платонова. 1881.
Ист.: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. 3, отд-ние. 1. М., 1882. № 15 Церковь Троицы Живоначальной на Арбате, где в последние годы жизни служил отец Ипполит Богословский-Платонов. 1881.
Ист.: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. 3, отд-ние. 1. М., 1882. № 6
Подробная биография
Ипполит Михайлович родился 26 января 1821 года в Москве. Он был первым ребенком в семье диакона Старопименовской церкви, кандидата богословия Михаила Андреевича Богословского (впоследствии настоятеля церкви Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот) и его супруги Александры Афанасьевны.
Учился в Московской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии, которую он окончил в 1844 году первым магистром XIV курса. Принадлежал к блестящей плеяде «платоников» — тех, кто за успехи удостаивался стипендии, учрежденной митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Особой честью платоновских стипендиатов была двойная фамилия, к родовой части добавлялось «Платонов».
Магистерская диссертация его была богословской[1], но остался он в академии адъюнктом по классу логики и средневековой истории, а также новой философии под началом однокашника и близкого друга своего отца, философа Федора Александровича Голубинского.
За время работы в Московской духовной академии (1844–1850 годы) он составил довольно полный курс преподаваемых наук, который, впрочем, остался ненапечатанным. Зато подготовленная им программа преподавания логики в университетах была одобрена и принята к руководству[2].
Однокурсник архиепископа Саввы (Тихомирова), впоследствии духовный писатель Григорий Петрович Быстрицкий, вспоминая годы учебы в академии, писал: «… большое спасибо бакалавру, читающему эту науку [историю новой философии] (Ип. М. Богословскому); читает славно, только слушай: все довольны чтением, и класс всегда полон, а у нас это знак удовлетворительного преподавания»[3].
Желая познакомить учеников с учением Гегеля, по-видимому, в ключе оценки его воззрений с абсолютно православной точки зрения, — учением, которое было в то время у всех на слуху, был, вероятно, неправильно понят в этом своем действии, что привело в итоге к увольнению из академии. Во всяком случае, сам святитель Московский Филарет в письме наместнику Лавры, архимандриту Антонию называл причиной этого увольнения «неосмотрительное употребление мысли Гегеля», одновременно характеризуя отца Ипполита как получающего одобрение прихожан «за устроение благоговейного церковного служения»[4].
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах, куда в 1851 году поступил на службу отец Ипполит Богословский-Платонов, была в то время одной из беднейших в центральной части Москвы[5]. Большую часть прихожан в ней составляли служащие пожарного депо (200 человек), которые были бедны, в брак не вступали и детей не крестили. Но как впоследствии отмечал философ и публицист Н. П. Гиляров-Платонов[6]: «Благодаря ему невидная церковь Успения скоро сделалась наиболее из других посещаемой …И покойный митрополит наконец, получая отовсюду похвальные отзывы, начал отзываться с особенным одобрением о бывшем неблагонадежном. Между прочим, он отзывался о нем как одном из двоих[7] лучших духовников Москвы …»[8]. Н. П. Гиляров-Платонов сетовал, что столь яркие дарования, которыми обладал отец Ипполит, могли бы реализоваться на более широком поприще, чем приходское служение. Но Промыслу Божию виднее, Он вел отца Ипполита так, как Ему было угодно, хотя и непонятно для остальных.
В начале 1851 года митрополит Филарет назначил его, как знатока церковного пения, членом комитета, учрежденного для рассмотрения нотных церковных переложений. Комитет этот был призван разобраться в многолетней полемике между директором Придворной певческой капеллы А. Ф. Львовым, предлагавшим новые варианты «Обихода простого церковного пения», и ревнителем древнего церковного песнопения князем В. Ф. Одоевским. Учитывая замечания экспертов (одним из которых был профессор Московской консерватории, протоиерей Д. В. Разумовский), митрополит Филарет рекомендовал пересмотреть переложения, дабы они более соответствовали древним напевам и, по возможности, были проще. Священнику Ипполиту Богословскому-Платонову поручалось составление плана «Сборника переложений для народной школы», издаваемому как приложение к учебнику церковного пения[9].
Прекрасно излагаемые и произносимые поучения, благолепие и стройное исполнение церковной службы скоро стали привлекать в храм Успения все больше и больше молящихся. По отзывам прихожан, отец Ипполит «был один из лучших руководителей в жизни духовной, один из лучших духовников, глубоко понимавший христианские потребности духа, проникавший светлым умов в тайные изгибы сердца кающихся и преподававший сообразные с развитием и состоянием души каждого руководящие советы и наставления»[10].
Начиная с 31 декабря 1853 года, с разрешения митрополита Филарета, в церкви Успения на Могильцах в воскресные и праздничные дни, неизменно при большом стечении верующих, пел известный Чудовский хор под управлением Ф. А. Багрецова[11].
В начале 1866 года отец Ипполит был перемещен к Троицкой, что на Арбате, церкви, а в 1868 году назначен благочинным Пречистенского сорока.
Деятельность протоиерея Ипполита Богословского-Платонова не ограничивалась одним пастырским служением. Важнейшей отраслью его деятельности была педагогика. Он преподавал в нескольких гимназиях (4-й, 1-й, 5-й, Поливановской), в лучших частных пансионах Москвы (Циммермана, Дюмушель), в Ермоловском (впоследствии Мариинском) училище, а также в домах высшего света. Среди окормляемых им лиц: вдова поэта В. А. Жуковского Елизавета Алексеевна (урожд. Рейтерн)[12], юная княжна Прасковья Сергеевна Щербатова (в замужестве графиня Уварова)[13].
Воспитанник Московской 4-й гимназии, впоследствии известный антрополог и беллетрист Д. А. Коропчевский, об уроках законоучителя повествовал следующее: «Ипполит Михайлович обладал большим духовным и светским образованием; предмет свой он преподавал прекрасно; он умел запечатлевать в душе учеников христианские понятия и чувства, у многих навсегда оставшиеся в памяти. Объяснения его были сжаты, серьезны и вески; он был очень строг и требователен, но требования его, страшившие учеников младших классов, высоко ценились в старших за их разумные педагогические качества»[14].
Другой его ученик, П. П. Колосов, окончивший гимназию в 1860 году, вспоминал: «С И. М. Богословским-Платоновым, начиная с 4-го класса, мы проходили православное вероучение по катехизису митрополита Филарета, а с 6-го класса — церковную историю. Здесь он преподавал с тем же талантом, как и в младших классах; но теперь уроки его были и содержательнее, и серьезнее. Особенно памятны мне записки его по церковной истории, которые он диктовал нам взамен некоторых отделов скучного и сухого учебника протоиерея Богданова. Записки эти можно назвать образцовыми по живости изложения и искусству вместить обширный исторический материал в тесные рамки добавлений к печатному учебнику»[15].
В 1866 году, по определению Святейшего Синода, отец Ипполит Богословский-Платонов назначен членом Высочайше учрежденного комитета для составления учебника церковного пения для народных школ; с 1867 года состоял членом московского уездного училищного совета, в конце 1868 года был утвержден цензором «Московских епархиальных ведомостей» и в то же время первым членом комитета, учрежденного для устройства эмеритальной кассы духовенства Московской епархии. В начале 1870 года он был избран в члены совета Православного миссионерского общества, а кроме того состоял членом-распорядителем братства св. Николая. Дважды избирался председателем съездов Московского епархиального духовенства, был гласным Московской городской думы[16] (курировал деятельность городских народных училищ); кроме того, продолжал давать уроки в частных домах.
По своему уму и образованию, по развитию эстетического вкуса в области церковной музыки и церковного пения, по своей неутомимой духовной, учебной и гражданской деятельности И. М. Богословский-Платонов, — по отзыву «Московских ведомостей», — «резко выдавался из ряда лиц той скромной среды, в которую был поставлен… Почти вся Москва знала и уважала его за его полезную для церкви и общества деятельность».
Протоиерей Ипполит Богословский-Платонов погребен на Дорогомиловском кладбище. Рядом могилы его брата доктора А. М. Богословского и племянников Л. Л. и В. Л. Павловских.
____________
[1] Тема диссертации: «Изъяснение пророчества Исаии об избранном отроке Иеговы».
[2] «В 1850 году духовно-учебное управление поручило трем академиям — Петербургской, Московской и Киевской составить программы для преподавания логики и психологии в университетах, в которых Высочайшим повелением предписано поручить кафедру философии законоучителям университетов. Поручение составить программу логики дано в Московской академии бакалавру Богословскому-Платонову, а психологии — бакалавру Левицкому. Составленные ими программы, по рассмотрении в особом комитете, учрежденном при конференции Петербургской духовной академии "признаны более прочих заслуживающими одобрения по ясности изложения, полноте содержания и систематической последовательности" и разосланы для руководства по университетам» (Смирнов С., протоиерей. История Московской духовной академии до ее преобразования … С. 113).
[3] Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. 1. С. 357.
[4] Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. М., 1877–1884. Т. 3. С. 56.
[5] Земляной город (Садовое кольцо).
[6] Под руководством бакалавра по кафедре логики и истории философии И. М. Богословского-Платонова, Никита Гиляров писал свою полукурсовую диссертацию «Об онтологии Гегеля размышление», которое было посвящено анализу взглядов не только самого Гегеля, но и, отчасти, ряда других философов-рационалистов» (Н. П. Гиляров-Платонов и eгo воспоминания / А. П. Дмитриев // Из пережитого : автобиографические воспоминания … Т. 2. С. 263–264).
[7] Речь идет о покойном протоиерее С. Г. Терновском (Там же. Т. 2. С. 363).
[8] Москва, 20 декабря / [Н. П. Гиляров-Платонов] // Современные известия. 1870. № 351. С. 2
[9] Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников : 1861–1918 … (Русская духовная музыка в документах и материалах. М., 1998– ; Т. III). С. 41.
[10] Ипполит Михайлович Богословский-Платонов : (Некролог) … С. 7
[11] Синодальный хор и училище церковного пения … (Русская духовная музыка в документах и материалах. М., 1998– ; Т. II, кн. 2). С. 934.
[12] «Вдова В. А. Жуковского (ум. 12. апр. 1852) Елизавета Алексеевна, урожденная Рейтерн, в 1853 г. приехала из-за границы в Петербург, а затем переселилась с детьми в Москву, и здесь приняла православие. Для нее потребовался духовник, знающий французский или немецкий язык; и вот обратились с предложением ко мне. Но я, к сожалению, не мог объясняться ни на том, ни на другом языке. Тогда жребий пал на священника Успенской, на Могильцах, церкви Ипполита Михайловича Богословского-Платонова» (Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. 2. С. 96).
[13] Уварова П. С. Былое : Давно прошедшие счастливые дни. М., 2005. С. 26.
[14] Коропчевский Д. А. Гимназия пятидесятых годов : (Воспоминания воспитанника Московской 4-й гимназии) // Русская школа. 1897. Т. 2. № 9/10. С. 56–80 ; № 11. С. 46–68.
[15] Колосов П. П. Московская 4-я гимназия в пятидесятых годах : (Воспоминания одного из воспитанников ее) // Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии. М., 1899. С. 32 (паг. 2-я).
[16] Гласные Московской городской думы (1863–1917) : Священники и выпускники духовных академий // Московский журнал. 2008. № 10.
В составлении биографической статьи использована работа Натальи Александровны Марковой.
Некоторые сведения о родственниках взяты 18.12.2019 с недоступного в настоящее время сайта geni.com (geni.com/people/Ипполит-Михайлович-Богословский-Платонов/6000000023210525018).
Архивные источники
-
Личное дело студента Московской духовной академии Богословского-Платонова Ипполита Михайловича, 1840–1844 гг. // ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 403
-
Материалы об изменениях и исправлениях нотных богослужебных книг при их новом издании Синодом, 1865–1866 гг. // Фонд Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 380. Разумовский, Дмитрий Васильевич (1818–1889). Карт. 10. № 1. Л. 11–12 об.
-
Письма Гилярова-Платонова Н. П. [к обер-прокурору Св. Синода Победоносцеву К. П.] о деятельности Московского братства св. Николая, его членах (Богословском И. М., Сергиевском Н. А., Иакове, архимандрите Московского Данилова монастыря и др.) // РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 73
-
Письма Зернова С. И., протоиерея Московской Николаевской церкви, распорядителя братства св. Николая [к обер-прокурору Св. Синода Победоносцеву К. П.] об учреждении и деятельности братства св. Николая … его членах (Строганове С. Г., Богословском И. М., Горском А. В., Добронравове С. И., Козловском Н. И.) // РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 78
Сочинения
-
Вера и суеверие // Душеполезное чтение. 1865. Т. 3. Кн. 12. С. 299–310
-
Истинно христианская скорбь // Душеполезное чтение. 1871. Т. 3. Кн. 11. С. 190–196
-
История философии : Арабы и их философия // Москвитянин. М., 1850. Ч. III. № 9. отд. III. С. 13–30
-
«Наше житие на небесах есть» : Филипп 3, 20 : Напутствие христианину при вступлении в новый год // Душеполезное чтение. 1867. Т. 1. Кн. 1. С. 3–12
-
Нечто о скромности в словах // Душеполезное чтение. 1867. Т. 1. Кн. 2. С. 143–148
-
О ложном снисхождении : Слово // Душеполезное чтение. 1865. Т. 3. Кн. 9. С. 31–42
-
О любви к Отечеству : Слово // Душеполезное чтение. 1867. Т. 3. Кн. 9. С. 3–10 ; 105–107
-
О мире Божием в душе христианина // Душеполезное чтение. 1874. Т. 3. Кн. 12. С. 461–467
-
О недовольстве своим состоянием // Душеполезное чтение. 1872. Т. 1. Кн. 1. С. 106–109
-
О покаянии : четыре поучения // Душеполезное чтение. 1871. Т. 1. Кн. 1. С. 74–88 ; Кн. 2. С. 124–129
-
О свойствах истинной ревности по правде // Душеполезное чтение. 1871. Т. 2. Кн. 6. С. 104–108
-
О склонности к лености // Душеполезное чтение. 1871. Т. 2. Кн. 7. С. 180–187
-
О христианской искренности и правдивости : Три беседы // Душеполезное чтение. 1871. Т. 1. Кн. 4. С. 334–350
-
О христианской простоте мысли и жизни // Душеполезное чтение. 1871. Т. 2. Кн. 6. С. 99–107
-
О христианской скромности // Душеполезное чтение. 1871. Т. 3. Кн. 10. С. 111–116
-
О христианском приготовлении к общественной деятельности // Душеполезное чтение. 1868. Т. 2. Кн. 8. С. 377–386
-
О чудесах // Душеполезное чтение. 1871. Т. 2. Кн. 5. С. 34–38
-
Об общественной благотворительности : Слово // Душеполезное чтение. 1868. Т. 3. Кн. 11. С. 207–212
-
Отзыв о книге А. Т. Бузовой «Общественное богослужение Православной Церкви» // Циркуляр по Московскому учебному округу. 1868. № 11
-
Первое собрание Московской общей думы : Речь при открытии городской Думы в Москве // Московские ведомости. 1863. № 79. С. 2
-
Поучение в великий пяток на слово: жажду // Душеполезное чтение. 1872. Т. 1. Кн. 4. С. 433–436
-
Размышления о Вечности // Православное обозрение 1871. № 1. С. 110–119
-
Речь 26 ноября, перед выносом гроба Высокопреосвященнейшего Филарета из Чудова монастыря // Душеполезное чтение. 1867. № 11. С. 217–218
-
Речь к воспитанникам 1-й и 5-й гимназий // Циркуляр по Московскому учебному округу. 1868. № 10
-
Речь к воспитанникам 1-й и 5-й московских гимназий при начале учебного года // Душеполезное чтение. 1866. Т. 3. Кн. 9. С. 40–45
-
Речь при открытии одного из пяти начальных женских училищ, учреждаемых в Москве Городской Думой // Душеполезное чтение. 1867. Т. 3. Кн. 10. С. 105–108
-
Свобода и послушание : Слово на царский день // Душеполезное чтение. 1869. Т. 1. Кн. 3. С. 281–288
-
Слово в память открытия Братства св. Николая // Душеполезное чтение. 1868. № 11
-
Слово ко вновь поступившим в гимназию воспитанникам // Душеполезное чтение. 1869. Т. 3. Кн. 9. С. 18–20
-
Слово при освящении храма // Прибавления к творениям св. отцов. М., 1862. Ч. XXI. Кн. 1. С. 1–8
-
Слово при погребении г. Кошелева // Душеполезное чтение. 1866. Т. 3. Кн. 9. С. 52–59
-
Слово при погребении Сергея Ивановича Тихомирова-Платонова // Душеполезное чтение. 1866. Т. 1. Кн. 3. С. 177–184
-
У креста место для скорбящих // Душеполезное чтение. 1871. Т. 3. Кн. 9. С. 37–42
-
Церковное пение, как средство к распространению в народе религиозного и нравственного образования // Душеполезное чтение. 1866. Т. 3. Кн. 9. С. 30–40
Литература
-
Алексей Владимирович Марков. Семейные истории и биографические очерки. М., 2017. С. 46–54
-
Большая семья святителя Филарета (Дроздова) / Маркова Н. А. Lambert Academic Publishing. 2018
-
Былое : Давно прошедшие счастливые дни / П. С. Уварова. М., 2005 (Записки прошлого). С. 26
-
Гиляров-Платонов Н. П. Некролог // Современные известия. 1870. № 351
-
Гласные Московской городской думы (1863–1917) : Священники и выпускники духовных академий // Московский журнал. 2008. № 10. С. 7
-
Исторические сведения о церкви Успения пресвятой Богородицы, что на Могильцах / Сост. прот. Ф. М. Ловцов. М., 1899. С. 21–22, 53–56, 74
-
Коропчевский Д. А. Гимназия пятидесятых годов : (Воспоминания воспитанника Московской 4-й гимназии) // Русская школа. 1897. Т. 2. № 9/10. С. 71
-
Летопись Троицкой, на Арбате, церкви в Москве, в Пречистинском сороке, с 1620 по 1881 год / Сост. оной церкви диакон Василий Страхов. М., 1883. С. 105–109
-
Московская городская дума : 1863–1917 / Л. Ф. Писарькова; Моск. гор. об-ние арх., РАН. Ин-т рос. истории. М., 1998. (Моск. моногр.). 567 с. : ил., портр., табл., факс
-
Памяти протоиерея И. М. Богословского-Платонова : (Из воспоминаний его бывшего ученика) // Московские церковные ведомости. 1895. № 50. С. 496–497
-
Памяти протоиерея Троицкой, на Арбате, в Москве, церкви Ипполита Михаиловича Богословского-Платонова / [соч.] прот. В. С. Маркова. М., 1898